Файл: Бузулукский гуманитарнотехнологический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– обязательные работы. Карательное содержание наказания выражается в обязательности и безвозмездности общественно полезных работ осужденного. Наиболее существенными проблемами при исполнении данного уголовного наказания являются следующие: проблема контроля за осужденными; возможная замена обязательных работ в случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания другим наказанием с учетом небольшого возможного срока лишения свободы. В целом обязательные работы как вид уголовного наказания достаточно эффективны и требуют дальнейшего развития и внедрения в судебную практику;

– исправительные работы. Отличает исправительные работы от других наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, то обстоятельство, что осужденный обязан, работая, получать заработную плату, а ее часть выплачивать государству. Исправительные работы предусматривают удержание в доход государства установленной приговором доли заработной платы осужденного (от пяти до двадцати процентов) в течение определенного приговором суда срока, кроме того, они воплощают в себе ограничение части его трудовых прав;

– ограничение по военной службе. Ограничение по военной службе является новым видом наказания в уголовном законодательстве Российской Федерации. Данный вид наказания был включен в УК РФ с целью дать возможность военнослужащим, которые совершили преступления небольшой тяжести, продолжить нести военную службу (что целесообразно, например, если они являются высококвалифицированными специалистами в своей области военного дела); исправление при этом достигается за счет лишения осужденного благ материального и нематериального характера, связанных с прохождением службы;

– ограничение свободы. В связи с вступлением в силу с 10 января 2010 года Федерального закона № 377–ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» [7] в правовой системе уголовного и уголовно-исполнительного законодательства начинает действовать такой правовой институт как ограничение свободы. Введение такого вида наказания, как ограничение свободы, направлено в первую очередь, на снижение численности осужденных в исправительных учреждениях, а также предоставление возможности гражданам, впервые совершившим преступления, исправиться без изоляции от общества [8]. В числе наиболее положительных сторон применения данного наказания можно назвать возможность осужденного отбывать наказание по месту жительства, снижение количества осужденных к лишению свободы и соответственно улучшение условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, то есть осужденному дается шанс осознать противоправность своих действий и вернуться к правопослушной жизни;


– принудительные работы. Принудительные работы в современном виде близки перечисленным выше мерам государственного принуждения, главным образом, тем, что, так же, как они, подразумевают «режим полусвободы» - помещение осужденного в специализированное учреждение с минимальной степенью изоляции от общества. Данное наказание по своему воздействию на осужденного, по объему прав и свобод, подлежащих ограничению, является достаточно строгим и, по нашему мнению, уступает только лишению свободы. Принудительные работы связаны не только с ограничением права на свободный выбор рода занятий и трудовой деятельности, на получение оплаты за труд в полном объеме (из заработной платы осужденного осуществляется удержание от 5% до 20% в доход государства), но и с существенным ограничением личной свободы, т.к. осужденный в течение срока наказания изымается из привычной микросреды и содержится в исправительном центре – специальном учреждении уголовно-исполнительной системы, предназначенном для отбывания принудительных работ [9];

– арест. Суть ареста как уголовного наказания заключается в том, что осужденный содержится в строгой изоляции от общества. Данный вид наказания может быть назначен на срок от одного до шести месяцев;

– содержание в дисциплинарной воинской части. По своей строгости данный вид наказания уступает лишению свободы. Содержание в дисциплинарной воинской части как одно из уголовных наказаний имеет свои особенности, отличающее его от остальных видов наказаний. Данный вид наказания имеет в особенности воинскую направленность. Совершение преступлений субъектами воинских правоотношений, несет угрозу не только нарушению общественного порядка, что характерно для всех преступных деяний, но и нарушение воинской дисциплины, как одной из составляющей боеготовности войск;

– лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы. Лишение человека свободы – самое суровое наказание, предусмотренное на сегодняшний день нормами Уголовного кодекса РФ. Наказание в виде лишения свободы может быть вынесено судом преступнику, совершенное которым деяние в классификации уголовных наказаний имеет как небольшую, так и среднюю или особую тяжесть. Содержание лишения свободы заключается, в первую очередь, в полной изоляции человека от общества и от привычного ему жизненного уклада;

– смертная казнь. Исходя из представленных документов, в нашем государстве установлены два моратория на смертную казнь: материальный (на исполнение смертных приговоров) и процессуальный (на их вынесение). Ни в том, ни в другом случае сам вид наказания не отменяется.



Изучив статистические данные судебного департамента при Верховном суде РФ распространенность назначения уголовных наказаний, назначенных в качестве основного наказания, определяется следующим образом: смертная казнь, арест – 0 (0 % от общего числа наказаний), пожизненное лишение свободы – 45 (0,008 %), лишение свободы на определенный срок – 149 682 (28,19 %), содержание в дисциплинарной воинской части – 79 (0,014 %), ограничение свободы – 20 099 (3,78 %), ограничение по военной службе – 179 (0,033 %), исправительные работы – 40 921 (7,7 %), обязательные работы – 92 604 (17,44 %), принудительные работы –947 (0,17 %), лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенным видом деятельности – 121 (0,022 %), штраф – 61 700 (11,6 %). Распределенность дополнительных видов наказания: штраф – 8 039 (1,51 %), лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенным видом деятельности – 67 750 (12,7 %), лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград – 176 (0,033 %), ограничение свободы – 6 919 (1,30 %) [1].

