Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Общая и экспериментальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

(наименование кафедры полностью)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

(код и наименование направления подготовки)
Дошкольная дефектология

(направленность (профиль))

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине (учебному курсу)

_____ Общая и экспериментальная психология_____

(наименование дисциплины (учебного курса)
на тему "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ"
Группа ДФОбп-2001а


Студент

Абубекярова Регина Тяфиковна

(И.О. Фамилия)




Руководитель

Болгарчук Елизавета Игоревна

(И.О. Фамилия)





Оценка:

________________

Дата:

________________

________________

(подпись руководителя)


Тольятти 2022
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1 Методологические основы исследования и управления конфликтом………………………………………………………………………5

1.1 Методы экспериментального изучения конфликта…………………5

1.2 Опросные методы изучения конфликта…………………………….10

1.3 Особенности управления конфликтом……………………………….13

Глава 2. Эмпирическое  исследование педагогических условий предотвращения и разрешения конфликтов младших школьников…………16

 2.1. Диагностика конфликтов младших школьников………………....16

2.2. Анализ результатов диагностики конфликтов младших школьников………………………………………………………………………18

Заключение…..…………………………………………………………....27

Список используемой литературы……………...…………………….....29


Приложение А……………………………………………………….……31

Приложение Б…………………………………………………………….32

Приложение В………………………………………………………........34

Введение
Проблема конфликта всегда была актуальна для любого общества и во все времена. В основе изучения конфликта стали 2 противоположные точки зрения, которые возникли ещё в античности.

1) Учения Платона и Аристотеля: они рассматривали конфликт как негативное явление, что тормозит развитие личностей и поколений.

2) Идея Гераклита противоположна: он считал, что столкновения мнений и интересов выступает, как источник развития.

В современном мире эти мнения находят точки соприкосновений. Конфликт рассматривается как процесс, имеющий одновременно и конструктивные и деструктивные функции на разных этапах развития и для разных участников.

Конфликты – очень важное явление современной социальной и политической жизни. Жизнь человека в обществе полна противоречий, который часто приводит к столкновению интересов, как отдельных людей, так и групп.

Актуальность темы исследования. Согласно современным воззрениям, формирование благоприятного психологического климата в трудовых коллективах немыслимо без доминирующей роли конфликтоспособных индивидов, которые, с одной стороны, не позволят «втянуть» себя в конфликт, а с другой, – владеют практическими методами, при помощи которых могут найти подход к оппонентам или конфликтующим сторонам. Конфликтоспособные индивиды способствуют тому, чтобы коллективы, организации, сообщества людей, в которых они состоят, становились более конфликтоутойчивыми. Современная наука рассматривает конфликтоспособность как многокомпонентную систему, что даёт основания специалистам в области психологии и социологии для выделения системного личностно-профессионального качества – конфликтологической компетентности. Педагогическая наука рассматривает формирование конфликтологической компетентности обучающихся как целевой ориентир и социальный заказ системе непрерывного образования.

Целью работы является изучение экспериментальных способов разрешения конфликтов.

Для достижения цели, необходимо реализовать следующие задачи:

  • Рассмотреть методы экспериментального изучения конфликта;

  • Рассмотреть опросные методы изучения конфликта;

  • Изучить особенности управления конфликтом;

  • Проанализировать поведения в конфликтных ситуациях;

  • Проанализировать особенности педагогических конфликтов;

  • Провести исследование стратегий поведения с помощью методики К.Томаса;

  • Выработать интерпретацию результатов исследования.


Объект исследования: конфликтные ситуации.

Предмет исследования: экспериментальные способы разрешения конфликтных ситуаций.

В качестве методов исследования были использованы метод анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, и т.д.

Методологическую базу исследования составили труды таких авторов как Анцупов А.Я., Богданов Г.Ф., Бэрон Р., Ричардсон Д., Гришина Н.В., Емельянов С.М., Майерс Д., Столяренко Л.Д., Хасан Б.И., и т.д.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, которая состоит из двух глав. В конце работы также приведены выводы в заключении, и список использованной литературы.

Глава 1 Методологические основы исследования и управления конфликтом


    1. Методы экспериментального изучения конфликта


Первые эксперименты в области изучения конфликтов были довольно примитивны в процедуре проведения и основывались на том, что экспериментатор с помощью специальных приемов создавал ситуацию, которая ставила бы человека в условия конфликта. Например, А. Р. Лурия в своей работе «Природа человеческих конфликтов» описывает то, что он вносил изменения в задания, которые выполняли испытуемые, фиксируя при этом возникающие у человека реакции на психофизиологическом уровне. Лурия проводил свои опыты с помощью таких приемов, как конфликт установок и конфликт недостаточности. Эти примеры относятся к самым ранним исследованиям конфликта. Последующие экспериментаторы совершенствовали методические процедуры экспериментов по изучению конфликтов, но большинство из них все-таки придерживались тому, что конфликт может быть создан «извне».[9]

Наибольшее число методических процедур для экспериментального изучения конфликта было предложено представителями бихевиористского направления. Они разработали множество экспериментальных игровых процедур, среди которых такие как матричные игры, социальные игры-ловушки, переговорные игры, локомоционные игры, коалиционные игры.

Одна из матричных игр получила широкую известность. Ее название звучит так: «дилеммы заключенного» («дилеммы узника»). С помощью нее было выполнено множество разнообразных исследований. [6]

Суть «дилеммы узника» заключается в следующем: два человека задержаны по подозрению в совершении преступления, но для того, чтобы их осудить, улик недостаточно, дальнейшая судьба заключенных зависит только от них самих. Далее есть несколько вариантов: если они оба не признаются, то будут осуждены на относительно небольшой срок за другие правонарушения. Если оба сознаются, то они тоже будут осуждены, но с учетом чистосердечного признания их сроки наказания будут уменьшены. Если один признается, а другой нет, то первый, помогая следствию, получит совсем незначительный срок, а второй – максимальный.


