Файл: Министерство сельского хозяйства российской федерации федеральное государственное образовательное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 296
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
Таким образом, маркетинговый подход компании отличает системность, ориентация на потребности и конъюнктуру рынка, соответствие общерыночным целям фирмы.
1.5. Âèäû ìàðêåòèíãà
На современном рынке выделяют различные концептуальные подходы и соответствующие им виды маркетинга. Так, в марке- тинге различают:
• идеологический аспект – маркетинговый образ мышления менеджеров (точка отсчета и конечный пункт процесса обосно- вания решений - спрос, потребитель, конкурентоспособность, рынок);
• аналитический аспект – обязательное понимание, а значит, и исследование рынка;
• прикладной аспект – адаптация к рынку, создание и стиму- лирование спроса.
• пассивный маркетинг – ориентация на товар, производство
(ограниченность предложения); организационный маркетинг – ориентация на обнаружение и организацию рынка сбыта;
• активный маркетинг – изменение старых и создание новых потребностей, забота о потребителе.
Концепция 5Р (комплекс) на практике реализуется в структу- ре функционального маркетинга (рис. 3).
Рис. 3. Структура функционального маркетинга
Кроме функциональной выделяется отраслевая структура маркетинга: индустриальный (ориентированный на корпоратив- ных клиентов) и потребительский (ориентированный на конеч-
22
ного потребителя) маркетинг, маркетинг промышленных и мар- кетинг продовольственных товаров, торговый маркетинг (идео- логия: отношения к посреднику как к клиенту, потребителю), маркетинг розничной торговли, агромаркетинг, маркетинг ин- теллектуального продукта, маркетинг услуг и т.д.
В зависимости от характера спроса на товары различают сле- дующие виды маркетинга:
- конверсионный маркетинг, связанный с наличием пассив- ного спроса, например, на стоматологические услуги. За- дача конверсионного маркетинга – зарождение спроса на продукцию;
- стимулирующий маркетинг, связанный с наличием това- ров и услуг, на которые нет спроса, например на энцикло- педии по причине полного безразличия или незаинтересо- ванности потребителей. Задача стимулирующего марке- тинга – учесть причины безразличия и преодолеть их;
- развивающий маркетинг, связанный с формирующимся спросом на товары (услуги). Задача развивающего марке- тинга – превращение потенциального спроса в фактиче- ский (продвижение, убеждение);
- ремаркетинг, связанный со снижением спроса. Задача ре- маркетинга – оживление спроса при помощи новых воз- можностей маркетинга, например, с помощью новых ры- ночных свойств;
- синхромаркетинг связан с колеблющимся спросом, на- пример, сезонным. Сглаживание или усиление (в зависи- мости от целей) сезонных колебаний спроса – задача син- хромаркетинга;
- поддерживающий маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на товары полностью соответствуют уровню и структуре предложения;
- демаркетинг используется, когда спрос на товар чрезмер- но превышает предложение;
- противодействующий маркетинг используется для сниже- ния спроса, который с точки зрения общества, потребите- ля расценивается как иррациональный, например, спрос на наркотики.
23
1.6. Ïëàíèðîâàíèå ìàðêåòèíãà
В современной экономике любая компания должна строить свою деятельность на основе планирования. Планирование должно охватывать любые сферы деятельности компании (про- изводственную, кадровую, финансовую, инвестиционную, мар- кетинговую, технологическую, налоговую и т.д.), однако для различных функциональных направлений деятельности фирмы акценты в планировании могут различаться. Для маркетинговой, инвестиционной, технологической деятельности свойственно смещение в сторону стратегического управления, в то время как для производственной, финансовой и налоговой – в сторону оперативного.
Обычно компании составляют годовые, долгосрочные и стратегические планы.
В ходе планирования деятельности компании соблюдается оп- ределенная последовательность этапов планирования (табл. 8).