Таким образом подводя итоги изучения понятия и видов уголовных наказаний, а также их видом сделаем следующие выводы:

  1. Под уголовным наказанием следует понимать меры государственного воздействия на лицо, признанное виновным в совершении уголовно-наказуемого деяния. Согласно национальному законодательству наказание выступает в роли реализации уголовной ответственности и имеет своей целью восстановление справедливости и исправление осужденного, с целью недопущения повторных преступлений.

  2. Говоря о видах наказаний, предусмотренных уголовным правом, выделим две группы: связанные с лишением свободы: арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок и пожизненно, принудительные работы) и альтернативные лишению свободы виды наказания: исправительные и обязательные работы, ограничение свободы, штраф, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенным видом деятельности, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Стоит отметить, что уголовные наказания могут быть назначены в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания.




    1. Направления современной уголовно-исполнительной политики России



Одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики РФ является применение наказаний не связанных с лишением свободы. В числе наиболее положительных сторон применения данных наказаний можно назвать возможность осужденного отбывать наказание по месту жительства, снижение количества осужденных к лишению свободы и соответственно улучшение условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, то есть осужденному дается шанс осознать противоправность своих действий и вернуться к правопослушной жизни [10]. В целом исполнение альтернативных лишению свободы наказаний показало, что проживая в привычной для себя среде, осужденный сохраняет полезные социальные связи, имеет возможность заниматься общественно-полезной деятельностью, продолжить работу, учебу. Надзор со стороны уголовно-исполнительных инспекций за поведением осужденных, соблюдения, ими установленных судом ограничений и принятие при необходимости мер воздействия стимулирует осужденных [11].

Контроль уголовно-исполнительных инспекций за выполнением установленных обязанностей осужденными возможен преимущественно с применением системы электронного мониторинга подконтрольных лиц [12]. Однако последняя применяется не ко всем осужденным, а только к лицам, осужденным к ограничению свободы, в первую очередь данная система применяется к лицам, в отношении которых принята мера пресечения в виде домашнего ареста.

Накопленный положительный опыт применения электронных средств персонального контроля за осужденными к ограничению свободы позволяет рассмотреть целесообразность расширения сферы применения оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц для профилактики противоправного поведения (путем создания у осужденного убежденности в наличии постоянного контроля за его поведением) и в целях фиксации местонахождения осужденных к другим видам наказаний и мерам уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества (с последующим возможным использованием этих данных в качестве доказательной базы). На наш взгляд, первой проблемой, которую необходимо решать, является правовая доработка вопросов, связанных с применением системы электронного мониторинга подконтрольных лиц.

Другим направлением необходимо рассмотреть кадровую политику уголовно-исполнительной системы в виду того, что основные задачи, стоящие перед ней, а также достижение цели уголовно-исполнительной политики возможно только при условии высокого профессионализма сотрудников.


В современное время вопрос результативности кадровой политики в уголовно-исполнительной системе заслуживает повышенной социальной значимости благодаря внедрению в отечественную уголовную практику международных требований и стандартов обращения с осужденными.

Властные полномочия, которыми наделены сотрудники, возлагают на них высокую ответственность за принимаемые решения и осуществляемые действия, а также наступающие в их результате последствия [13]. Современные исследования позволяют сделать вывод, что достаточно благоприятным моментом для формирования психологической готовности является период обучения молодых сотрудников. Так, следует отметить, что в образовательных организациях УИС обучение курсантов осуществляется по направлениям деятельности, что позволяет выпускникам благоприятно влиться в трудовую среду. Трудоустройство курсантов ведомственных вузов осуществляется также по направлению обучения.

Особые условия профотбора в уголовно-исполнительной системе способствуют тому, что сотрудниками становятся только те, кто отличается хорошим физическим здоровьем и не имеет отклонений в психическом развитии. Однако служба в УИС относится к психологически крайне сложной профессиональной деятельности, сопровождающейся различными экстремальными и психотравмирующими ситуациями.

Одной из ключевых сторон реформирования уголовно-исполнительной политики России выступает квалитативное обновление их кадрового аппарата, ввиду того, что результативность выполнения сложных и ответственных задач в большей мере зависит от сотрудников систем. В пределах своей компетенции сотрудниками психологических служб ведомств оказывается психологическая поддержка молодым сотрудникам, в том числе на этапе формирования готовности и психологической устойчивости как во время служебной деятельности, так и во время применения оружия в экстремальных ситуациях [14]. Опираясь на общественные социально-экономические изменения в мире, можно сделать вывод о том, что в современное время, требования к персоналу правоохранительных органов подверглись изменениям. Количество требований к специалистам возрастает, на первый план выдвигается требование на знание и готовности к применению оружия в служебной деятельности, преодолению психологического барьера в экстремальных ситуациях.

Другим направлением совершенствования уголовно-исполнительной политики выступает обеспечение безопасности в исправительных учреждениях.