Файл: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56. ТОЛКОВАНИЕ Ч. 4 СТ. 15 КОНСТИТУЦИИ РФ.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора – ч.4 ст.15 Конституции РФ

 международное право – регулятор отношений, возникающих на территории РФ.

 приоритет норм международного права

В Конституции РФ воспроизводится МП в качестве части права страны, элемента правовой системы РФ. Но, правовая система РФ включает в себя только те нормы МП, которые распространяются на ее территории, т.е. признанные РФ.  Правовая система РФ = нормы российского права + нормы МП + нормы иностранного права.

Иерархия норм, применяемых в РФ:

  • нормы МП;

  • нормы российского права;

  • нормы иностранного права.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

57. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Международно-правовые аспекты реализации правомочий Конституционного Суда РФ:

  • при разрешении Судом дел о соответствии Конституции и о даче толкования возможно привлечение норм международного права

  • вправе разрешать дела о соответствии Конституции РФ международных договоров РФ, не вступивших в силу

  • ссылается в своих решениях на международные акты, например, касающиеся, прав и свобод человека (даже решений ЕСПЧ и рекомендательных резолюций ГенАссамблеи) тем самым раскрывает конституционный смысл оспариваемого положения нормативного акта

  • КС опирается на положения международных актов о принципах судопроизводства

  • КС обеспечивает требование Международного пакта о гражданских и политических правах исправления судебных ошибок и пересмотра решения суда

Пределы проверки международного договора, не вступившего в силу, на соответствие Конституции РФ:

  1. по содержанию норм;

  2. форме договора;

  3. порядку его подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;

  4. установленному Конституцией РФ разделению властей;

  5. установленному Конституцией РФ разграничению компетенции между федеральными ОГВ;

  6. разграничению предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.

58. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

  1. Суды общей юрисдикции и арбитражные суда разрешая гражданские, трудовые, уголовные дела и определённую категорию административных дел, в необходимых случаях применяют нормы международного права. Значительная часть этих дел связана с реализацией норм, касающихся прав и свобод человека.

  2. Международные акты могут дополнять, восполнять пробел и подлежат непосредственному применению в этом случае.

  3. Оказание правовой помощи, например, при обращении в суды иностранных лиц, выполнение поручений иностранных судов.

  4. Пленум Верховного Суда принимает постановления, где обращает внимание на необходимость применения международных норм: например, важность соблюдения сроков производства по уголовным делам, так как это противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права

  5. Суды не вправе применять законы РФ, если они противоречат международному договору.

  6. Есть ППВС «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм и принципов МП и международных договоров РФ».

  7. Нарушение норм международного права при принятии решения – основание для отмены решения суда.

  8. Между ВС РФ и ВС стран СНГ есть Соглашение о сотрудничестве в сфере правосудия.

59. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТАТЬЯ 38 СТАТУТА МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН.

Это установленные гос-ми в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.

Перечня источников нет. По аналогии применяется правило из ст. 38 статута международного суда ООН. При разрешении дел суд применяет: конвенции, международные обычаи, общие принципы права и квазиисточники. Перечень открыт. Это является доказательством презумпции разнообразия источников МП. Со временем появились новые источники – акты международных организаций и акты М конференций. Эти акты могут быть обязательного и рекомендательного характера. Источниками МП являются только обязательного характера.

Традиционно применялось 2 вида источника – международный договор и международный обычай.

Обычай – доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного суда ООН ). Приобретает юридическое значение в результате однородных действий государств м определённым образом выраженного ими намерениями придать таким действиям нормативный характер.

Признаки: экстерриториальность, особый субъектный состав, процессуальный критерий, создаётся в процессе переговоров, устное правило.

Обычай состоит из 2 элементов:

  1. Практика – должна отвечать особым требованиям:

• Постоянство и единообразие (обязательный).

• Определённость.

• Всеобщность (обязательный).

• Продолжительность.