Таблица 8
Этапы планирования
Этапы
Содержание
1. Стратегическое плани- рование (высший ме- неджмент компании)
Определение целей развития компании (или ее функционального направления деятель- ности) и определение основных направле- ний, по которым должно происходить это развитие
2. Тактическое планиро- вание (среднее звено управленцев при участии высшего руководства фирмы)
Определение конкретных мероприятий и сроков их исполнения, которые позволят компании двигаться в заданных стратегией направлениях
3. Оперативное планиро- вание (конкретные ис- полнители под контролем менеджеров среднего уровня)
Определение конкретных исполнителей и шагов (методов), способствующих реализа- ции мероприятий, утвержденных в тактиче- ском плане
24
Роль маркетинга в стратегическом планировании компании:
- обеспечивает руководящие методологические принципы – маркетинговую концепцию, которая предполагает ориен- тацию стратегии компании на нужды важнейших групп потребителей;
- предоставляет исходные данные для разработчиков стра- тегического плана, помогая выявить привлекательные возможности рынка и позволяя оценить потенциал фир- мы;
- помогает разрабатывать стратегию в рамках каждого от- дельного подразделения компании.
Общая стратегия компании и ее маркетинговая стратегия во многом совпадают. Маркетинг заботится о нуждах потребителей и о способности компании удовлетворять их, эти же условия определяются миссией и задачами компании. В стратегическом планировании компании используют многие понятия маркетин- га и порой бывает сложно отделить стратегическое планирова- ние от маркетингового. На практике некоторые компании назы- вают свое стратегическое планирование «стратегическим мар- кетинговым планированием».
Для большинства успешных современных компаний марке- тинг является основополагающей идеологией ведения бизнеса, определяющей стратегическое и тактическое поведение фирмы на рынке. В связи с этим выделяют два основных прикладных аспекта маркетинговой деятельности фирмы:
1) аналитический (понимание рынков, всесторонний их анализ);
2) активный (проникновение на рынки, воздействие на них).
Первое направление реализуется посредством стратегического маркетинга, второе – посредством операционного.
Поэтому в условиях современной экономики для маркетинга компании уже недостаточно только опираться на одну из марке- тинговых концепций, необходимо иметь четко выраженное раз- деление на два направления: стратегический (политика создания товаров и услуг) и операционный маркетинг (краткосрочное планирование, направленное на уже существующие рынки).
Роль стратегического маркетинга – прослеживать эволюцию заданного рынка и выявлять различные существующие или по- тенциальные рынки и их сегменты на основе анализа потребно- стей, нуждающихся в удовлетворении. Роль операционного
25
маркетинга заключается в получении заданного объема продаж путем использования тактических средств, относящихся к това- ру, сбыту, цене и коммуникациям.
1.7. Ïðèíöèïû îðãàíèçàöèè
ìàðêåòèíãîâîé äåÿòåëüíîñòè â êîìïàíèè
Планированием маркетинга в компании и реализацией его целей занимается маркетинговая служба. Размер, состав, функ- ции и степень самостоятельности маркетинговой службы ком- пании зависят от типа, величины фирмы на рынке и ее целей.
Разделяют несколько различных подходов к осуществлению маркетинговой деятельности в компании (табл. 9).
Таблица 9
Маркетинговая деятельность компании
Вся маркетинговая деятель- ность осуществляется самостоя- тельно собственными подразде- лениями фирмы
Такой подход характерен для сред- них по размеру фирм, либо для ком- паний-гигантов, ориентированных на рынок товаров промышленного на- значения (в ситуации, когда помимо специальных маркетинговых знаний и навыков необходимо понимание специфики отрасли)
В ходе решения маркетинговых задач используются специали- зированные маркетинговые компании, оказывающие кон- салтинговые услуги (проведе- ние рекламных кампаний, мар- кетинговых исследований) и имеющие необходимых специа- листов
Такой подход чаще всего использу- ется крупными компаниями, ориен- тированными на рынок товаров на- родного потребления и оперирующих на многих национальных/региональ- ных рынках
Маркетинговую деятельность фирмы осуществляет специали- зированный посредник, выпол- няющий все стратегические и тактические маркетинговые функции
Такая организация маркетинговой деятельности свойственна неболь- шим отраслевым фирмам, объеди- ненным в ассоциации по маркетингу.
