Файл: Билеты. Педиатрия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Синдромы нарушения сознания:

1. Возбуждение с эйфорией.

2. Возбуждение с негативизмом.
8>1000>3>

3. Возбуждение с сомнолентностью.

4. Сомнолентность.

5. Ступор.

6. Сопор.

7. Кома.

8. Ирритативные расстройства сознания, выражающиеся возбуждением ЦНС – галлюцинации, бред.

 

Возраст

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движения руки и действия предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

Навыки и умения в процессах

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

Вздрагивает и моргает при резком звуке

 

 

 

 

 

 

18-20 дней

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

Успокаивается при сильном звуке (погреметь игрушкой)

 

 

 

 

 

 

1 месяц

Плавное прослеживание движущегося предмета. Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете

Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки. Замирает

Первая улыбка на разговор взрослого

Еще гипертонус, уменьшается к 3 месяцам на руках, к 4 месяцам на ногах

Лежа на животе, ПЫТАЕТСЯ поднимать и некоторое время удерживать голову

 

 

 

2 месяца

Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым

Ищущие повороты головы при длительном звуке

Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого

 

Лежа на животе, поднимает и некоторое время УДЕРЖИВАЕТ голову

 

Произносит отдельные звуки а, у, ы

 

3 месяца

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке)

Ищет источник звука в вертикальном положении

Проявляет «КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор)

Случайно наталкивается рукой на игрушки, низко висящие над грудью

1) Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову

2) При поддержке подмышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

 

 

 

4 месяца

Узнает близкого человека, радуется

1) Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами

2) По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию

1) Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления»

2) Смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.

Если не улыбается, то нежеланный ребенок или неврология

Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над ним игрушки

То же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено

 

Гулит = соединяет несколько гласных звуков

Во время кормления придерживает бутылочку или грудь матери руками

5 месяцев

Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека)

1) Узнает голос матери или близкого

2) Различает строгую или ласковую интонацию, обращенной к нему речи (по-разному реагирует)

Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит

1) Берет игрушку из рук взрослого

2) Удерживает в руке игрушку

1) Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук

2) Переворачивается со спины на живот

3) Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки

 

 

 

 

 

 

 

Подолгу певуче гулит

Ест с ложки полугустую и густую пищу

6 месяцев

 

По-разному реагирует на свое и на чужое имя

 

Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую

1) Переворачивается с живота на спину

2) Передвигается, переставляя руки или немного подползая

 

Произносит отдельные слоги (начало лепета)

Появляются согласные м, б, звонкие сонорные, н, к, д

Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами

7 месяцев

 

 

 

Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее

Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях) на четвереньках. Если по пластунски = дистония, гипертонус рук, м.б. парапарез н.к.

На вопрос «где» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги

Пьет из чашки, которую держит взрослый. Созревает глотательный рефлекс, угнетается сосательный.

8 месяцеы

 

 

Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет

1) Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств.

2) Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит)

1) Сам садится, сидит и ложится

2) Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается

3) Переступает боком, держится за барьер

1) На вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах

2) По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа) – ладушки, дай ручку

Громко, четко произносит СЛОГИ

1) Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке

2) Пьет из чашки, которую держит взрослый

9 месяцев

 

Плясовые движения под плясовую мелодию

1) Догоняет ребенка, ползет ему навстречу

2) Подражает действия и движениям другого ребенка

С предметами действует подолгу, в зависимости от их свойств (катает, поднимает, открывает, гремит, нажимает)

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками

1) На вопрос «где» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения

2) Знает свое имя, оборачивается на зов

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые есть в его лепете

1) Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками

2) Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок)

10 месяцев

 

 

Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним

Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает). Действия с предметами принимают устойчивый характер

1) Входит на высокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее

2) Идет вперед с поддержкой за обе руки

1) По просьбе «дай» находит среди игрушек знакомые предметы и дает их.

2) Во время игры с ним «догоню-догоню», «сорока-ворока», «прятки» выполняет разученные действия и движения

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете

Закрепляются навыки, приобретенные в 9 месяцев

11 месяцев

 

 

1) Радуется приходу детей

2) Избирательное отношение к детям

Овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Собирает пирамиду

1) Стоит самостоятельно

2) Делает первые самостоятельные шаги

1) По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку)

2) Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек любой мяч, все машины и др.