  1. Опинио юрис (мнение права) – признание нормы в качестве обязательной, согласие государств в этом. Может быть в форме активного или пассивного действия (чаще). – и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение, либо в результате молчания, либо в результате принуждения (признание путём выступления на межд.конфер-х, дача показаний в междун. Судебных органах, принятия внутрен.законода-ва). Если нет этого элемента, то образуется обыкновение – правило, которому гос-ва могут следовать длительное время, но которому не придаётся юр.сила.

У договоров и обычаев равная юридическая сила. Она зависит не от источника, а от статуса самой нормы.

Пример обычая: граница между территорией государства и космоса проходит на высоте наименьшей перигеев орбит искусственных спутников Земли.

Возможно рождение обычая в ка¬честве источника права в короткий промежуток времени (признанием гос сво¬боды использования космического пространства).

Тенденция – обычные нормы все чаще закрепляются в договорах.

Обычные международно-правовые нормы. Словесное выражение они обретают в правоприменительных актах — решениях судебных, арбитражных и других правоприменительных органов, в резолюциях международных организаций.

Если не все участники обычной нормы присоединились к кодифицирующему договору (договор который закрепил обычную норму), то одна и та же норма может быть для участников договора обязательной договорной, а для других оставаться обычной (например, положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. или Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. для не-участвующих государств сохраняют силу обычных норм).

Международный договор - означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Это родовое понятие для всех актов в договорной форме (Конвенция о праве международных договоров). Международный договор – это явно выраженное письменное соглашение между основными субъектами МП, влекущее юридические последствия. Договор возник из обычая.

Конвенция так же презюмирует заключение договор между гос-ми и другими S или между такими S МП. Конвенция не исключает возможности заключения договора «не в письменной форме», т.е устные (джентельменские) соглашения.

МД может представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко, к основному договору дается дополнение в виде протоколов, которые расцениваются как его составные части.

Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых является самостоятельным источником МП, но их толкование и реализация предполагает согласованное действие. Напр. Договорные акты по морскому праву – Конвенция ООН по морскому праву 1982г., Соглашение об осуществлении части 11 данной К от 23 июля 1994г., Соглашение об осуществлении положений этой К, которые катаются сохранения трансграничных рыбных запасов от 4.12.1995.

Структура договора:

  1. Преамбула:

  • Показывает почему этот договор был заключён и для чего.

  • На основе чего работает

  • Используется в толковании положений договора

  1. Основная часть

  2. Заключительная часть:

  • Положение о вступлении в силу

  • Срок действия

  • Оговорки

МД хар-ся как основной источник т.к:

  1. Договорная форма позволяет чётко сформулировать правомочия и обязательства сторон;

  2. Договорным регулированием охвачены все области международных отношений;

  3. Обеспечивают согласование международных норм и внутригосударственных норм.

Особое значение приобрели многосторонние МД, призванные регулировать отношения, которые представляют интерес для международного сообщества в целом.

Различие между обычаем и МД:

  1. МД – в основном совокупность однородных норм, обычай – одна норма

  2. Процесс создания норм

Формы взаимодействия :

  1. Договорные нормы заменяют обычные в процессе кодификации МП;

  2. Обычная норма может заменить договорную - если возникнет новая императивная норма юс когинс, то МД, не соответствующий этой нормы становится недействительным;

  3. Взаимное дополнение договора и обычая – обычная норма расширяет сферу действия договорных. Напр. В договоре есть положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросом, не решённым МД.

Акты международных организаций - акты, принимаемые органами международных межправительственных организаций.

Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами (т.е. обязательный или нет). Гос-ва-члены МО могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. Напр. На сессиях Ген. Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени МО разработанных в её рамках МД. В этих случаях текст договора публикуется в виде приложения к резолюции. Но именно договор является источником МП, а не резолюция.

Вместе с тем, выделяются своей особой юридической значимостью те акты МО, которым самими гос-ми-членами придаётся нормативный характер. Такие резолюции принимаются высшими органами МО в тех случаях, когда эффективное осуществление функций МО невозможно без создания новых форм МП. Можно считать общепризнанной обязательную юридическую силу норм резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам.

