Файл: 2. 1 Характеристика деятельности мку мфц сургутского района.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оснащение данное мероприятие не предполагает, а необходимо лишь административные регламенты привести в соответствие электронному документообороту и реализовать это на практике. По данному комплексу мероприятий важно отметить, что при условии развития электронного правительства и снижения востребованности многофункциональных центров часть финансирования будет высвобождаться, так как в части выполнения государственного задания АУ «МФЦ Югры» и возмещение расходов муниципальных МФЦ по предоставлению государственных услуг, финансирование пропорционально оказанным услугам. Следовательно, при сокращении оказанных государственных и муниципальных услуг, сэкономленная часть может пойти на финансирование иных статей расходов.
Самое затратное из представленных мероприятий — это техническое оснащение территориальных подразделений, но и здесь можно минимизировать затраты. При обновлении устаревшей технической базы, используемой для приёма заявителей, целесообразно провести анализ имеющегося имущества, оценить его необходимость и часть из имущества выставить на торги и продать, следовательно, получить прибыль, которую можно использовать для закупки нового имущества. Речь идет об офисной технике и различных информационных стендах и стойках. Так, например, в МКУ «МФЦ Сургутского района» на подотчёте находится большое количество имущества, которое не используется, так как в связи с ребрендингом сети многофункциональных центров оно было заменено на новое только из-за внешних критериев. То есть это имущество в хорошем техническом состоянии, но просто не используется, следовательно, может быть продано.
Обеспечение подразделений МФЦ электронной очередью и компьютерами общего доступа для использования Портала государственных услуг требует затрат, но стоит отметить, что данные требования к многофункциональным центрам определены на государственном уровне и реализация данного мероприятия уже входит в действующую подпрограмму в части возмещение расходов муниципальных МФЦ по развитию центров и привидению его в соответствие требованиям единого фирменного стиля «Мои документы». То есть финансирование на реализацию данного мероприятия уже заложено.
Последнее в части технического оснащения – обеспечение терминалами оплаты государственных пошлин всех территориальных подразделений многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Данное предложение не предполагает никаких финансовых затрат, так как терминалы оплаты предоставляются частными организациями на безвозмездной договорной основе, и они получают процент от уплаченных государственных пошлин. Так необходимо лишь заключить договоры и предоставить место для размещения терминалов.
Следующий крупный комплекс мероприятий связан с решением проблемы «универсальности» специалистов приема и выдачи документов, что не позволяет охватить весь перечень услуг в полном объеме. Предложенные мероприятия не требуют финансовых затрат, но при этом предполагают постоянные организационные затраты, так как деятельность по наполняемости программного обеспечения справочным материалом, должна вестись систематически, с целью актуализации информации. Если данная задача на постоянной основе будет поставлена перед действующими сотрудниками отдела автоматизированных информационных систем, то постепенное наполнение программного обеспечения не повлечет за собой организационных издержек.
Внедрение новой системы обучения тоже скорее всего не потребует финансовых затрат, так как будет реализовано через уже действующие механизмы обмена информацией.
Организационные и нормативные ресурсы необходимы для выделения отдельной линии консультирования в органах власти для специалистов МФЦ. Здесь будет необходимо внести изменения в соглашения о взаимодействии многофункционального центра и органов власти.
Финансовых затрат потребует создание условий труда для специалистов. Но в большей мере это касается установки тревожных кнопок, так как видеонаблюдение и запись телефонных разговоров уже входит в стандарт обслуживания, и бюджет включает данные затраты. Стоит отметить, что во многих отделениях уже реализовано видеонаблюдение и запись телефонных разговоров.
Необходимость обеспечения территориальных подразделений служебными помещениями для специалистов была выявлена на основе опроса сотрудников МФЦ Сургутского района. Возможно, что в иных учреждениях подобные помещения уже имеются. Но предполагается, что служебное помещение будет выделено в уже арендуемом пространстве, а его оснащение возможно из имущества, которое стоит на подотчёте учреждений, но не используется, так как в данных помещениях соблюдение бренд бука не обязательно.
Решение проблемы, связанной с информированием заявителей о порядке предоставления услуг, тоже возможно в рамках действующего бюджета. Наполнение сайта многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг данными о порядке предоставления услуг несет лишь организационные затраты и тесно связано с наполнением справочной информацией для специалистов, то есть необходима почти одинаковая информация, только размещённая на разных ресурсах.
Также и внедрение всех видов каналов связи консультирования заявителей на территории всего округа не влечет за собой дополнительных затрат, так требует просто установки бесплатного программного обеспечения. Внедрение отдельного колл-центра консультирования заявителей не требует финансовых затрат, а кадровое обеспечение возможно за счет перераспределения штатных единиц, которое описывалось выше.
