Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Общая и экспериментальная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогических условий предотвращения и разрешения конфликтов младших школьников
2.1. Диагностика конфликтов младших школьников
Целью экспериментального исследования было изучение системы работы учителей по разрешению конфликтов детей в начальной школе.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКОУ "Школа основного общего образования № 4". В эксперименте приняли участие 16 третьеклассников.
Класс 3 "а" (15 учащихся) - контрольный.
3. Класс "б" (15 учащихся) - экспериментальный.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: Констатирующий этап. Цель: изучение конфликтов младших школьников. Формирующий этап Цель: организация педагогического процесса, направленного на разрешение конфликтов младших школьников.
Контрольный уровень. Цель: показать эффективность педагогического процесса по разрешению коммуникативных конфликтов младших школьников. Для изучения коммуникативных конфликтов старшеклассников был проведен этап экспериментального исследования.
На данном этапе мы используем следующие методы: интервью с учителем и диагностические методики:
"Методика оценки привлекательности классного коллектива",
"Методика понимания и разрешения конфликтов".
Методики были направлены на выявление:
оценки привлекательности классного коллектива, ее возникновения и развития;
знания конструктивных форм поведения, общения в конфликтных ситуациях и разрешения конфликтов;
Умения анализировать конфликтную ситуацию (распознавать причины и последствия).
Методика 1. Лекция преподавателя (Приложение А).
Цель - понять климат общения среди младших школьников.
2. "Методика оценки привлекательности класса" (Приложение Б).
Цель методики - оценить привлекательность класса.
Организация исследования: Младшие школьники получили анкету с просьбой ответить на вопросы. На каждый вопрос предлагалось набрать определенное количество баллов. Максимальное количество баллов, которое мог получить ребенок после заполнения анкеты, составляло 25 баллов.
3. "Методика понимания и разрешения конфликтов" (Приложение Б).
Цель - установить понимание природы конфликта, его возникновения и развития;
Знание конструктивных форм поведения, общения в конфликтных ситуациях и разрешения конфликтов;
Умение анализировать конфликтную ситуацию (распознавать причины и показывать последствия).
Итак, Используя данную методику, студентам были заданы индивидуальные вопросы по следующим направлениям:
- Что такое конфликт?
- Как часто ты ссоришься со своими одноклассниками?
- Каковы причины конфликтов с одноклассниками?
- Когда кто-то не прав, что ты должен делать?
- Когда ты не прав, твои действия.
- Причины конфликта с учителем.
- Помогает ли конфликт доказать свою правоту?
- Кто должен быть первым, кто мирится после конфликта?
2.2. Анализ результатов диагностики конфликтов младших школьников
В разговоре с учительницей мы узнаем, что она работает в школе уже 17 лет, это ее четвертый год. Класс довольно сложный: большинство из них - мальчики, а трое из них - гиперактивные. Некоторые дети из неблагополучных семей, другие - приезжие, поэтому в группах заметно разделение. Хотя в целом класс очень активный и творческий, хорошо успевают 10 из 15 учеников. Конфликты чаще случаются среди мальчиков (около 70%).
Конфликтная ситуация, с точки зрения взрослых, может возникнуть даже из-за мелочи. Например, Алеша случайно задел Артема в гардеробе, или Влад грубо отреагировал, или просто показалось, что кто-то недобро посмотрел на тебя. Иногда решаются проблемы, возникшие накануне вне школы (на улице, на прогулке и т.д.). Иногда такие конфликты перерастают в драки.
В редких случаях конфликты могут возникать между девочками. В основном это касается их учебы. Каждая хочет быть лучшей, чтобы ее заметили и оценили учитель и одноклассники. Девочки очень хорошо чувствуют, как оценивают их внешний вид и одежду (например, одна девочка из бедной семьи чуть не подралась из-за того, что недоброжелательно отозвались о ее сумке, которую она принесла в третий класс).
Среди младших школьников есть дети, которые конфликтуют со всеми. Обычно это ребенок из неблагополучной семьи. Бессонный, иногда голодный, с самого утра он приходит в школу "сытым" и выплескивает все свои эмоции, негативные чувства на всех: на учителя, на одноклассников, на коллектив и так далее. Задача классного руководителя - окружить такого ребенка вниманием и заботой, чтобы его обида не переросла в злобу и агрессию.
Но может быть и наоборот: мальчик из обеспеченной семьи и привык получать все самое лучшее. Он знает, что ему все позволено, что все, что он говорит и делает, правильно. Обычно это единственный ребенок в семье или самый младший. Они агрессивно реагируют на замечания учителей и критику сверстников, что приводит к бесконечным конфликтам. В этом случае родители должны быть первой точкой контакта.
