Файл: 2. 1 Характеристика деятельности мку мфц сургутского района.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для более эффективного консультирования заявителей также предлагается создать колл-центр, сотрудники которого будут вести исключительно консультирование граждан, и не будут совмещать эту деятельность с иными видами работ. Если рассматривать централизованную модель организации МФЦ на территории округа, то достаточно одного колл-центра, но с расширенным штатом сотрудников.
Также считается эффективным для данного колл-центра организовать все каналы связи, используемые для консультирования граждан в отдельных территориальных подразделениях. То есть помимо телефонной линии, обязательно организовать видеосвязь и возможность онлайн консультации на сайте многофункционального центра.
Если информирование граждан о порядке предоставления услуг возможно при обращении в многофункциональный центр, то представление о специфике предоставления услуг через многофункциональные центры должно сформироваться заблаговременно до обращения в МФЦ. В связи с этим предлагается выделение штатной единицы специалиста по связям с общественностью, который будет освещать на страницах в социальных сетях, а также на сайте не только информацию о новшествах, но и приводить конкретные жизненные ситуации, из которых станет ясно, что чаще всего МФЦ выполняют лишь роль курьера. Необходимо и систематическое сотрудничество с местными средствами массовой информации. Возможно ведение отдельной небольшой рубрики в местной газете и в утренней телепрограмме. В данной рубрике может освещаться деятельность МФЦ, а также часто задаваемые вопросы. Необходимость в профессиональном специалисте очевидна, так как написание текстов для социальных сетей имеет свою специфику, а здесь целью является донесение до населения информации, которая понятна не сразу. Это должны быть не разовые публикации, а целая выстроенная система.
Для решения следующей проблемы – недоступность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для удаленных территорий, предлагается запустить мобильные офисы. Данное мероприятие актуально не только для Сургутского района, но и для всего округа, так как обширность и удаленность территорий характерны для всего субъекта. Предполагается, что один мобильный офис с прикрепленным к нему специалистом будет работать по установленному графику, например, в определенный день недели будет выезд в удаленное поселение. Так будет обеспечена доступность многофункциональных центров для населения, и в то же время затраты на благоустройство офисов и содержание специалистов в каждом из поселений будут минимизированы. К тому же в поселениях с небольшой численностью населения не имеет смысла работать каждый день.
Таким образом, разработан ряд мероприятий, который позволит решить большинство выделенных проблем. Все предлагаемые мероприятия представлены на схеме в Приложении 2. Для налаживания эффективной деятельности многофункциональных центров на территории ХМАО-Югры необходима комплексная реализация мероприятий, так как каждое в отдельности не сможет дать большого результат, здесь важен эффект синергии. Данный комплекс мероприятий целесообразно начать именно с централизации многофункциональных центров в одно государственное учреждение, так многие из предложений совершенствования деятельности МФЦ можно будет включить в стандарт оказания услуг учреждения, и они будут внедрены по всему округу при объединении подразделений, что снизит затраты отдельных муниципалитетов, ускорит процесс совершенствования и приведет к единообразию центров в округе. Также стоит отметить, что реализация всех разработанных мероприятий позволит ускорить процесс предоставления услуг, тем самым сократит очереди и минимизирует недостаточность специалистов по приему документов.
3.2 Организационное обеспечение реализации мероприятий по совершенствованию деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в ХМАО-Югре
Разработанные выше мероприятия по совершенствованию деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в ХМАО-Югре приведут к ряду значительных изменений. На многие из них необходимы не только организационные ресурсы, но и финансовые.
В настоящее время затраты на деятельность многофункциональных центров заложены в программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие экономического потенциала», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры №336-п от 05.10.2018 года. Данная программа включает в себя подпрограмму «Совершенствование государственного и муниципального управления», которая и направлена на совершенствование деятельности МФЦ. Подпрограмма включает в себя расходы на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, повышение качества государственных и муниципальных услуг, развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Так как программа расписана до 2030 года, то финансирование распределяется следующим образом, с 2019 по 2025 год суммы распределены по годам, а с 2026 по 2030 год обозначена одна оставшееся сумма. Так на реализацию всей подпрограммы предусмотрено 16 258 955,2 тыс. рублей, в том числе в 2019 году 1 442 413,8 тыс. рублей [19]. Стоит отметить, что финансирование, выделяемое на заработную плату сотрудников, в данную программу не входит. Предложенные мероприятия будут рассмотрены в рамках данного финансирования.
Централизованная система организации многофункциональных центров в округе предполагает создание сети МФЦ в форме государственного учреждения автономного округа, уполномоченного на заключение соглашений с органами власти и органами местного самоуправления, и создание в муниципальных образованиях округа филиалов государственного МФЦ на базе действующих многофункциональных центров и их подразделений.