Ряд маркетинговых функций выполняют по совместительст- ву другие подразделения фирмы
Как правило, такой подход исполь- зуют мелкие и малоприбыльные фир- мы
26
Структура маркетинговой службы компании может быть по- строена по одному из следующих принципов:
• функциональный – подразделения внутри маркетинговой службы создаются в соответствии с функциями маркетинга (ис- следования, реклама и сбыт, разработка товаров, связи с обще- ственностью и т.д.). Подобная структура маркетинговой службы свойственна большинству российских компаний;
• матричный (дивизиональный) – все отделы исполняют одинаковые функции, но разделены по какому-либо признаку
(территориальному, рыночному, товарному);
• проблемный (временно, для решения возникшей проблемы формируется административная группа специалистов из раз- личных служб).
Строгих стандартов организации службы маркетинга не су- ществует, поэтому каждая компания самостоятельно подходит к решению этой задачи, понимая, что основное требование к структуре управления маркетингом – ее эффективность, гиб- кость и экономичность.
Как и любая управленческая деятельность в компании, управление маркетингом может делиться на три уровня (рис. 4).
Рис. 4. Маркетинг-менеджмент
На стратегическом уровне (концепция управления) марке- тинг ставит производство в функциональную зависимость от
27
объемов и структуры спроса. На уровне высшего менеджмента компании необходимо понимание основных законов развития рынка, глобальных тенденций изменения спроса, циклических колебаний конъюнктуры рынка. Важность маркетинга для топ- менеджмента фирмы подчеркивает тот факт, что в крупнейших транснациональных фирмах, ориентированных на рынок потре- бительских товаров, генеральным управляющим может стать только маркетолог.
На тактическом уровне (функция управления) маркетинг оз- начает выбор оптимальных способов производства и сбыта
(специализации фирмы, посредников, формы продажи, уровень сервиса и т.д.). На уровне менеджеров по маркетингу компании уже необходимо знание методик и концептуальных подходов к решению конкретных маркетинговых задач.
На оперативном уровне маркетинг – это система изучения рынка и воздействия на него. На уровне рядовых маркетологов фирмы требуется умение применять специфические методы, например, формирования анкеты, организации и проведения выставки и т.п.
Большое значение в организации маркетинга имеет человече- ский фактор. Во многих развитых, ориентированных на марке- тинг, компаниях существуют подразделения по развитию пер- сонала, занимающиеся организацией стажировок персонала, обучения на краткосрочных курсах повышения квалификации, тренингов по товароведению, психологии покупателя и т.д. Ме- неджеры среднего звена периодически организуют наблюдения за поведением продавцов и менеджеров по продажам, исполь- зуют в маркетинговых целях сеть торговых корреспондентов
(продавцов), проводят воспитательную работу среди персонала с целью привить чувство корпоративной принадлежности и гор- дости, а также уважения и внимательного отношения к покупа- телю. Так формируется корпоративная культура, которая, в свою очередь, становится не только инструментом, но и факто- ром развития самого маркетинга в компании.
28
ÒÅÌÀ 2. ÌÀÐÊÅÒÈÍÃÎÂÀß ÑÐÅÄÀ ÔÈÐÌÛ
2.1. Ïîíÿòèå è êëàññèôèêàöèÿ ìàðêåòèíãîâîé ñðåäû
Маркетинг функционирует в очень сложной многофакторной среде. Реализация маркетинговых стратегий и тактических приемов может встретить неприятие каких-либо служб компа- нии, непредвиденную реакцию рынка, не соответствовать мак- роэкономическим тенденциям. Чем больше информации об ок- ружающей среде маркетинга соберет маркетинговая служба компании, тем успешнее она сможет воздействовать на нее. С точки зрения возможностей маркетингового воздействия на ок- ружение выделяют:
• микросреду, действующую на уровне компании;
• макросреду, независимую от маркетинга компании (за ис- ключением ограниченного числа крупнейших компаний транс- национального значения).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 42
Маркетинговая среда – это активные субъекты и факто-
ры, влияющие на маркетинговые возможности и решения
(рис. 5).
