Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Общая и экспериментальная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Такого рода исследований насчитывается немного из-за сложности проведения и организации, а также из-за понятных этических норм. Намного больше экспериментов с созданием конфликта в реальных условиях проводят с помощью такого приема, как «конфликт мнений». Этот прием подразумевает давление подставной группы, которое идет вразрез с мнением отдельного человека. С помощью этой экспериментальной схемы можно было изучать и личностные особенности, и групповые явления.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон, например, исследовали агрессию и приводили примеры провоцирования конфликтов в естественных условиях: создание помех движения автомобилей, введение в какую-либо естественную ситуацию подставного лица (он пытается пройти без очереди, толкает других людей в транспорте и т.д.). [4] В отечественной практике также есть примеры провоцирования конфликтов, например, экспериментатор обращался с претензиями к представителям различных организаций в торговой сфере, предметом исследования при этом были ответные реакции представителей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что результаты таких исследований конечно интересны, но они описывают ситуации случайного и кратковременного взаимодействия людей. Это больше подходит для наблюдения за проявлением агрессии, чем для изучения конфликта. Согласитесь, что конфликтные взаимоотношения сопряжены с долговременными отношениями людей. Также следует сказать о том, что каждый человек относится к такому роду исследованиям по-разному, исходя из своих этических соображений.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в мире существует множество экспериментальных процедур для исследования конфликтов как в естественных, так и в лабораторных условиях. Несмотря на то, что многие полученные результаты подвергаются критике, они стали существенным вкладом в изучение конфликтов.
1.2 Опросные методы изучения конфликта
Кроме экспериментальных методов изучения конфликта существуют также методы описания и анализа конкретных случаев, интервью, опросы, разного рода экспертизы. Эти методы весьма популярны в конфликтологии.
В психологии наиболее распространенными методами изучения конфликта являются опросные методы. Рассмотрим некоторые из них.
Существует множество методик для исследования семейных конфликтов, одна из них – это «Межличностный семейный конфликт» В.П. Левковича и О.Э. Зуськовой. Опросник состоит из 168 утверждений, которые испытуемые должны оценить по определенной пятибалльной шкале. Содержание утверждений отражает следующие сферы супружеской жизни: семейные роли, потребность в общении, познавательные потребности, материальные потребности, потребности в защите Я-концепции, культура общения, взаимная информированность, уровень моральной мотивации, проведение досуга, частота конфликтов и способы их разрешения, субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком. Каждый из супругов заполняет анкету самостоятельно, не совещаясь. Они оценивают согласие или несогласие с данными утверждениями. В основе семейного конфликта лежит рассогласование между представлениями супругов друг о друге. [6]
Еще одним опросником для супругов является «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю. Алешиной, Л. Гозмана и Е. Дубовской. Опросник состоит из 32 ситуаций и прилагается шкала ответов, из которой каждый из супругов должен выбрать тот вариант, который наиболее близок к тому, как он себя ведет в определенной ситуации. Есть два варианта этого опросника: для женщин и для мужчин. Представленные ситуации отражают следующие сферы семейной жизни: проблемы в отношениях с родственниками и друзьями, вопросы, связанные с воспитанием детей, проявление стремления к автономии, нарушение ролевых ожиданий, рассогласование норм поведения, проявление доминирования одного из супругов, проявление ревности и, наконец, расхождения супругов в отношении к деньгам. [6]
Следующая методика направлена на изучение межличностных конфликтов в группе – это «Модульная методика диагностики межличностных конфликтов» А.Я. Анцупова. Суть методики заключается в том, что каждый член группы оценивает свое отношение к другим, как к нему относятся, профессиональные знания и ответственность каждого из сотрудников, качество выполнения должностных обязанностей. Оценивается это по двум шкалам: от -5 до +5, от 0 до 10 баллов. Например, один из вопросов звучит так: «Сравните важность для каждого члена Вашего коллектива интересов организации и его личных интересов по шкале от 0 до 10». В результате выявляются наиболее конфликтные лица в коллективе, а также множество других особенностей отношений в группе. [1]
Следующая методика, о которой хотелось бы сказать – это опросник К.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». Испытуемому предлагается 30 пар суждений, каждая из которых отражает какую-либо одну из стратегий поведения. Он выбирает одно из двух суждений по принципу «обычно я веду себя так» или «скорее всего я бы повел себя таким образом».
Результаты показывают в какой степени выражена каждая из представленных стратегий поведения: соперничество, приспособление, компромисс, избегание и сотрудничество. [6]
Другая известная методика, направленная на изучение поведенческих стратегий в конфликтных ситуациях – это тест Ф. Розенцвейга. Существует детский и взрослый вариант этой методики. Он состоит из картинок, на которых изображены конфликтные ситуации. Испытуемый должен ответить на реплики персонажа на картинке, высказывания которого содержат явное или скрытое обвинение в его адрес. Ответы испытуемого обрабатываются с помощью специальной схемы. Тем самым, считается, что испытуемый проявляет типичные именно для него реакции выхода из различных конфликтных ситуаций.