Переход на централизованную систему организации МФЦ позволит:
- обеспечить упрощенное взаимодействие единого МФЦ с органами власти всех уровней;
- внедрить единообразное программное обеспечение;
- установить единые требования к оснащенности территориальных подразделений;
- унифицировать требования к процессу организации предоставления услуг в МФЦ, а также условия труда и финансовое обеспечение работников МФЦ;
- рационально распределять материально-технические и финансовые ресурсы, необходимые для организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Централизация многофункциональных центров округа фактически не требует финансовых затрат, но при этом организационные затраты существенны. Созданной рабочей группе по централизации МФЦ необходимо провести анализ нормативной базы, внести изменения в документы, которые этого требуют, разработать и утвердить новые учредительные документы АУ «МФЦ ХМАО Югры» и провести их регистрацию в налоговом органе.
Большая работа предстоит в части организации деятельности многофункционального центра и его подразделений. Необходимо разработать структуру учреждения, положения об отделах и должностные инструкции специалистов, штатное расписание, вновь принять на работу сотрудников ликвидируемых подразделений и т.д. В рамках кадровых преобразований важно отметить, что при централизованной модели организации МФЦ произойдет сокращение сотрудников по кадрам, системных администраторов, бухгалтеров и т.п., так как нет необходимости их наличия при каждом подразделении в таком количестве, при условии, что данная работа будет вестись централизованно. В связи с недоступностью данных о штатном расписании действующих учреждений, трудно рассчитать весь объем штатных единиц, которые будут ликвидированы. Но на примере МКУ «МФЦ Сургутского района» можно прогнозировать, что под сокращение пойдет 13 специалистов, из них: 2 заведующих хозяйством, 1 юрисконсульта, 4 специалиста по кадрам, 2 специалиста отдела организационной работы, 1 инженера по безопасности, и 3 системных администратора. Также сокращение произойдет в управляющих должностях. Директора учреждений, станут заведующими территориальных подразделений, а действующие заведующие небольших подразделений смогут охватить сразу несколько поселений находящихся в одной агломерации. Так в МКУ «МФЦ Сургутского района» из управляющих должностей возможно сократить: 1 заместителя директора, 1 заместителя заведующего ТОСП и 3 заведующих ТОСП. Всего возможно сократить 18 штатных единиц только в одном учреждении, а их на территории округа 20, и они схожи по структуре. Предполагается сократить именно данные штатные единицы в подразделениях, но при этом сохранить их в общей численности АУ «МФЦ Югры» и перераспределить по отделам, в которых наблюдается нехватка специалистов. В первую очередь это специалисты по приему и выдаче документов, а также сотрудники отдела межведомственного взаимодействия, так как нагрузка на данных специалистов не снижается. Штатные единицы также понадобятся для создания единого колл центра. Таким образом видно, что нет необходимости увеличивать штатное расписание учреждения, а можно
обойтись перераспределением штатных единиц, что позволяет действовать в рамках действующего бюджета.
Также рабочей группе необходимо провести инвентаризацию муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении действующих муниципальных МФЦ и передать их в безвозмездное пользование АУ «МФЦ Югры». Необходимо будет провести анализ технического оснащения подразделений и, возможно, перераспределить имущество. Очевидно, что необходимы значительные организационные затраты, но они приведут к существенным результатам, в том числе к эффективному распределению финансовых средств и кадровым перестановкам.
Расширение перечня негосударственных услуг на базе многофункциональных центров и внедрение платных услуг влечет за собой организационные затраты, связанные с поиском новых организаций, желающих сотрудничать с МФЦ и заключением договоров и соглашений на предоставление услуг на базе многофункциональных центров. Также расширение перечня услуг требует дополнения программного обеспечения, но это входит в обязанности разработчиков программы, которые на постоянной основе трудоустроены в АУ «МФЦ Югры» и не потребуют дополнительных затрат. Помимо платных услуг, МФЦ смогут получать доход от сдачи помещений в субаренду для иных организаций, предоставляющих сопутствующие услугу, о которых говорилось выше. Так для проведения данного мероприятия не требуется финансовых затрат, а наоборот, при реализации платных услуг появляется дополнительная статья доходов учреждения, которая может быть использована для реализации других мероприятий.
Следующий рассматриваемый комплекс мероприятий связан с участием МФЦ в развитии электронного правительства. Пересмотр плановых показателей не несет за собой никаких затрат, а требует лишь внесения изменений в ежегодные планы оказываемых услуг в многофункциональных центрах. В свою очередь, обучение и консультирование заявителей по предоставлению услуг в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, предполагает выделение отдельных специалистов для выполнения данной задачи. Здесь стоит ориентироваться на возможности конкретного подразделения выделить специалиста приема документов для оказания помощи заявителям. Если такой возможности не предоставляется, то необходимо увеличение штата сотрудников, а это возможно исходя из перераспределения штатных единиц, которое описывалось выше. Организация электронного взаимодействия между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и органами власти для всех предоставляемых услуг, кроме тех, где необходимы оригиналы документов, также на первый взгляд несет за собой затраты. Но здесь стоит обратить внимание на то, что электронное взаимодействие налажено с большинством органов власти, и необходимо только перевести в электронную форму ряд услуг. То есть финансовых затрат на техническое и программное