Своеобразна нормотворческая роль Генеральной Ассамблеи ООН в принятии поправок к Уставу ООН и к Статуту Международного Суда ООН. Согласно Устава и Статута поправки принимаются Генеральной Ассамблеей и ратифицируются государствами — членами ООН.

В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации, либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст 10, 11, 12 Устава ООН Ген Ассамблея уполномочена «делать рекомендации», а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям СовБеза, если они связаны с правоприменительной деятельностью.

Решения Совета Безопасности ООН до сих пор ограничивались правоприменением. Значение источника международного права имеет утвержденный его резолюцией 1993 г. Устав Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

Относительно деятельности других международных организаций можно констатировать принятие ими административно-регламентационных актов типа стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), санитарных правил ВОЗ. При положительном отношении государств такие правила могут восприниматься как нормативные положения.

В рамках ООН и других международных организаций действуют принимаемые их органами акты, относящиеся к их внутренней жизнедеятельности, содержащие так же нормы взаимоотношений организации и государств-членов. Например, предписания резолюций Генеральной Ассамблеи о взносах государств-членов в бюджет ООН. Совокупность таких нормативных положений принято называть внутренним правом организации.

Акты международных конференций – итоговые документы

Международные (межгосударственные) конференции завершаются, как правило, принятием итоговых документов, юридическая природа которых различна.

1. Конференция, созванная специально для разработки международного договора, завершается одобрением резолюции (иного акта) о принятии договора. В этом случае резолюция имеет лишь разовое, процедурное значение, а источником становится договор как результат действий государств по его подписанию, ратификации, введению в действие. Так, Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско в апреле — июне 1945 г. завершилась принятием Устава ООН, здесь же подписанного представителями государств, затем ратифицированного и вступившего в силу.

2. Если конференция посвящается проверке состояния выполнения уже действующего многостороннего договора, то ее задача ограничивается заслушиванием информации, формулированием рекомендаций государствам. Например, с целью оценки результатов действия Договора о нераспространении ядерного оружия подобные конференции Государств-участников проводятся каждые 5 лет.

3. Конференция посвящается рассмотрению и решению новых проблем и завершается принятием итогового документа. Это и общий обзор ситуации, и рекомендации государствам-участникам, и разработка новых правил деятельности и взаимоотношений государств. Некоторые относят к источникам, если за такой акт проголосовало большинство, некоторые не признают, но утверждают, что положения могут лечь в основу обычая.

Пример нормативного и юридически общеобязательного акта конференции – Потсдамская (Берлинская) конференция 17.07.-2.08. 1945 года участники – СССР, США, Великобритания завершилась подписанием двух документов Протокола и Сообщения о конференции. В протоколе были зафиксированы предписания относительно обращения с Германией, территориальных вопросов, ответственности главных военных преступников.

- являются юридически обязательным, нормативный характер – т.е. источник МП

Вспомогательные источники: судебные решения и доктрины. У них важная роль в формировании МП.

60. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Норма – это обязательное правило деятельности и взаимодействия государства и других субъектов. Это правило поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.

Признаки:

• Нормативность

• Формальная определённость

• Обязательность

У МП норм есть особенности:

1. В предмете регулирования (межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других S).

2. Порядок создания. Создаётся не в результате повеления, а в результате согласования интересов S.

3. По форме закрепления: в договоре, обычные и нормы, закреплённые в актах М конференций и МО.

4 . Обеспечение реализации самими государствами-создателями индивидуально или коллективно посредством созданных ими МО и органов

Порядок создания норм.

В сфере международных отношения отсутствует специальный нормотворческий орган. Нормы МП создаются самими S, прежде всего гос-вами. Создание норм МП представляет собой процесс согласования воль госуд-в, включающий две стадии:

  1. Достижение согласия относительно содержания правил поведения.

  2. Взаимообусловленное волеизъявление гос-в относительно признания правила поведения обязательным.

Формирование позиций гос-в начинается с осознания своих интересов и потребностей, а также понимания возможности удовлетворить их с помощью других гос-в или совместно с ними.