В 90% случаев самые распространенные конфликты на уроках физкультуры возникают, когда дети выполняют индивидуальные тесты или во время игр. Всегда есть кто-то, кто недоволен: кто-то кого-то не выбрал, кто-то хочет быть бессменным лидером, кто-то подвел команду.
Ученики могут сами разрешать конфликты, но в 60% случаев им на помощь приходят учителя. Для того чтобы младшие сами разрешали конфликты, а еще лучше не создавали таких ситуаций, их нужно учить шаг за шагом: расписание, обсуждения (желательно в игровой форме), тренинги, это научит их разрешать конфликты так, чтобы обе стороны были довольны, уступать друг другу, прощать, просить прощения, признавать свои ошибки. Родители и дети имеют возможность проводить время вместе, ездить на экскурсии на природу.
Учитель твердо убежден, что только благодаря сотрудничеству с родителями ребенок может адаптироваться к социальной среде и безболезненно выходить из конфликтных ситуаций. Из разговора с учительницей стало ясно, что конфликты возникают часто. 70% конфликтов происходит между мальчиками. Есть также дети из неполных семей и дети из соседних городов, поэтому класс делится на группы. Также конфликт такого характера может перерасти в драку.
После анализа ответов учащихся были получены следующие данные, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. – Показатели для оценки привлекательности классной команды.
Таблица 1 показывает, что в экспериментальном классе 27% учащихся оценили привлекательность классной группы положительно. В контрольном классе положительную оценку дали 40% учащихся. Классный коллектив очень привлекателен для младших школьников. Учебная обстановка полностью устраивает ребенка.
Ценит отношения с остальными членами коллектива. 46% учащихся экспериментального класса и 40% учащихся контрольного класса имеют нейтральное мнение о привлекательности классного коллектива. Нейтральное отношение старшеклассников к коллективу свидетельствует о наличии определенных сфер поддерживающих отношений, которые противоречат ощущениям учеников о собственном положении в классе. Наблюдается явное желание вырваться из коллектива или изменить свое отношение к нему. 27% учащихся экспериментального класса и 20% учащихся контрольного класса воспринимают привлекательность классного коллектива негативно.
Младшие школьники недовольны своим положением и ролью в классе. В основном это "запущенные" дети. Проанализировав ответы учащихся, мы составили таблицу 2.
Таблица 2 - Показатели понимания конфликта, его возникновения и развития среди младших школьников.
Продолжение таблицы 2
Таблица 2. показывает, что учащиеся имеют некоторое представление о конфликтах и их возникновении, но в силу недостатка знаний и опыта, а также особенностей возрастного и интеллектуального развития, не могут правильно охарактеризовать это явление. Проанализировав причины конфликтов, проявляемых детьми, мы пришли к выводу, что в их окружении, а иногда и в их отношениях с учителем есть причины, которые могут привести к их деструктивному разрешению.
Кроме того, более 50% младших школьников стараются вести себя в конфликте конструктивно, но это происходит на интуитивном уровне, как показали наблюдения. Ответы на вопрос "Кто должен первым примириться после конфликта?", вероятно, свидетельствуют, во-первых, о том, что у многих учащихся завышена самооценка, так как они считают, что оппонент должен примириться, а они нет, а во-вторых, у них отсутствует понимание того, что конфликт может быть разрешен только при обоюдном согласии
Итак, проанализировав результаты беседы с классным руководителем и результаты экспериментальных методик с младшими школьниками, мы выявили следующее отношение младших школьников к конфликту: У большинства младших школьников сформировалась нейтральная и негативная оценка привлекательности для классного коллектива. На эту оценку влияет конфликт между учащимися экспериментального и контрольного классов. Младшие школьники имеют некоторое представление о конфликте и его причинах, но в силу недостаточных знаний, опыта и возрастных особенностей не могут правильно охарактеризовать это явление. гомео.
Анализируя причины, названные учащимися начальной школы, можно сделать вывод, что в их среде в основном преобладают причины, которые могут привести к деструктивным конфликтам (оскорбления, удары, отбирание вещей, игра против правил).
2.1. Диагностика конфликтов младших школьников
Целью экспериментального исследования было изучение системы работы учителей по разрешению конфликтов детей в начальной школе.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКОУ "Школа основного общего образования № 4". В эксперименте приняли участие 16 третьеклассников.
Класс 3 "а" (15 учащихся) - контрольный.
3. Класс "б" (15 учащихся) - экспериментальный.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: Констатирующий этап. Цель: изучение конфликтов младших школьников. Формирующий этап Цель: организация педагогического процесса, направленного на разрешение конфликтов младших школьников.
Контрольный уровень. Цель: показать эффективность педагогического процесса по разрешению коммуникативных конфликтов младших школьников. Для изучения коммуникативных конфликтов старшеклассников был проведен этап экспериментального исследования.
