Файл: Бузулукский гуманитарнотехнологический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Зачастую, должность начальника отряда по воспитательной работе с осужденными занимают лица, имеющие юридическое образование, без уклона на педагогическое. Недостаток квалифицированного персонала учреждений и органов, исполняющих наказания оказывает влияние на неэффективность организации воспитательной работы с осуждёнными. В связи с чем возникает потребность постоянного повышения квалификации в указанной сфере. На наш взгляд сотрудники воспитательных отделов исправительных учреждений должны приступать к работе только тогда, когда непосредственно пройдут переподготовку по характеру деятельности.

Проведенный анализ теоретического обеспечения процесса воспитательной работы с осужденными, лишенными свободы, позволил сделать вывод о том, что в правоприменительной практике не существует единой политики в сфере ведения документации начальниками отряда о ходе воспитательной работы с осужденными. Так, планы воспитательной работы с осужденными единообразны, а не индивидуальны. Четко определенного плана нет, у каждого начальника отряда он свой, что не позволяет получить полную информацию по данному направлению деятельности.

Анализ методических рекомендаций по эффективной организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях показал, что они не содержат в себе форм типового плана воспитательной работы [18]. Предлагается разработать типовой план воспитательной работы, который будет включать в себя три раздела:

Первичный раздел будет включать в себя мероприятия по изучению личности осужденного, составление его психологического портрета, выяснения отношения к совершенному преступлению и намерений на соблюдение порядка отбывания наказания. Кроме того, в данном разделе необходимо включить мероприятия в процессе нахождения лица в карантинном отделении. Планирование дальнейших воспитательных мероприятий должно строиться в зависимости от характеристик конкретного лица и рекомендаций служб исправительного учреждения по всем направлениям деятельности в процессе изучения личности последнего в карантинном отделении.

Основной раздел должен включать в себя мероприятия, направленные на достижение цели уголовного наказания, а именно исправления осужденного с целью его дальнейшей ресоциализации. Так, основной раздел может включать в себя проведения различных мероприятий, на основе полученных рекомендаций в карантинном отделении (например, работа по восстановлению потерянных социально-полезных связей, работа, направленная на досрочное погашение иска, назначенного приговором суда).


Мероприятия в заключительном разделе необходимо составлять на последний год отбывания наказания. Данные воспитательные мероприятия должны быть направлены на подготовку осужденного к освобождению (например, работа по рассмотрению возможного места работы после освобождения, ознакомление с нормативно-правовыми актами).

Такая проблема, как незанятость осуждённых в период отбывания наказания также оказывает негативное влияние на процесс их перевоспитания. Решение данной проблемы видится в увеличение количества проводимых общественных мероприятий (родительский день, день открытых дверей). Данные мероприятия позволят осужденным не утратить социально-полезные связи с родственниками, которые положительно влияют на исправление осужденных. Кроме того, необходимо ограничить личное время осужденных, занимая его проведением мероприятий воспитательного характера сотрудниками различных служб и подразделений учреждений, что позволит достичь цели уголовного наказания.

Особого внимания заслуживают тюрьмы, как наиболее суровые исправительные учреждения. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в тюрьмах, проживают в запираемых общих камерах. Распределение осужденных по камерам, определяются также положениями УИК РФ. Так, согласно ст. 80 УИК РФ применительно к тюрьмам необходимо соблюдать следующие правила распределения осужденных по камерам, а именно раздельное содержание следующих осужденных:

– лица, впервые осужденные и ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы;

– лица при опасном и особо опасном рецидиве;

– лица, содержащиеся на разных условиях отбывания наказания;

– отдельно содержатся лица, оставленные для работ по хозяйственному обслуживанию.

Труд осужденных организуется с учетом требований содержания их в камерах. Профессиональное обучение проводится непосредственно на рабочих местах при соблюдении правил безопасности. Осужденные могут пользоваться библиотекой, прослушивать радиопередачи. Им оказывается психологическая помощь. В колониях создаются психолого-диагностические центры в целях психологической реабилитации осужденных. Практика показывает, что исполнение данного вида наказания необходимо совершенствовать.

Первой выделим проблему распределения осужденных по камерам. Рассмотренные нами условия распределения осужденных по камерам, пораждает ряд проблемных вопросов, так как разграничение категорий осужденных на группы по камерам невозможно из-за нехватки мест.



Согласно уголовно-исполнительному законодательству применительно к тюрьмам необходимо соблюдать следующие правила распределения осужденных по камерам, а именно раздельное содержание следующих осужденных: лиц, впервые осужденные и ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы; лиц при опасном и особо опасном рецидиве; лиц, содержащиеся на разных условиях отбывания наказания; отдельное содержание лиц, оставленные для работ по хозяйственному обслуживанию.