Например, если они оба не признаются, то получат по три года тюрьмы; в случае признания обоих – по восемь лет; если признается только один из них, то он получит лишь пять месяцев, тогда как другой – одиннадцать лет.

Этот эксперимент ставит его участников перед выбором между кооперацией и соперничеством. Выбор «непризнания» - это кооперация, т.е. человек показывает доверие к партнеру, хотя и рискует. «Признание» - это соперничество, т.е. человек направлен на получение преимущества.

«Дилемма заключенного» позволяет выявлять типы психологических ориентаций, которые определяют поведение испытуемого в подобных социальных ситуациях.

Кроме самой «дилеммы заключенного» существует несколько ее модификаций. Множество исследований расширили список социальных мотивов, которые проявляются в ситуациях экспериментальных игр, а именно в «дилемме заключенного» и ее модификаций: кооперативная и индивидуалистическая кооперация, соперничество, альтруизм, агрессия, равенство.

В результате проведенных исследований были выявлены личностные характеристики, которые оказывали влияние на выбор типичных ответов в игре: одни участники были склонны к соперничеству, другие к кооперации, остальные колебались между разными подходами.

Для исследования конфликта используются множество игровых процедур, в которых могут принимать участие как отдельные личности, так и целые группы. Обычно эти игры связаны с разделом общих ресурсов или необходимостью совместной заботы о них (например, общие финансы). Также в играх могут использоваться и экологические мотивы, например они присутствуют в игровой процедуре под названием «Поток». Суть ее заключается в следующем: разыгрывается простая модель экономической ситуации. В игре участвуют несколько групп по два-три человека. Количество участников не должно превышать тридцати. На схеме изображена река с направлением течения, по берегам которой расположены предприятия, их руководителями является каждая из групп. Все предприятия используют воду из реки в своих целях, а потом сбрасывают ее обратно, но уже очищенную. Руководители данных предприятий могут решать какую воду сбрасывать: обработанную или не обработанную. Для своих целей можно взять из реки только очищенную воду. При входе на предприятие очистка воды от каждого вида загрязнения обходится в пять тысяч рублей. На выходе очистка обходится в десять тысяч, т.е. при любых условиях затраты на очистку при выходе всегда одинаковы. Также каждому предприятию выдается дотация на предварительную очистку воды, которая покроет все расходы при максимальном загрязнении воды. Следует обратить внимание на то, что вся экономия средств, которая была выделена на очистку, переводится в прибыль. Таким образом, цель участников игры – это получить максимальную прибыль при рациональном использовании реки. В игре всего 10 раундов. Сначала участники действуют отдельно друг от друга, затем, после двух раундов, они собираются на общее совещание, далее опять работают самостоятельно, но у них уже есть право на совещания по инициативе какой-либо из групп. Эта
игровая процедура, как и «дилемма заключенного», позволяет фиксировать взаимодействие групп, принятия групповых решений, особенности переговорного процесса, взаимодействие лидеров групп и еще множество параметров, которые интересуют экспериментатора. [6]

С использованием таких игровых процедур проведено множество исследований. Одной из причин этого является простота в проведении этих методик. Наиболее часто используют рассмотренную выше «дилемму заключенного». Минус в том, что результаты исследований подвержены критике. Например, в игровой процедуре «Поток» участник просчитывает все ходы, в зависимости от своих шансов на успех, а также от цены конфликта. Таким образом, нельзя считать его поведение универсальным. У многих также возникает вопрос: поведут ли люди себя так же, как например, в «дилемме заключенного», в реальных жизненных обстоятельствах?

Также можно выделить еще один вариант методической процедуры для исследования конфликтов – это создание реальных конфликтных ситуаций в лабораторных условиях. С помощью этой процедуры Мортон Дойч, американский психолог, провел множество своих исследований. Он разработал схему, которая предполагала участие подставного испытуемого, который должен был выполнить с реальным испытуемым какое-либо задание. Подобные эксперименты имели некое преимущество перед другими игровыми процедурами, т.к. создавался действительно реальный конфликт между людьми, который можно было наблюдать и описывать. [6]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что все рассмотренные методические процедуры подвержены критике: какие-то в большей, а какие-то в меньшей степени. Главный вопрос, который может поставить результаты таких экспериментов под сомнение заключается в том, что как воспринимает испытуемый искусственно моделируемую ситуацию именно так, как этого ждет от него экспериментатор?

Конфликты могут исследоваться экспериментальным путем и с помощью создания конфликтных ситуаций в естественных условиях для человека.

Наиболее известный пример такого исследовании – это эксперимент Шерифа. В детском лагере группа мальчиков, которые были не знакомы друг с другом, делилась на две подгруппы (детям было в разных экспериментах от 11 до 14 лет). Со временем каждая из групп становилась дружнее и образовывались две сплоченные группы. Решающая стадия эксперимента начинается тогда, когда у детей сформировывается сильное чувство групповой принадлежности. Между группами создается какая-либо конкурентная ситуация, например это могут быть спортивные соревнования, где есть победители и проигравшие. Результаты этого эксперимента подтвердили гипотезу Шерифа, которая звучит так: «объективная конкурентная ситуация, в которой оказывались группы, вызывала конфликт между ними». Эта исследовательская процедура стала основой для ряда других экспериментов. [6]