На данном этапе мы используем следующие методы: интервью с учителем и диагностические методики:
"Методика оценки привлекательности классного коллектива",
"Методика понимания и разрешения конфликтов".
Методики были направлены на выявление:
оценки привлекательности классного коллектива, ее возникновения и развития;
знания конструктивных форм поведения, общения в конфликтных ситуациях и разрешения конфликтов;
Умения анализировать конфликтную ситуацию (распознавать причины и последствия).
Методика 1. Лекция преподавателя (Приложение А).
Цель - понять климат общения среди младших школьников.
2. "Методика оценки привлекательности класса" (Приложение Б).
Цель методики - оценить привлекательность класса.
Организация исследования: Младшие школьники получили анкету с просьбой ответить на вопросы. На каждый вопрос предлагалось набрать определенное количество баллов. Максимальное количество баллов, которое мог получить ребенок после заполнения анкеты, составляло 25 баллов.
3. "Методика понимания и разрешения конфликтов" (Приложение Б).
Цель - установить понимание природы конфликта, его возникновения и развития;
Знание конструктивных форм поведения, общения в конфликтных ситуациях и разрешения конфликтов;
Умение анализировать конфликтную ситуацию (распознавать причины и показывать последствия).
Итак, Используя данную методику, студентам были заданы индивидуальные вопросы по следующим направлениям:
- Что такое конфликт?
- Как часто ты ссоришься со своими одноклассниками?
- Каковы причины конфликтов с одноклассниками?
- Когда кто-то не прав, что ты должен делать?
- Когда ты не прав, твои действия.
- Причины конфликта с учителем.
- Помогает ли конфликт доказать свою правоту?
- Кто должен быть первым, кто мирится после конфликта?
2.2. Анализ результатов диагностики конфликтов младших школьников
В разговоре с учительницей мы узнаем, что она работает в школе уже 17 лет, это ее четвертый год. Класс довольно сложный: большинство из них - мальчики, а трое из них - гиперактивные. Некоторые дети из неблагополучных семей, другие - приезжие, поэтому в группах заметно разделение. Хотя в целом класс очень активный и творческий, хорошо успевают 10 из 15 учеников. Конфликты чаще случаются среди мальчиков (около 70%).
Конфликтная ситуация, с точки зрения взрослых, может возникнуть даже из-за мелочи. Например, Алеша случайно задел Артема в гардеробе, или Влад грубо отреагировал, или просто показалось, что кто-то недобро посмотрел на тебя. Иногда решаются проблемы, возникшие накануне вне школы (на улице, на прогулке и т.д.). Иногда такие конфликты перерастают в драки.
В редких случаях конфликты могут возникать между девочками. В основном это касается их учебы. Каждая хочет быть лучшей, чтобы ее заметили и оценили учитель и одноклассники. Девочки очень хорошо чувствуют, как оценивают их внешний вид и одежду (например, одна девочка из бедной семьи чуть не подралась из-за того, что недоброжелательно отозвались о ее сумке, которую она принесла в третий класс).
Среди младших школьников есть дети, которые конфликтуют со всеми. Обычно это ребенок из неблагополучной семьи. Бессонный, иногда голодный, с самого утра он приходит в школу "сытым" и выплескивает все свои эмоции, негативные чувства на всех: на учителя, на одноклассников, на коллектив и так далее. Задача классного руководителя - окружить такого ребенка вниманием и заботой, чтобы его обида не переросла в злобу и агрессию.
Но может быть и наоборот: мальчик из обеспеченной семьи и привык получать все самое лучшее. Он знает, что ему все позволено, что все, что он говорит и делает, правильно. Обычно это единственный ребенок в семье или самый младший. Они агрессивно реагируют на замечания учителей и критику сверстников, что приводит к бесконечным конфликтам. В этом случае родители должны быть первой точкой контакта.
В 90% случаев самые распространенные конфликты на уроках физкультуры возникают, когда дети выполняют индивидуальные тесты или во время игр. Всегда есть кто-то, кто недоволен: кто-то кого-то не выбрал, кто-то хочет быть бессменным лидером, кто-то подвел команду.
Ученики могут сами разрешать конфликты, но в 60% случаев им на помощь приходят учителя. Для того чтобы младшие сами разрешали конфликты, а еще лучше не создавали таких ситуаций, их нужно учить шаг за шагом: расписание, обсуждения (желательно в игровой форме), тренинги, это научит их разрешать конфликты так, чтобы обе стороны были довольны, уступать друг другу, прощать, просить прощения, признавать свои ошибки. Родители и дети имеют возможность проводить время вместе, ездить на экскурсии на природу.