Также существует опросник А.А.Ершова, который направлен на изучение взаимодействия руководителя и подчиненных в конфликтных ситуациях. С его помощью выявляют стратегии поведения руководителя в конфликтных ситуациях по отношению к подчиненным. Ершов выделил четыре ценностные ориентации, которые актуализируются в конфликтных ситуациях: ориентация на труд и его эффективность, ориентация на себя, свои взгляды и опыт, ориентация на авторитет коллег и руководителей, ориентация на официальную субординацию, а также на права и обязанности. Данная методика состоит из двенадцати конфликтных ситуаций, для каждой из них предлагается четыре варианта решений, которые в свою очередь соответствуют четырем ориентациям. [6]
В сфере взаимодействия учителя с учениками также не редко возникают конфликтные ситуации. Существует методика Э.И.Киршбаума, которая позволяет выявить особенности поведения учителя в конфликте, когда инициатором является ученик. Автор разделил эти особенности на шесть категорий: «репрессивные меры», «игнорирование конфликта», «ролевое воздействие», «выяснение мотивов», «стимул к собственному изменению», «рефлексивные высказывания». [6]
Итак, можно сделать вывод о том, что существует множество опросных методик для изучения конфликтных ситуаций в различных сферах. Мы рассмотрели самые распространенные в таких сферах, как семейные конфликты, межличностные конфликты, педагогические конфликты, а также затронули взаимодействие руководителя с подчиненными.
Таким образом, мы ознакомились с методами экспериментального исследования конфликта в лабораторных и в естественных условиях, а также разобрали наиболее известные опросные методики, которые, в свою очередь, намного проще именно в самой организации и проведении. Можно сделать вывод о том, что сейчас исследователи склоняются больше именно к опросным методам, т.к. результаты, которые получены в ходе экспериментальных исследований подвергаются критике и считаются менее релевантными, но никто не отвергает их большой вклад в исследование конфликта.
1.3 Особенности управления конфликтом
«Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт». [7]
Конфликт может носить конструктивный или деструктивный характер.
Конструктивные конфликты обычно приводят к принятию аргументированных решений, таким образом способствуют развитию прилегающей к ним социальной системе. Деструктивные, наоборот, способствуют разрушению этой системы, т.к. препятствуют эффективному взаимодействию. Таким образом, в зависимости от характера конфликта, можно целенаправленно воздействовать на его динамику в соответствии со своими целями и интересами. [7]
Управление конфликтами – это довольно сложный процесс, он включает в себя следующие виды деятельности, т.е. содержание управления: прогнозирование, предупреждение (возможно стимулирование), регулирование и разрешение конфликта. [7]
Прогнозирование конфликта – это выявление субъектом управления причин данного конфликта в возможном его развитии. Чтобы спрогнозировать конфликт, нужно изучить все условия и факторы взаимодействия людей, а также их индивидуально-психологические особенности. Прогнозирование конфликта должно осуществляться на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации.
Предупреждение конфликта – это вид деятельности, который направлен на создание таких условий жизнедеятельности, при которых исключается вероятность развития конфликтов. Чаще всего предупреждение основывается на прогнозировании, т.е., например, получены данные о назревающем конфликте и сразу же предпринимается активная деятельность по его нейтрализации. Предупреждение должно происходить на этапе осознания конфликтной ситуации.
Стимулирование конфликта – это вид деятельности, направленный на провокацию самого конфликта. К средствам стимулирования относят, например, обсуждение проблемного вопроса на общем собрании. Стимулирование конфликта, как и предупреждение, должно осуществляться на этапе осознания конфликтной ситуации.
Следующий вид деятельности – это регулирование конфликта, он направлен на ослабление и в дальнейшем разрешение конфликта. Данный вид деятельности должен осуществляться на этапах начала открытого конфликтного взаимодействия и развития конфликта.
Наконец, последний вид деятельности – это разрешение конфликта, т.е. его завершение. Разрешение может быть полным и неполным. Полным разрешение считается тогда, когда ликвидированы все причины конфликта. Соответственно, неполное разрешение, когда ликвидированы не все причины конфликтных ситуаций. Все это происходит на этапе разрешения конфликта. Также хотелось бы сказать о предпосылках, формах и способах разрешения конфликта.
Предпосылки разрешения конфликта заключаются в следующем: зрелость конфликта, наличие средств для его разрешения и потребность самих участников конфликта в его разрешении. [3]
Формы разрешения: уступка одной из сторон конфликта; нахождение компромисса; примирение конфликтующих сторон; начало сотрудничества сторон по совместному преодолению противоречий. [3]
Способы разрешения конфликта могут быть административным или педагогическими. Административные – это, например, увольнение, решение суда и т.д. Педагогические – беседа, разъяснение и т.д. [11]
Социально-психологическая технология заключается в работе с лидерами группы и самими микрогруппами, а также укрепление социально психологического климата в коллективе. И, наконец, организационная технология представляет собой использование методов поощрения и наказания, а также изменение условий взаимодействия людей. [11]
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в зависимости от характера конфликта можно сознательно влиять на его динамику в соответствии с конкретными целями и интересами. Управление конфликтом – это сложнейшая задача. Но стоит сказать, что располагающий сведениями человек способен воздействовать на динамику конфликта в соответствии со своими интересами.