Внедрение инфоматов с данными о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг и справочной информацией об органах власти, очевидно требует затрат, так как это абсолютно новая техническая разработка для многофункциональных центров. Но сама идея пока может быть реализована на базе компьютеров общего доступа для входа на Портал государственных услуг, то есть необходимо разместить сам справочный портал на данных компьютерах. В дальнейшем после пересмотра финансирования подпрограммы и учета сэкономленных денежных средств возможно внедрение инфоматов в перспективе.
Информирование населения о специфике деятельности многофункциональных центров тоже не требует финансовых затрат. Штатная единица сотрудника по связям с общественностью возможна также в рамках перераспределения штата. Ведение социальных сетей учреждения доступно всем и бесплатно. Сотрудничество с местными СМИ на практике происходит на безвозмездной основе, так как местное телевидение и печатные издания часто и освещают деятельность органов власти и им самим необходим актуальный материал.
Самое затратное мероприятие из предложенных – это внедрение мобильного офиса для удалённых территорий, так как требуется приобретение транспортных средств и оборудование их рабочими местами. Данное предложение скорее является перспективным и в ближайшее время возможно введение пробных мобильных офисов на территориях, где проблема удаленности территорий является самой актуальной. По итоговым результатам на конец 2018 года доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в том числе в МФЦ в ХМАО-Югре составляет 99,5%, при установленном указом президента №601 значении не менее 90% [53]. Исходя из этого нет острой необходимости в реализации данного мероприятия в ближайшее время, но не брать его во внимание нельзя.
Таким образом, большинство предлагаемых мероприятий не требует больших финансовых затрат, они могут быть реализованы в рамках действующего бюджета. Организационные, нормативные и кадровые ресурсы, которые необходимы для реализации комплекса мероприятий, уже имеются в структуре сети многофункциональных центров округа. Необходимо при централизации учреждений сразу предусмотреть реализацию предложенных мероприятий и верно сконцентрировать ресурсы для более эффективной работы учреждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг были созданы в рамках концепции развития электронного правительства на территории России и являются переходной формой от традиционной модели взаимодействия органов власти к электронной. Но несмотря на это, в настоящее время они взяли на себя большую часть услуг и сдерживают развитие электронного правительства. Так складывается двойная ситуация. С одной стороны, необходим пересмотр деятельности многофункциональных центров с целью их переориентации на поддержку электронного правительства. А с другой, во избежание ликвидации такой крупной и развитой сети, необходимо реализовывать новые виды услуг, в том числе платные.
В настоящее время общепризнанного определения термина «электронное правительство» не сформулировано. Существенно различается понимание электронного правительства учеными, занимающимися вопросами становления и развития информационного общества, разработчиками технологий электронного правительства и чиновниками, которым приходится работать с нововведениями в государственном управлении. Если обобщить их, то электронное правительство в широком смысле понимается как процесс трансформации внутренних и внешних взаимодействий в системе государственного управления в результате внедрения информационных и телекоммуникационных средств, с целью оптимизации управления, улучшения качества обслуживания населения и обеспечения конституционных прав граждан.
В свою очередь, определение многофункционального центра представлено в Федеральном законе от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Так, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг – организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".
Многофункциональные центры являются самым распространенным элементов электронного правительства. Это связано с тем, что населению трудно сразу перейти от традиционной формы взаимодействия с органами власти к электронной, а МФЦ представляют из себя переходную модель и формируют у населения доверительное отношение к взаимодействию органов власти и граждан посредством информационно-коммуникационных технологий.
Новая для России концепция электронного правительства уже стала привычной для многих стран и их опыт можно объединить в три модели электронного правительства: англо-американскую, построенную на открытости органов власти; континентально-европейскую, где за основу взята единая электронная архитектура взаимодействия органов власти и создание многофункциональных центров; азиатская, отличительной чертой которой является активное внедрение технических возможностей в сферу безопасности и защиты жизнедеятельности населения.
Точкой отсчёта в становлении электронного правительства в России можно считать утверждение программы «Электронная Россия 2002-2010 гг.», где были поставлены глобальные цели по информатизации всех сфер жизни, но из-за неподготовленной базы, программа постоянно терпела изменения и так и не была в полной мере реализована. На смену ей пришла ФЦП «Информационное общество 2011-2020 гг.», которая послужила несомненным двигателем развития электронного правительства на территории России. В ходе реализации второй целевой программы существенные изменения стали заметны не только органам власти, но и населению. Внедрение Портала государственных и муниципальных услуг, а также распространение многофункциональных центров для населения страны изменило привычное представление о их взаимодействии с государственными структурами и повлекло за собой качественные изменения.