В процессе создания норм согласовываются позиции-требования. Они могут совпадать полностью или в главном. Если позиции гос-в совпадают, то в их согласовании – уступках, компромиссах – нет необходимости. Позиции гос-в формируются в виде правил поведения и фиксируются в договоре или ином акте. При несовпадении позиций государств для достижения приемлемого баланса уступки и компромиссы неизбежны.

В соглашении достигнутое тождество позиций закрепляется в виде совпадающих прав и обязанностей гос-в – участников соглашения, баланс – в виде сочетания их прав и обязанностей.

Две стадии международного нормотворческого процесса мб неразрывны во времени. Если договор вступает в силу с момента подписания, то его подписание – одновременно и согласие с содержанием правил поведения и признание этих правил в качестве обязательных. Или в отношении договоров принимаемых в виде обмена док-в принимается путём голосования или консенсуса.

Специфика создания обычных норм МП заключается в том, что правила поведения складываются в результате единообразной деятельности гос-в, их устойчивой практики. Таким же образом правила поведения признаются в качестве обязательных (opinion juris). Обычай свои происхождением обязан сложившейся практикой т.е правило поведения в процессе формирования проходит проверку практикой.

Классификация норм:

По юридической силе:

• Императивные – только один вариант поведения (категорическое предписание – нормы юс когинс)

• Диспозитивные – правила при отсутствии иной договорённости (возможны варианты).

Региональные(связывают гос0ва, которые находятся в 1 географическом р-не) и не региональные (разные р-ны)

По числу участников:

• Многосторонние

• Двухсторонние

По методу регулирования:

• обязывающие (фиксируют обязанность совершить действия)

• запрещающие (предписывающие воздержаться от совершения определённых действий)

• управомочивающие (предусматривающие возможность совершения указанных действий)

В зависимости от функционального значения:

  • Регулятивные (устанавливают конкретные П и О)

  • Охранительные (призваны гарантировать реализацию регулятивных норм)

По форме закрепления:

• документально закреплённые (установление и зафиксированные в определённом акте правила. Договорные нормы и нормы содержащиеся в актах международных конференций и МО)

• обычные (формируются и подтверждаются практикой S. Словестное выражение обретают в судебных решения и др. правоприменительных )

По сфере действия:

• Универсальные (норма, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством гос-в или всеми – Устав ООН, Конвенция о Дип.сношениях)

• Локальные (нормы, регулирующие отношения м/у 2мя или неск. Гос-ми. Объект отношений представляет интерес для определённых гос-в – двусторонние договоры, многосторонние, не имеющие характера всеобщности нормы)

Так же к универсальным нормам относятся императивные норма Jus cogens – неоспоримое право. Объект регулируемых отношений – всё международное сообщество. Нарушение нормы влечёт нарушение П и О всех гос-в. Она обладает высшей юридической силой.

Нормы юс когенс – это основа МП. Нормы юс когенс – это норма общего МП, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой права, носящей такой же характер.

юс когенс - нормы-принципы: нерушимость границ, неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение международных споров, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела, сотрудничество государств, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, pacta sunt servanda (договор должен исполняться) – добросовестное исполнение международных обязательств, уважение прав и основных свобод человека.

Мягкое право.

Наряду с этим термином применяют: зеленое право, директивное право, программирующее право, несовершенное право и т.п. – означают одно и тоже.

Мягкое право обозначает 2 явления:

1. Особый вид норм МП. Сюда относятся особые правовые нормы, которые в отличие от других не создают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку. Это декларативные, программирующие нормы, цель которых принимать что-то в будущем.

2. Не правовые международные нормы. Положения, содержащиеся в не правовых актах, в резолюциях международных организаций, в заявлениях, совместных коммюнике.

Трудность идентификации актов-рекомендаций заключается в том, что в современном арсенале правовых категорий трудно подобрать адекватную для характеристики этих документов правовую категорию. Акты эти нельзя отнести к правовым, потому что они не содержат норм права, не являются они также и правоприменительными актами, поскольку рассчитаны на неоднократное применение. Причисление актов рекомендаций к мягкому, но все же праву, во-первых позволяет отделить их по юридической силе от по-настоящему правовых норм; во-вторых, свидетельствует, что они создаются в рамках международной правовой системы.