Произносит первые слова-обозначения «ав-ав», «кис-кис»

Закрепляются навыки, приобретенные в 10 месяцев

12 месяцев

Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову взрослого), если учили

 

1) Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом

2) Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком

1) Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит)

2) Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и собаку)

Ходит самостоятельно без опоросы. К 1,5 годам должен уже ходить

1) Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место»

2) Понимает слово «нельзя» (прекращает действие)

1) Легко подражает новым слогам

2) Произносит 5-10 облегченных слов

Самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками, держит)


 

НПР второго года жизни

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения (мозжечок)

Навыки

1 год 3 месяца

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности и радости

Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (кубов) с разницей в 3 см

Воспроизводит в игре разученные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень)

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой (каша, пюре)

1 год 6 месяцев

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи

Облегченными словами называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия

Перешагивает через препятствия приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу (суп, компот, кисель)

1 год 9 месяцев

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого

Во время игры словами и двухсловными предложениями обозначает свои действия

Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см

Воспроизводит несложные (сюжетные) постройки-перекрытия «ворота, «скамейка», «дом»

Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см и приподнятой над полом на 15-20 см (бардюр)

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапка)

2 года

Понимает рассказ без показа о событиях, бывших в его опыте

При общении с взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения

Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета

В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично одевается (ботинки, шапку)


 

НПР третьего года жизни

Возраст

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Навыки одевания

Навыки кормления

Движения

2-2,5 года

Говорит многословными предложениями. Появляются вопросы «где?», «куда?»

Подбирает по образцу основные геометрические формы и предметы 4 основных цветов

Носит сюжетный характер: ребенок отражает действия из жизни окружающих

Самостоятельно делает сюжетные постройки и называет их

 

Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки

Ест самостоятельно, аккуратно

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см

2,5-3 года

Начинает употреблять сложные и придаточные предложения, появляются вопросы «когда?», «почему?»

В своей деятельности правильно использует геометрические формы. Называет 4 основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый

Появляются элементы ролевой игры

Появляются сложные сюжетные постройки (дом с забором и дорогой)

С помощью карандаша, пластилина изображает простые предметы

Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого

Пользуется салфетками по мере надобности без напоминания

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см

 

7. Рахит. Этиология. Диагностика. Клиника. Профилактика и лечение. Понятие о спазмофилии. Профилактика.

 

Рахит - полиэтиологичное обменное заболевание, возникающее преимущественно у детей раннего возраста, характеризующееся транзиторным состоянием дефицита кальция и фосфатов, а также витамина D в условиях быстрого роста и гетерохронии созревания органов и систем.

 

Факторы риска развития рахита

Со стороны матери:

➢ возраст матери <17 и >35 лет

➢ токсикозы беременности

➢ экстрагенитальная патология

➢ дефекты питания во время беременности и питания

➢ несоблюдение режима дня

➢ неблагоприятные социально-бытовые условия

 

Со стороны ребенка:

➢ время рождения ребенка (чаще болеют рожденные с июля по декабрь)

➢ недоношенность

➢ морфофункциональная незрелость


➢ большая масса при рождении (более 4 кг)

➢ «бурная» прибавка в массе в первые 3 мес жизни

➢ раннее искусственное и смешанное вскармливание неадаптированными молочными смесями – недостаточное пребывание на свежем воздухе

➢ малая двигательная активность (тугое пеленание, отсутствие ЛФК)

➢ заболевание кожи, печени, почек

➢ синдром мальабсорбции

Патогенез

Патогенез клинических проявлений рахита связан с нарушением обмена кальция и фосфора. При гиповитаминозе D снижается абсорбция кальция и фосфора в кишечнике, реабсорбция их в почках и, следовательно, развиваются гипокальциемия и гипофосфатемия. В ответ на это активируются компенсаторные механизмы в виде увеличения выработки паратгормона (вторичный гиперпаратиреоз), усиливающего выведения кальция в кровь из депо - костной ткани. Это приводит к нормализации уровня кальция в крови, но сохранению гипофосфатемии, что и наблюдается в начальный период рахита. Следствием гипофосфатемии является дефицит энергетических субстратов, от которого, страдают центральная и вегетативная нервные системы, мышечная система. Кроме этого происходит рассеивание импульса по нервным стволам из-за нарушения нервных волокон. Также развивается метаболический ацидоз.

Значение имеет не столько истинный экзогенный дефицит витамина D, сколько недостаточная инсоляция, так как более 90% витамина D синтезируется в коже при УФО, а 10% поступает с пищей, т.е. кожный синтез способен полностью покрыть потребность организма. Десятиминутное облучение части тела достаточно для синтеза необходимого организму количества витамина D.

Существует мнение, что рахит - пограничное, дефицитное состояние, своеобразный диатез. При этом «физиологическими» основами рахита (кроме особенностей питания) считают интенсивное ремоделирование 75-80% костной ткани на первом году жизни и вынужденную гипокинезию, нарушающую электростатическое регулирование построения кости.

Необходимо учитывать, что концентрацию фосфора и кальция в крови также регулируют некоторые гормоны.

ПТГ, содержание которого при рахите повышается:

- уменьшает реабсорбцию фосфатов в почечных канальцах,

- одновременно стимулирует гидроксилирование витамина D в почках, всасывание кальция в кишечнике и резорбцию кальция из кости, таким образом, ликвидируя гипокальциемию.

Наблюдают также и изменение активности щитовидной железы, так как кальцитонин:

- стимулирует включение кальция в кость;