Рис. 5. Маркетинговая среда фирмы
29
Микросреда компании подразделяется на внутреннюю и внешнюю. К внутренней микросреде относятся отделы, службы, подразделения компании, взаимодействующие и контролируе- мые службой маркетинга.
Внутренняя микросреда – среда, абсолютно контролируемая маркетинговой службой. К внутренней микросреде относятся все подразделения фирмы:
- финансовая служба, бухгалтерия (возможности бюджета маркетинга);
- производство (уровень производственных мощностей маркетинга);
- снабжение (возможности ценообразования, инноваций);
- сбыт (возможности реализации);
- НИОКР (возможности обновления производства, товарно- го ассортимента).
Достижение поставленных маркетинговых целей возможно только благодаря взаимодействию всех подразделений компа- нии. Служба маркетинга тесно сотрудничает с другими подраз- делениями как при составлении планов, так и в дальнейшей их реализации. Без анализа внутренней среды нельзя определить, в состоянии ли фирма решать поставленные маркетинговые зада- чи. Внутренняя среда маркетинга является неотъемлемой ча- стью оценки потенциала фирмы.
Потенциал фирмы – комплекс ее возможностей и дос-
тижений, обеспечивающих конкурентное преимущество на
рынке и достижение поставленных стратегических целей.
Потенциал фирмы складывается из следующих элементов:
• доли, занимаемой фирмой на рынке;
• производственных и торгово-сбытовых мощностей;
• товарных ресурсов, качества и конкурентоспособности то- вара;
• инновационной деятельности и инвестиционного потен- циала, времени проектирования нового товара и окупаемости инвестиций;
• научно-технического потенциала (ноу-хау), состояния
НИОКР;
• финансово-кредитных ресурсов;
• трудового потенциала и эффективности труда;
30
• средней длительности жизненного цикла товаров фирмы;
• товарооборота и его ассортимента за определенный период;
• прибыли и рентабельности за определенный период;
• уровня сервиса;
• наличия известных дистрибьюторов;
• имиджа, марки или репутации фирмы.
К внешней микросреде относятся все взаимодействующие с фирмой структуры, взаимоотношения с которыми регулируются маркетингом компании:
- поставщики (цены на материалы, режим поставок и др.);
- конкуренты (сила марки и маркетинговая политика кон- курентов и др.);
- посредники (условия торговли, транспортировки, разме- щения рекламы и др.);
- клиентура (покупательная способность, приверженность маркам и др.);
- контактные аудитории (имидж компании, спрос и др.).
К основным типам посредников можно отнести:
- торговые фирмы (определяют место, время и удобство по- купки; крупные торговые посредники могут диктовать свои условия и препятствовать проникновению товара на рынок);
- транспортные компании (определяют стоимость и качест- во перевозки и хранения товара, могут существенно вли- ять на стоимость товара, выдвигать определенные условия относительно упаковки);
- специализированные маркетинговые фирмы (определяют качество, сроки и цены проведения маркетинговых иссле- дований, выработки стратегических рекомендаций);
- кредитно-финансовые учреждения (влияют на бюджет маркетинга, возможности реализации маркетинговых про- грамм).
Основные типы контактных аудиторий – это:
- средства массовой информации (формируют предпочте- ния к товарам, отношение к фирмам и т.д.);
- союзы защиты прав потребителей (способствуют соблю- дению компаниями закона о защите прав потребителей);