Нормы мягкого права характеризуются гибкостью и способностью приспосабливаться как к своеобразию регулируемых отношений, так и к интересам субъектов, вступающих в эти отношения. Преимущество рекомендательных актов мягкого права - в возможно более широкой сфере их распространения. И это обеспечивает универсальность их действия. Поскольку они могут использоваться государствами по их свободному усмотрению или выбору. Недостаток – отсутствие юридической силы. Но это одновременно и преимущество, обширная законодательная практика делает этот недостаток устранимым.

юс когенс - нормы-принципы: нерушимость границ, неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение международных споров, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела, сотрудничество государств, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, pacta sunt servanda (договор должен исполняться) – добросовестное исполнение международных обязательств, уважение прав и основных свобод человека, сотрудничество гос-в.

Это нормативная основа всей МП системы.

Сами нормы юс когенс закреплены в 45г в уставе ООН, в 70-м году подписана декларация о принципах МП, 75 год заключительный акт Совещания по БСЕ.

Все принципы взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех остальных. Они общеобязательны.
63. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ИНДИВИДОВ.

Субъекты МП - это участники международных правоотношений, которые обладают правами и несут обязанности, закреплённые в МП.

Выделяют несколько этапов понимания субъектов.

  • Первоначально, на первом этапе (XIX), в доктрине выделялся только один субъект – государство. Причем некоторые авторы пишут, что государство субъектом может быть только в цивилизованных странах. Основной признак государства – суверенитет.

  • В начале XX века субъектами МП стали считаться образования с правом самостоятельных действий на международной арене, к независимому осуществлению П и О. Они не находились под чьей-либо властью, занимали независимое положение. (государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за независимость).

  • Третий этап продолжается и в наше время. Субъектами МП считаются участники международных правоотношений. Это те, кто обладает правами и обязанностями, вытекающими из норм МП (международные неправительственные организации – Красный крест, Гринпис + индивиды).

Современная точка зрения: субъекты МП – это еще и международные неправительственные организации (Гринпис, Красный крест, ЮЛ, ФЛ), так как:

1) как субъекты МП они могут обращаться в международные организации по защите прав человека

2) ФЛ может нести международную уголовную ответственность, но оно не может заключать международные договоры.

3) Являются носителями прав и обязанностей закрепленных в некоторых международных договорах.

4) Круг субъектов МП официально не закреплен, т е отсутствие преград применительно к нетрадиционным субъектам

Международная правосубъектность – совокупность П и О субъекта МП.

В МП нет недееспособных субъектов.

Классификация субъектов:

Традиционное деление (учебник):

  1. Основные (первичные) – государства, обладающие государственным суверенитетом, и приобретающие в силу своего возникновения международную правоспособность, народы борящиеся за независимость. Первичный т.к международная правосубъектность не зависит от чьей-либо воли.

  2. Производные (вторичные) – преимущественно межправительственные МО. Они порождены как субъекты МП – волеизъявлением го-в, зафиксировавших своё решение в учредительном акте. Содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в точном соответствии с предназначением и функциям организации. Их правосубъектность является индивидуализированной. + государствоподобные образования т.е особо исторически сложившиеся политико-религиозные или полтико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом. Это все остальные субъекты т.к они зависят от воли гос-ва.

В зависимости от статуса (Безбородов):

  1. С абсолютным статусом (государства; нации, борющиеся за независимость). Суверенитет бывает государственный и национальный.

  2. С относительным статусом – ограниченные (международные организации, индивиды, субъекты Федерации, юр лица, государствоподобные образования).

В зависимости от участия в создании норм права.

  1. Правосоздающие и правореализующие (государства, межд. организации, в меньшей мере — государствоподобные образования и борющиеся нации).

  2. Правореализующие (индивиды, ЮЛ, межд. неправительственные организации).