Учитель твердо убежден, что только благодаря сотрудничеству с родителями ребенок может адаптироваться к социальной среде и безболезненно выходить из конфликтных ситуаций. Из разговора с учительницей стало ясно, что конфликты возникают часто. 70% конфликтов происходит между мальчиками. Есть также дети из неполных семей и дети из соседних городов, поэтому класс делится на группы. Также конфликт такого характера может перерасти в драку.
После анализа ответов учащихся были получены следующие данные, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. – Показатели для оценки привлекательности классной команды.
Показатели оценки | Класс | |||
Экспериментальный класс | Контрольный класс | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | |
Положительная | 4 | 27 | 6 | 40 |
Нейтральная | 7 | 46 | 6 | 40 |
Отрицательная | 4 | 27 | 3 | 20 |
Таблица 1 показывает, что в экспериментальном классе 27% учащихся оценили привлекательность классной группы положительно. В контрольном классе положительную оценку дали 40% учащихся. Классный коллектив очень привлекателен для младших школьников. Учебная обстановка полностью устраивает ребенка.
Ценит отношения с остальными членами коллектива. 46% учащихся экспериментального класса и 40% учащихся контрольного класса имеют нейтральное мнение о привлекательности классного коллектива. Нейтральное отношение старшеклассников к коллективу свидетельствует о наличии определенных сфер поддерживающих отношений, которые противоречат ощущениям учеников о собственном положении в классе. Наблюдается явное желание вырваться из коллектива или изменить свое отношение к нему. 27% учащихся экспериментального класса и 20% учащихся контрольного класса воспринимают привлекательность классного коллектива негативно.
Младшие школьники недовольны своим положением и ролью в классе. В основном это "запущенные" дети. Проанализировав ответы учащихся, мы составили таблицу 2.
Таблица 2 - Показатели понимания конфликта, его возникновения и развития среди младших школьников.
Показатели | Экспериментальный класс | Контрольный класс | |
Что такое конфликт | Знает – 20% Имеет представление – 20% Не знает – 60% | Знает – 34% Имеет представление – 20% Не знает – 46% | |
Часто ли ты ссоришься с одноклассниками | Часто – 60% Редко - 34 % Не ссорюсь – 6% | Часто – 46% Редко – 40% Не ссорюсь – 14% | |
Причины конфликтов с одноклассниками | Знает – 20% Имеет представление – 20% Не знает – 60% | Знает – 34% Имеет представление – 20% Не знает – 46% | |
Если кто-то неправ, твои действия | Знает – 14% Имеет представление – 26% Не знает – 60% | Знает – 34% Имеет представление – 20% Не знает – 46% | |
Если ты неправ, твои действия | Знает – 14% Имеет представление – 34% Не знает – 52% | Знает – 34% Имеет представление – 46% Не знает – 20% |
Продолжение таблицы 2
Причины конфликтов с учителем | Знает – 20% Имеет представление – 20% Не знает – 60% | Знает – 34% Имеет представление – 20% Не знает – 46% |
Помогает ли конфликт доказать, твою правоту | Согласен – 74% Не согласен – 26% | Согласен – 60% Не согласен – 40% |
Мирные средства разрешения конфликтов | Знает – 14% Имеет представление – 26% Не знает – 60% | Знает – 34% Имеет представление – 20% Не знает – 46% |
Таблица 2. показывает, что учащиеся имеют некоторое представление о конфликтах и их возникновении, но в силу недостатка знаний и опыта, а также особенностей возрастного и интеллектуального развития, не могут правильно охарактеризовать это явление. Проанализировав причины конфликтов, проявляемых детьми, мы пришли к выводу, что в их окружении, а иногда и в их отношениях с учителем есть причины, которые могут привести к их деструктивному разрешению.
Кроме того, более 50% младших школьников стараются вести себя в конфликте конструктивно, но это происходит на интуитивном уровне, как показали наблюдения. Ответы на вопрос "Кто должен первым примириться после конфликта?", вероятно, свидетельствуют, во-первых, о том, что у многих учащихся завышена самооценка, так как они считают, что оппонент должен примириться, а они нет, а во-вторых, у них отсутствует понимание того, что конфликт может быть разрешен только при обоюдном согласии
Итак, проанализировав результаты беседы с классным руководителем и результаты экспериментальных методик с младшими школьниками, мы выявили следующее отношение младших школьников к конфликту: У большинства младших школьников сформировалась нейтральная и негативная оценка привлекательности для классного коллектива. На эту оценку влияет конфликт между учащимися экспериментального и контрольного классов. Младшие школьники имеют некоторое представление о конфликте и его причинах, но в силу недостаточных знаний, опыта и возрастных особенностей не могут правильно охарактеризовать это явление. гомео.
Анализируя причины, названные учащимися начальной школы, можно сделать вывод, что в их среде в основном преобладают причины, которые могут привести к деструктивным конфликтам (оскорбления, удары, отбирание вещей, игра против правил).