Несмотря на то, что многофункциональные центры появились сравнительно недавно, нормативная правовая база включает основные правовые акты, регламентирующие деятельность монофункциональных центров. К ним можно отнести: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 г. №1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»; Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» и другие. На региональном уровне, как правило, действуют нормативные акты дополняющие федеральные, на основании специфических особенностей регионов. Помимо нормативно-правовых актов, на федеральном и региональном уровнях разработано достаточно различных стратегических документов по развитию сети многофункциональных центров, а в муниципалитетах МФЦ включены в планы и стратегии развития территории.
Самое затратное из представленных мероприятий — это техническое оснащение территориальных подразделений, но и здесь можно минимизировать затраты. При обновлении устаревшей технической базы, используемой для приёма заявителей, целесообразно провести анализ имеющегося имущества, оценить его необходимость и часть из имущества выставить на торги и продать, следовательно, получить прибыль, которую можно использовать для закупки нового имущества. Речь идет об офисной технике и различных информационных стендах и стойках. Так, например, в МКУ «МФЦ Сургутского района» на подотчёте находится большое количество имущества, которое не используется, так как в связи с ребрендингом сети многофункциональных центров оно было заменено на новое только из-за внешних критериев. То есть это имущество в хорошем техническом состоянии, но просто не используется, следовательно, может быть продано.
Обеспечение подразделений МФЦ электронной очередью и компьютерами общего доступа для использования Портала государственных услуг требует затрат, но стоит отметить, что данные требования к многофункциональным центрам определены на государственном уровне и реализация данного мероприятия уже входит в действующую подпрограмму в части возмещение расходов муниципальных МФЦ по развитию центров и привидению его в соответствие требованиям единого фирменного стиля «Мои документы». То есть финансирование на реализацию данного мероприятия уже заложено.
Последнее в части технического оснащения – обеспечение терминалами оплаты государственных пошлин всех территориальных подразделений многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Данное предложение не предполагает никаких финансовых затрат, так как терминалы оплаты предоставляются частными организациями на безвозмездной договорной основе, и они получают процент от уплаченных государственных пошлин. Так необходимо лишь заключить договоры и предоставить место для размещения терминалов.
Следующий крупный комплекс мероприятий связан с решением проблемы «универсальности» специалистов приема и выдачи документов, что не позволяет охватить весь перечень услуг в полном объеме. Предложенные мероприятия не требуют финансовых затрат, но при этом предполагают постоянные организационные затраты, так как деятельность по наполняемости программного обеспечения справочным материалом, должна вестись систематически, с целью актуализации информации. Если данная задача на постоянной основе будет поставлена перед действующими сотрудниками отдела автоматизированных информационных систем, то постепенное наполнение программного обеспечения не повлечет за собой организационных издержек.
Внедрение новой системы обучения тоже скорее всего не потребует финансовых затрат, так как будет реализовано через уже действующие механизмы обмена информацией.
Организационные и нормативные ресурсы необходимы для выделения отдельной линии консультирования в органах власти для специалистов МФЦ. Здесь будет необходимо внести изменения в соглашения о взаимодействии многофункционального центра и органов власти.
Финансовых затрат потребует создание условий труда для специалистов. Но в большей мере это касается установки тревожных кнопок, так как видеонаблюдение и запись телефонных разговоров уже входит в стандарт обслуживания, и бюджет включает данные затраты. Стоит отметить, что во многих отделениях уже реализовано видеонаблюдение и запись телефонных разговоров.
Необходимость обеспечения территориальных подразделений служебными помещениями для специалистов была выявлена на основе опроса сотрудников МФЦ Сургутского района. Возможно, что в иных учреждениях подобные помещения уже имеются. Но предполагается, что служебное помещение будет выделено в уже арендуемом пространстве, а его оснащение возможно из имущества, которое стоит на подотчёте учреждений, но не используется, так как в данных помещениях соблюдение бренд бука не обязательно.
Решение проблемы, связанной с информированием заявителей о порядке предоставления услуг, тоже возможно в рамках действующего бюджета. Наполнение сайта многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг данными о порядке предоставления услуг несет лишь организационные затраты и тесно связано с наполнением справочной информацией для специалистов, то есть необходима почти одинаковая информация, только размещённая на разных ресурсах.
Также и внедрение всех видов каналов связи консультирования заявителей на территории всего округа не влечет за собой дополнительных затрат, так требует просто установки бесплатного программного обеспечения. Внедрение отдельного колл-центра консультирования заявителей не требует финансовых затрат, а кадровое обеспечение возможно за счет перераспределения штатных единиц, которое описывалось выше.
Внедрение инфоматов с данными о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг и справочной информацией об органах власти, очевидно требует затрат, так как это абсолютно новая техническая разработка для многофункциональных центров. Но сама идея пока может быть реализована на базе компьютеров общего доступа для входа на Портал государственных услуг, то есть необходимо разместить сам справочный портал на данных компьютерах. В дальнейшем после пересмотра финансирования подпрограммы и учета сэкономленных денежных средств возможно внедрение инфоматов в перспективе.