Классификация в зависимости от устойчивости (Титова):

  1. Устойчивые: гос-ва, МО, нации и народы борющиеся за независимость, государствоподобные образования (с оговорками)

  2. Неустойчивые (по ним ведутся споры): неправительственные организации (Гринпис, Красный крест), ФЛ и ЮЛ

За:

+ ФЛ – носители П и О, закрепленных в нормах МП (МД о правах Ч, в частности положения об индивидуальных жалобах в международные органы, наприм. ЕСПЧ)

+ привлечение индивида к международной уголовной ответственности, которая всегда персонифицирована, следовательно, у ФЛ появляются процессуальные права.

+ ст. 1 Протокола №1 к Конвенции о защите П Ч и основных свободых 1950 г. – право ЮЛ на пользование своим имуществом.

Против:

- ФЛ и ЮЛ не могут создавать нормы МП (заключать МД)

- права на индивидуальное обращение в МО недостаточно, чтобы быть субъектом МП

- ФЛ не субъекты, а участники МП

Формы проявления международно-правового статуса индивида:

1. Многие МД, заключаемые гос, предназначены для установления прав и свобод человека, осуществляемых им самостоятельно. Многие международно-правовые акты, принимаемые государствами, ориентированы на непосредственное установление прав и свобод человека и на прямое действие в международно-правовой и внутригосударственной сферах. В таком случае международно признанные права человека становятся неотъемлемым компонентом статуса личности как участника международных и внутригосударственных отношений, будучи обеспеченными международными и внутренними средствами реализации и защиты. Например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка и т.д. В договорах защищаются также гр, семейные, трудовые отношения.

2. Право физ лиц обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод. Многие предоставляемые индивиду в силу международных соглашений материальные права и свободы сегодня подкреплены процессуальными средствами их обеспечения и защиты как универсального, так и регионального характера путем предоставления отдельному лицу доступа в специально созданные международные органы. При этом важен не сам по себе доступ индивида в международные органы (ведь таковое возможно лишь по воле государств), а прямое закрепление в международном праве возможности личности прямо и от собственного имени осуществлять соответствующие международно- признанные права и самостоятельными активными действиями их обеспечивать и в необходимых случаях защищать, в том числе в отношении собственного государства. Индивиду предоставлен доступ в универсальные комитеты по правам человека, а также в региональные международные судебные учреждения. Индивид выступает как юридически самостоятельная личность, наделённая материальными и процессуальными правами.

п. 3 ст. 46 КРФ Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Комитет по правам человека, комитет против пыток, которые могут принимать письменные обращения от лиц, которые утверждают, что по отношению к ним были нарушены нормы конвенций. Следовательно, между физ лицом и органом возникают отношения, которые носят международно-правовой характер.

При обращении в Европейский Суд человек выступает как юридически самостоятельная личность. Он наделяется материальными и процессуальными полномочиями на международном уровне.

  1. Международная уг ответственность определенных лиц за преступления против мира и безопасности человечества. Международный уг суд обладает юрисдикцией в отношении физ лиц, совершивших такие преступления – они несут индивидуальную ответственность и подлежат наказанию с соответствие со статутом суда.

  2. Круг субъектов МП официально не закреплен, т е отсутствие преград применительно к нетрадиционным субъектам.


64. ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛГОВ.

Правопреемство — это смена одного государства другим, в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и за осуществление к этому моменту прав и обязанностей; непосредственный и правомерный переход международных прав и обязательств от одного государства к другому.

Основание – юридический факт возникновения нового государства; территориальные изменения не рассматриваются как правопреемство.

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:

1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства- предшественника;

2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии;

3) при разделении одного государства на несколько новых государств;

4) при объединении нескольких государств в одно государство;

Государственная собственность: Применяется Венская конвенция 1983 г о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

Согласно Конвенции государственная собственность — это имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству.

Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами.

Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику.

