Файл: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
95. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА.
Исключительная экономическая зона - морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же, исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Прибрежное гос обладает не суверенитетом в отношении этой территории, а суверенными правами целевого назначения.
Государство в своей исключительной экономической зоне имеет исключительное право:
-
суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра; 2. юрисдикцию в отношении:
-
создания и использования искусственных островов, установок и сооружений
-
морских научных исследований
-
защиты и сохранения морской среды
Без согласия прибрежного гос никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов. В ИЭЗ действует свобода судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов + с разрешения прибрежного гос права, схожие с правами прибрежного гос.
Гос-ва и МО, осуществляющие исследования в ИЭЗ прибрежного гос-ва, обязаны обеспечить право прибрежного гос-ва участвовать в морском научно-исследовательском проекте, а также предоставить по его просьбе информацию о результатах исследования.
Прибрежные гос-ва в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей ИЭЗ. Такие исследования другими гос-вами проводятся с согласия прибрежного гос-ва.
Разведка и разработка неживых ресурсов производится на основании лицензий, выдаваемых специально уполномоченным ФОИВ по вопросам геологии и использованию недр.
Живые и неживые ресурсы ИЭЗ РФ находятся в ведении РФ.
Гос-ва при осуществлении деятельности в экономической зоне должны учитывать П и О прибрежного гос-ва, соблюдать принятые им законы и правила, а прибрежное государство обязано учитывать права других государств. Прибрежное гос вправе принимать такие меры, как досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство для обеспечения соблюдения принятых им законов и правил. Арестованное судно и его экипаж незамедлительно освобождаются после предоставления разумного залога или другого обеспечения.
Прибрежное государство может там, где это необходимо, устанавливать вокруг таких искусственных островов, установок и сооружений разумные зоны безопасности, в которых оно может принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности как судоходства, так и искусственных островов, установок и сооружений. Ширина зон безопасности определяется прибрежным государством с учетом применимых международных стандартов. Эти зоны устанавливаются таким образом, чтобы они разумно соотносились с характером и функцией искусственных островов, установок или сооружений и не простирались вокруг них более чем на 500 метров, отмеряемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендовано компетентной международной организацией. О протяженности зон безопасности дается надлежащее оповещение
96. КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ.
Континентальный шельф – это морское дно и недра подводных районов за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка ( та точка, где заканчивается материк и начинается дно).
включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.
Подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного гос-ва и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недр
1 способ: Если внешняя граница окраины материка не более 200 миль, то континентальный шельф может быть установлен протяженностью в 200 морских миль.
2 способ: Подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль:
Внешняя граница континентального шельфа не далее 350 миль от исходных линий территориального моря и не далее 100 морских миль от 2500 метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м). Гос-ва сами выбирают каким методом пользоваться.
При возникновении спора о разграничении КШ возможно обращение в Суд ООН.
Правовой режим. Конвенция по морскому праву. 1982г. Прибрежное государство осуществляет над КШ суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов.
Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права. Никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия.
для прав прибрежного гос-ва в отношении континентального шельфа характерны два основных признака:
1) целевой характер — разведка и разработка природных ресурсов, для ее осуществления гос вправе возводить на континентальном шельфе сооружения и иные установки.
Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного гос-ва не должны быть помехой.
2) исключительность, т. е. бесспорная принадлежность данному прибрежному государству.
Права прибрежного гос-ва не затрагивают ни статуса покрывающих вод как исключительной экономической зоны или открытого моря, ни статуса воздушного пространства над ними. Разведка и разработка континентального шельфа не должны создавать помех для использования этих территорий в целях судоходства, промысла, океанографических и иных исследований, охраны живых ресурсов, осуществления воздушных сообщений.
Исследования на континентальном шельфе могут осуществляться с согласия прибрежного гос-ва. Все гос-ва имеют право прокладывать на континентальном шельфе подводные кабели и трубопроводы. Трассы для прокладки трубопроводов определяются по согласованию с прибрежным государством.
Компетентные органы в установленном законом порядке выдают разрешение на использование ресурсов КШ ЮЛ и ФЛ.
РФ осуществляет:
1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его
минеральных и живых ресурсов;
2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;
4) юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения
морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ.
97. ОТКРЫТОЕ МОРЕ.
Открытое море — это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и океанов имеет особый правовой статус.
Открытое море — это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми гос-вами на основе норм международного права.
Правовой режим.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных). Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю:
a) свободу судоходства. Искл: Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если есть разумные основания подозревать, что:
1) судно занимается пиратством;
2) судно занимается работорговлей;
3) судно занимается несанкционированным радио- и телевещанием;
4) судно не имеет
национальности;
5) судно в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг;
b) свободу полетов;
c) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
d) свободу возводить искусственные острова и другие установки;
e) свободу рыболовства;
f) свободу научных исследований.
Гос-ва, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с гос-вами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.
Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.
Режим свободы открытого моря включает:
а) свободу судоходства;
б) свободу полетов. Полеты не должны создавать помех судоходству. Гос обязаны обеспечивать безопасность перелетов.
в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Разрешено всем, необходимо принимать во внимание уже проложенные.
г) свободу возведения искусственных островов и других установок;
д) свободу рыболовства и промысла. Неразрывность права гос на промысел в открытом море и обязанности принимать необходимые меры по регулированию в целях сохранения живых ресурсов моря на определенном уровне.
е) свободу научных исследований. Все вправе проводить научные морские исследования исключительно в мирных целях, не создавая помех другим.
Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств.