Информирование населения о специфике деятельности многофункциональных центров тоже не требует финансовых затрат. Штатная единица сотрудника по связям с общественностью возможна также в рамках перераспределения штата. Ведение социальных сетей учреждения доступно всем и бесплатно. Сотрудничество с местными СМИ на практике происходит на безвозмездной основе, так как местное телевидение и печатные издания часто и освещают деятельность органов власти и им самим необходим актуальный материал.
Самое затратное мероприятие из предложенных – это внедрение мобильного офиса для удалённых территорий, так как требуется приобретение транспортных средств и оборудование их рабочими местами. Данное предложение скорее является перспективным и в ближайшее время возможно введение пробных мобильных офисов на территориях, где проблема удаленности территорий является самой актуальной. По итоговым результатам на конец 2018 года доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в том числе в МФЦ в ХМАО-Югре составляет 99,5%, при установленном указом президента №601 значении не менее 90% [53]. Исходя из этого нет острой необходимости в реализации данного мероприятия в ближайшее время, но не брать его во внимание нельзя.
Таким образом, большинство предлагаемых мероприятий не требует больших финансовых затрат, они могут быть реализованы в рамках действующего бюджета. Организационные, нормативные и кадровые ресурсы, которые необходимы для реализации комплекса мероприятий, уже имеются в структуре сети многофункциональных центров округа. Необходимо при централизации учреждений сразу предусмотреть реализацию предложенных мероприятий и верно сконцентрировать ресурсы для более эффективной работы учреждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг были созданы в рамках концепции развития электронного правительства на территории России и являются переходной формой от традиционной модели взаимодействия органов власти к электронной. Но несмотря на это, в настоящее время они взяли на себя большую часть услуг и сдерживают развитие электронного правительства. Так складывается двойная ситуация. С одной стороны, необходим пересмотр деятельности многофункциональных центров с целью их переориентации на поддержку электронного правительства. А с другой, во избежание ликвидации такой крупной и развитой сети, необходимо реализовывать новые виды услуг, в том числе платные.
В настоящее время общепризнанного определения термина «электронное правительство» не сформулировано. Существенно различается понимание электронного правительства учеными, занимающимися вопросами становления и развития информационного общества, разработчиками технологий электронного правительства и чиновниками, которым приходится работать с нововведениями в государственном управлении. Если обобщить их, то электронное правительство в широком смысле понимается как процесс трансформации внутренних и внешних взаимодействий в системе государственного управления в результате внедрения информационных и телекоммуникационных средств, с целью оптимизации управления, улучшения качества обслуживания населения и обеспечения конституционных прав граждан.
В свою очередь, определение многофункционального центра представлено в Федеральном законе от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Так, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг – организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".
Многофункциональные центры являются самым распространенным элементов электронного правительства. Это связано с тем, что населению трудно сразу перейти от традиционной формы взаимодействия с органами власти к электронной, а МФЦ представляют из себя переходную модель и формируют у населения доверительное отношение к взаимодействию органов власти и граждан посредством информационно-коммуникационных технологий.
Новая для России концепция электронного правительства уже стала привычной для многих стран и их опыт можно объединить в три модели электронного правительства: англо-американскую, построенную на открытости органов власти; континентально-европейскую, где за основу взята единая электронная архитектура взаимодействия органов власти и создание многофункциональных центров; азиатская, отличительной чертой которой является активное внедрение технических возможностей в сферу безопасности и защиты жизнедеятельности населения.
Точкой отсчёта в становлении электронного правительства в России можно считать утверждение программы «Электронная Россия 2002-2010 гг.», где были поставлены глобальные цели по информатизации всех сфер жизни, но из-за неподготовленной базы, программа постоянно терпела изменения и так и не была в полной мере реализована. На смену ей пришла ФЦП «Информационное общество 2011-2020 гг.», которая послужила несомненным двигателем развития электронного правительства на территории России. В ходе реализации второй целевой программы существенные изменения стали заметны не только органам власти, но и населению. Внедрение Портала государственных и муниципальных услуг, а также распространение многофункциональных центров для населения страны изменило привычное представление о их взаимодействии с государственными структурами и повлекло за собой качественные изменения.
Несмотря на то, что многофункциональные центры появились сравнительно недавно, нормативная правовая база включает основные правовые акты, регламентирующие деятельность монофункциональных центров. К ним можно отнести: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 г. №1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»; Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» и другие. На региональном уровне, как правило, действуют нормативные акты дополняющие федеральные, на основании специфических особенностей регионов. Помимо нормативно-правовых актов, на федеральном и региональном уровнях разработано достаточно различных стратегических документов по развитию сети многофункциональных центров, а в муниципалитетах МФЦ включены в планы и стратегии развития территории.