Основные положения:

1. При передаче части территории гос другому гос к правопреемнику переходят:

  • все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства на данной территории;

2. При создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к правопреемнику переходят:

  • - находящееся на его территории недвижимое имущество, а также недвижимость, находящаяся за границей;

  • - движимое имущество;

  1. При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят:

  • вся собственность государств-предшественников.

4. При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

  • находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое имущество и часть иного движимого имущества (в справедливой доле);

5. При разделении государства, к правопреемникам переходят:

  • находящееся на их территории недвижимое имущество, а также относящаяся к ней движимая собственность;

5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства.

Под государственным долгом понимается любое финансовое обязательство государства в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Основные положения: 1. При передаче части территории государства другому государству к правопреемнику переходят:

  • государственный долг (в справедливой доле)

2. При создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к правопреемнику переходят:

  • государственные долги к правопреемнику не переходят.

  1. При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят:

  • все долги

4. При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

  • государственный долг (в справедливой доле).

5. При разделении государства, к правопреемникам переходят:

  • государственный долг (в справедливой доле).



Государственные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, принадлежащих государству на момент правопреемства согласно его внутреннему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Основные положения:

1. При передаче части территории государству другому государству к правопреемнику переходят:


часть архивов, которая относится к соответствующей территории и необходима для ее нормального управления;

2. При создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к правопреемнику переходят:

  • архивы, принадлежащие его территории, а также часть иных архивов, необходимых для нормального управления.

3. При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят:

  • все архивы

4. При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

  • относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для нормального управления ею;

5. При разделении государства, к правопреемникам переходят:

  • относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней;


66. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Международная правосубъектность территориальных образований не провозглашена и не отрицается. В МП презумпция многообразия субъектов, можно считать нетрадиционным.

Степень самостоятельности определяется конституцией или федеративным договором, договором о разграничении предметов ведения.

ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесена «координация международ­ных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Фе­дерации». Следовательно, Конституция исходит из признания международной деятельности субъектов РФ, но не конкретизи­рует формы этой деятельности.

Согласно ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей в субъектах РФ» от 4.01.99. право на участие в деятельности международных организаций, субъекты РФ вступают в связи с субъектами других федеративных государств и с адм-территориальными образованиями иных государств, с иным государством в целом – только с разрешения правительства РФ.

Международные и внешнеэкономические связи – культурные, экономические, гуманитарные, научно-технические и т д. По этим вопросам субъекты РФ могут заключать международные соглашения.

Порядок заключения соглашений:

1. ОГВ субъектов РФ уведомляют о вступлении в переговоры по поводу заключения соглашений федеральные ОГВ.

2. ОГВ субъектов РФ должны предоставить проект в МИД РФ либо в другой федеральный ОИВ не позднее месяца до подписания такого соглашения.



3. федеральный ОИВ должен ответить в 20-дневный срок на проект. В случае разногласий – согласительная комиссия. Соглашение не должно противоречить Конституции РФ, ФЗ, МД РФ.

Субъекты РФ могут участвовать в работе международных межправительственных организаций в рамках органов, созданных специально для этих целей (например, Совет Европы:конгресс местных и регион-ых властей).

Субъекты РФ могут открывать свои представительства в иных государствах. Они не являются дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями. Работники не обладают дипломатическими иммунитетами и привилегиями. Для координации внешних связей в субъектах в составе ис­полнительных органов создаются специальные отраслевые управления или министерства международных и внешнеэкономических связей.

В США ни один штат не может без согласия Конгресса заключать договоры с другим штатом или иностранной властью.



67. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЯ, ОСНОВАНИЯ.

Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений.

Особенности:

1) обязанность нести ответственность за международные правонарушения есть общепризнанная норма обычного международного права.

2) в международном праве нет деления ответственности на договор­ную и деликтную.

Нормы, касающиеся ответственности в международном пра­ве, составляют особый международно-правовой институт.

Международно-правовая ответственность— обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в резуль­тате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных дейст­вий, если это предусмотрено договором.

Основания:

  • юридические

  • фактические

Юридическое основание- совокупность юридически обя­зательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение.

Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках МП и иных актах, фик­сирующих обязательные для государства правила поведения.


Договор и обычай содержат обязательные правила поведе­ния как традиционные источники международного права.

Акты международных организаций могут являться юридиче­ским основанием ответственности в виде резолюций, постанов­лений, деклараций, если им придается обязательный характер. Обязательства государств могут вытекать из актов применения права. Например, резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности. Суд устанавливает факт правонару­шения, определяет виды и формы ответственности государства-нарушителя. При этом он не создает новые нормы, но в его ре­шении содержатся определенные обязанности нарушителя и права потерпевшего государства индивидуального характера — для данных государств и для конкретных ситуаций

Фактические основания - то, за что наступает ответст­венность. Им является международное правонарушение, или международно-противоправное деяние. Может быть выражено в форме бездействия. Например, дело о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране. Международный суд ООН установил, что местные власти не предприняли надлежащих мер по охране посольства США, в результате чего вооруженная толпа смогла нарушить его территориальную неприкосновенность.

Элементы:

  1. Субъект (гос-во)

  2. Противоправность поведения. Проявляется в нарушении международных обязательств государства в форме действия или бездействия. Противоправность в международном праве понимается как противоречие между правовой нормой и поведением государства. Для наступления ответственности необходима

  3. причинная связь между противоправным поведением и ущербом.

Обстоятельства, исключающие неправомерность !!!(69 вопрос):

Согласие. Данное одним го­сударством другому государству согласие на отступление по­следнего от международного обязательства исключает противо­правность в отношении первого государства. Согласие должно быть юридически действительным, т. е. не быть результатом ошибки, подкупа, насилия.

Контрмеры — действия одного государства, вызванные международно-противоправным деяни­ем другого.

Форсмажор. Противоправность ис­ключается, если деяние было вызвано непреодолимой силой или не поддающимся контролю государства непредвиденным событием, которое обусловило невозможность действий в соот­ветствии с обязательствами. В случаях непреодолимой силы го­сударство абсолютно лишено возможности предотвратить ущерб другому государству, проявить свою волю, чтобы изме­нить ситуацию.


Бедствие. Деяние являлось единственным средством защиты существенного интереса госу­дарства от тяжкой и неминуемой угрозы и не нанесло серьезно­го ущерба другому государству.

Самооборона.
68. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВИДЫ, ФОРМЫ.

Ответственность бывает двух видов:

  1. Материальная

  2. политическая.

Каждый вид ответственности может выражаться в разных формах. В МП нет жесткого разделения между видами и формами ответственности. Материальный ущерб может повлечь политическую ответственность.

Реституция - это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Может выражаться в возвращении неправомерно захваченного имущества, возвращении художественного средства, неправомерно захваченного имущества, оборудования, транспортных средств. Когда материальный ущерб не покрывается реституцией на помощь приходит компенсация.

Компенсация – репарация в форме выплаты денег за причиненный вред. Охватывает любой

экономически оценимый ущерб

Сатисфакция – это удовлетворение нематериальных требований. С помощью сатисфакции возмещают вред, причиненный чести и достоинству государства, его политическим интересам. На практике ответственность в форме сатисфакции выражается в форме официальных извинений, сожалений, сочувствия, соболезнования. Может быть облечена во внутренний законодательный акт (например, послевоенная Германия и Япония).

Реституция ин интегрум – восстановление прежнего правового положения и несения издержек в связи с этим (государство не только обязана освободить территорию, но и вывезти всю технику).

Некоторые формы ответственности выходят за рамки восстановления нарушенных прав и эти формы могут носить ограничительно карательный характер – чрезвычайные репарации и чрезвычайные сатисфакции.

Чрезвычайные сатисфакции. Временное ограничение суверенитета и правоспособности государства, упразднение отдельных институтов, контроль за использованием научного потенциала: приостановление деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства и осуществление верховной власти за него органами других государств, реорганизация пол системы, упразднение отдельных институтов (преступных политических партий), оккупация территории, контроль за использованием научного и промышленного потенциала и тп.