Необходимость раздельного содержания различных групп осужденных предусмотрено также международным законодательством. Согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целями классификации являются:

а) отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние;

б) разделение заключенных на категории, облегчающее работу с ними, в целях их возвращения к жизни в обществе [19].

Решение данной проблемы нами видится либо в расширении территории тюрем, либо в первоначальной классификации и направлении осужденных в тюрьмы уже по критерию разграничения. Так, Федеральная служба исполнения наказания, определяя осужденному определенное учреждение, может учитывать личностные характеристики отбывающих наказание лиц, при невозможности соблюдения критериев отдельного размещения определенных категорий лиц, направлять в иные тюрьмы.

Следующей проблемой выступает трудовая обеспеченность лиц, отбывающих наказание в тюрьмах. Анализ организации трудовой адаптации осужденных позволил выделить ряд проблем:

– отсутствие должного количества рабочих мест;

– отсутствии необходимой специальности у осужденных;

– нахождение в запираемых помещениях, в качестве примененного дисциплинарного взыскания, без вывода на работу в связи с отсутствием изолированных рабочих участков.

Решение вопроса недостаточности трудовой привлеченности осужденных видится в создании экономически целесообразных рабочих мест и формирование эффективной организации трудового воспитания осужденных.

Подводя итоги, отметим, что для осужденных отбывающих наказание в тюрьме, определим, что в рамках одного учреждения они могут содержаться в обычных и строгих условиях. Законодательно закреплена возможность изменения условий отбывания наказания в одном исправительном учреждении и изменение вида исправительного учреждения. Данная возможность предоставляется при оценке поведения осужденного, его исправления, отношения к труду, режимным и воспитательным мероприятиям.


Основными проблемами выступает недостаточность камер для распределения осужденных с учетом специфики личностных особенностей и организация трудовой адаптации осужденных.
При исполнении наказания в виде лишения свободы возникают проблемы при применении условно-досрочного освобождения к осужденным. Проведя анализ правоприменительной практики видно, что при применении судами Условно-досрочного освобождения, они почти всегда правильно применяют действующее законодательство. Данный анализ раскрыл, что вынесенные решения судов в большинстве случаев критикуют. В основном за раннее условно-досрочное освобождения, тем более, когда освобожденное лицо совершило преступление. В другом случае, когда суд отказывает в ходатайстве, тем, кто этого заслуживает.

Необходимо законодательно разработать четкие критерии для применения условно-досрочного освобождения, а так де определить оптимальную процедуру рассмотрения ходатайств об УДО.


Рассмотрим различные решения судов.

Рассмотрим дело, когда Московским городским судом было рассмотрено ходатайство об условно-досрочном освобождении гражданки Б., осужденной по приговору Тверского районного суда г. Москвы от 17 января 2014 года по ч. 4 ст. 159 УК РФ и п. «а», «б» ч. 2 ст. 174.1 УК РФ с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к 6 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Где видно из характеристики, приложенной комиссией исправительной колонии, у осужденной 10 поощрений за хорошее поведение, нарушений нет, с осужденными не конфликтует, распорядок соблюдает. Переведена на легкие условия, иска не имеет, есть место трудоустройства после освобождения по УДО. Администрация учреждения настаивает о том что, применение УДО к Б. не целесообразно. Суд после изложения характеристики учреждения, оставляет ходатайство осужденной Б. без удовлетворения [20].

Значит, суд не видит степень исправления осужденного, а только приходит к своим выводам, по характеристике на осужденного, которую предоставило учреждение. Стало быть, суд берет во внимание лишь то, как себя вел осужденный за период отбывания срока, так как закон и не требует от суда определения степени исправления осужденного.

В законе не сказано, какое именно основание для принятия решений об УДО должно обладать главной ролью. Так, законодатель дает право суду в каждом случае выяснять, хватает ли тех сведений, которые есть в характеристике и других материалах, для признания, осужденного не нуждающимся в дальнейшем отбывании срока и освободить условно-досрочно. В законе нет, какое конкретно значение в определении вопроса об УДО могли бы иметь эти либо другие обстоятельства, законодатель дает решить суду, хватает ли доказательств в характеристике и других материалах для УДО. Решение суда о применении УДО, должно быть обосновано ссылками на фактические обстоятельства, изученные в суде.

Рассмотрим ходатайство, в котором было отказано в условно-досрочном освобождении осужденному К., где суд о своем решении сослался на характеристику осужденного, так же поведение в период срока наказания и указал, что К. не работает, за 2013 г. всего 1 поощрение, из этого сделал вывод, что К. еще не исправился и нуждается в дальнейшем отбывании срока . В то время судом было установлено, что за время пребывания в колонии К. был