ОМ должно использоваться только в мирных целях, т.е. запрещается осуществлять испытание оружия, проводить военные маневры и учения. Морские суда в открытом море подчиняются юрисдикции гос-ва флага. Если судно имеет несколько национальностей, то оно признается как не имеющим национальности. Это судно м.б. остановлено и досмотрено любым военным кораблем. Судно должно плавать под флагом только одного гос-ва и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.
Судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими смотря по удобству, не может требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими гос-вами и может быть приравнено к судам, не имеющим национальности
Любое прибрежное гос может осуществлять преследование по горячим следам, если прибрежное гос-во имеет основание считать, что судно нарушило законы и правила данного гос. Такое преследование должно начаться во внутренних морских водах или территориальном море или в прилежащей зоне. Преследование должно вестись непрерывно, до захода судна в территориальное море др. гос-ва. Это право осущ. только военными кораблями или летательными аппаратами.
Преследование по горячим следам иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного гос-ва имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого гос-ва. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находится во внутренних водах, в архипелажных водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего гос-ва, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается.
Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего гос-ва или в территориальное море какого-либо третьего госу- дарства.
Пиратством является любое из перечисленных ниже действий:
a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:
-
в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту; -
против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было гос-ва;
b) любой акт добровольного участия в использовании какого- либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;
с) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознатель- ным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте a или b.
Государство флага несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного гос-ва, касающихся прохода через территориальное море, или положений настоящей Конвенции, или других норм МП.
98. КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА – ПРАВОВОЙ РЕЖИМ.
Международное космическое право - совокупность международно-правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения, субъектами которых выступают гос-ва, а также международные организации в связи с исследованием и использованием космоса.
Вопрос о границе между воздушным и космическим пространством договорно не урегулирован. Сложилась обычно-правовая норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т. е. на высоте 100—110 км над уровнем океана. Надземное пространство на уровне и выше пределов минимально низких орбит спутников не подпадает под суверенитет государств, находящихся под этим пространством, и считается открытым космосом.
Космическое пространство – международная территория, она открыта для использования и исследования для всех гос, свободна для научных исследований, которые должны осуществляться во благо и интересах всех гос-в, а результаты – достояние всего человечества. Космическое пространство – является, частично демилитаризованной территорией, и там нельзя осуществлять испытания ядерного оружия и др. массового уничтожения на основании договора «о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве, под водой» 1963.
Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми гос-вами без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел.
Принцип свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел охватывает и научные исследования. Важным элементом космического права является принцип частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации небесных тел.
К принципам космического права относится и недопущение вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.
Гос-ва за свою деятельность в космическом пространстве несут международную ответственность, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами.
Кроме того, гос-ва ответственны за обеспечение того, чтобы их национальная деятельность проводилась в строгом соответствии с положениями Договора. Деятельность в космосе неправительственных ЮЛ должна осуществляться с разрешения соотв гос-ва и под его постоянным наблюдением.
Луна и Небесные тела являются общим наследием человечества, их исследование и использование осуществляется на благо всех.
Применительно к Луне и другим небесным телам общим наследием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы, как не добытые, так и добытые.
На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых с учетом равенства всеми гос без какой бы то ни было дискриминации. Гос-ва имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других гос, что не должно рассматриваться как национальное присвоение. Поверхность или
недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо гос-ва, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или ФЛ.
Гос-ва обязуются установить международный режим для урегулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда станет очевидно, что такая эксплуатация возможна. Цели:
-
упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны, рациональное их -
регулирование, "справедливое распределение между всеми гос-вами-участниками -
благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся -
стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в -
исследование Луны".
Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми гос-вами без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел.
Принцип свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел охватывает и научные исследования. Важным элементом космического права является принцип частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации небесных тел.
Исключительно в мирных целях используются Луна и другие небесные тела:
запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров.
99. МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД.
Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за международные преступления.
Место пребывания – г. Гаага (Нидерланды).
Нормативная основа – Римский статут Международного уголовного суда. Подписан на дипломатической конференции представителей государств-участников ООН, состоявшейся в Риме 17.07.1998 г. Участвует 121 государство, Россия подписала в 2000 г., но не ратифицировала. Статут вступил в силу 01.07.2002 г. Учредительными актами являются также Правила процедуры и доказывания, Элементы преступлений, а также Соглашение о привилегиях и иммунитетах Суда.
Структура: В состав Суда входят 18 судей, избираемых на заседании Ассамблеи государств — участников Статута. Срок их полномочий — девять лет, однако с учетом дальнейшей ротации шесть судей были избраны на девять лет, шесть — на шесть лет, девять — на три года (по жребию). При отборе судей предполагается обеспечение в составе Суда: представительства основных правовых систем мира; справедливого географического представительства; справедливого представительства судей женского и мужского пола. Применительно к последнему условию можно констатировать ощутимый прогресс — в составе Суда 10 женщин судей.
Председатель и два вице председателя Суда образуют его Президиум. В составе Суда — Апелляционное отделение, Судебное отделение, Отделение предварительного производства, Канцелярия Прокурора как автономный орган Суда и Секретариат.
Компетенция суда ограничена 4 видами преступлений:
-
Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. -
Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно. -
Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др. -
Преступления агрессии – военные действия, которые носят не стихийный характер, а имеют под собой умысел и тщательную подготовку;вероломный характер нападения, который нарушает достигнутые ранее договорённости между странами;жестокость действий стороны нападения, которая переходит все границы с целью посеять ужас у жертвы.
Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.