Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Общая и экспериментальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Когда дело доходит до конфликта, около 14% респондентов в экспериментальном классе и 40% респондентов в контрольном классе можно охарактеризовать как конструктивные. Как показало исследование, это происходит на интуитивном уровне.

Анализ предложенных учащимися способов мирного разрешения конфликтов показывает, что только половина класса может назвать функциональные способы. Следовательно, большинство учащихся начальной школы не понимают, что такое конфликт, точное определение дать не могут, кроме того, им трудно увидеть причины конфликтных ситуаций и мирные средства разрешения конфликтов, что приводит к негативной оценке классного коллектива. Поэтому необходимо провести специальную работу по разрешению конфликтов в начальной школе с самыми маленькими.

Для этого мы подбираем и проводим ряд мероприятий. Итак, результаты экспериментального исследования заставили нас сделать следующие выводы: младшие школьники не понимают, что такое конфликт, не могут дать ему точное определение, также они затрудняются определить причины возникновения конфликтных ситуаций и мирные способы разрешения конфликта, что приводит к негативной оценке классного коллектива.

Наблюдать за работой учащихся конкретного образовательного учреждения можно с разных точек зрения, которые существуют. Аспект первый. Человек, обладающий определенными профессиональными навыками и умениями, является частью трудового или производственного процесса. На этого человека должны непосредственно распространяться все требования и нормы, принятые на данном производстве, предприятии, фирме или организации. Второй аспект. Человек, обладающий определенными профессиональными навыками и умениями, является активным и (относительно) автономным участником производства. Имеется возможность самому определять свое поведение в производстве, принимать собственные решения, за которые несете полную ответственность. Каждый человек отражает в своем сознании различные компоненты производственной среды. Человек соотносит эти компоненты со своими навыками, способностями и потребностями, а затем выбирает свое рабочее поведение, идеально подходящее для него, поведение на производстве. Поведенческое решение человека находится под сильным влиянием конкретной движущей силы, обычно называемой мотивом. 


Процесс формирования этой движущей силы, или просто мотива, принято называть мотивацией. Множество определений понятий "мотив" и "мотивация" можно найти в самых разных научных и научно-популярных изданиях. Достаточно большое количество авторов определяют мотивацию как то, что действительно побуждает человека к выполнению определенной деятельности, активной деятельности. Мотивация определяется как вербализация программы или цели, которая поможет человеку начать или завершить определенный вид деятельности. Он считает, что мотивация - это все, что может объяснить совершение действия, намерение человека совершить определенное действие.

Он определяет мотив как объективное состояние, которое существует в рамках отношений между средой и индивидом. Следует также отметить, что мотив - это комбинация различных оправданий и объяснений конкретного действия человека. . Мотив, его содержание включает в себя понимание и объяснение индивидом окружающей действительности, внешних обстоятельств влияния, а также развитие представлений и понятий индивида обо всем, что его окружает. На основе всех этих концепций и представлений индивид вырабатывает стратегию собственного поведения. Объективной причиной, внутренним источником и субъективной основой возникновения мотивации являются потребности человека.

Объективной стороной возникновения той или иной мотивации является окружающая человека реальность, мир или какой-то фрагмент реальности вне человека. Этот фрагмент или совокупность реальности становится целью для человека. А достижение этой цели стало еще одним предметом необходимости для человека.

В процессе исследовательского проекта по психологии «Межличностные конфликты среди школьников: методы урегулирования» было изучено понятие «межличностный конфликт», рассмотрены основные причины возникновения межличностных конфликтов, определены методы их урегулирования и способы, как избежать конфликтных ситуаций.

В исследовательском проекте по психологии о межличностных конфликтах было проведено исследование, направленное на выявление стратегий поведения в конфликте учащихся 11-х классов. В ходе исследования, пользуясь методикой Томаса, был установлен характер поведения подростков в конфликтной ситуации.



Проблема изучения межличностных конфликтов среди подростков сегодня является чрезвычайно актуальной, поскольку в этом возрасте нередко возникают конфликты между самими подростками, их родителями учителями и другими взрослыми.

Межличностные конфликты - это столкновение противоположных интересов или серьезное разногласие. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия, такие как ссоры, оскорбления, сплетни, зависть, взаимное непонимание подростков.

Также необходимо отметить, что существуют различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях между школьниками. При этом следует использовать наиболее эффективные из них для благополучного разрешения конфликта (прежде всего сотрудничество).

Нельзя думать, что конфликты имеют только отрицательное влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда и насколько эффективно он разрешается. Уход от не разрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время, как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

Итак, умению простраивать коммуникативные отношения необходимо учиться всем, как взрослым, так школьникам. Только тогда, когда мы научимся понимать, признавать, принимать друг друга такими, какие есть, конфликтных ситуаций станет меньше.


Заключение
В данной работе изучалась и обрабатывалась научная литература по проблеме исследования конфликтов и управления ими. Вначале были описаны методы исследования конфликтов, а именно экспериментальные методы в лабораторных и естественных условиях, а также опросные методы.

Было установлено, что в мире существует множество экспериментальных процедур в естественных и лабораторных условиях. Их результаты стали существенным вкладом в изучение конфликтов, даже несмотря на множественную критику в их адрес. Пример таких методик: в лабораторных условиях – «Дилемма заключенного», «Поток»; в естественных условиях – эксперимент Шерифа. Опросные методы также не уступают в своем количестве и разнообразии. В работе мы рассмотрели наиболее известные методики для семейных («Межличностный семейный конфликт», «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»), межличностных («Модульная методика диагностики межличностных конфликтов») и педагогических конфликтов (методика Э.И. Киршбаума), а также затронули взаимодействие руководителя с подчиненным (опросник А.А. Ершова).Еще две методики, рассмотренные нами, направлены на изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях – это «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» и тест Ф. Розенцвейга. Далее были рассмотрены особенности управления конфликтом: описаны виды деятельности (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение); предпосылки, формы и способы разрешения конфликта, а также технологии регулирования конфликта.

В данной работе проведена методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» К.Томаса. Выявлено, что в данной группе студентов преобладают компромисс и приспособление, как стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Наименее выражена такая стратегия, как соперничество. Можно с уверенностью сказать о том, что в группе присутствуют все пять стратегий, а именно соперничество, приспособление, компромисс, избегание и сотрудничество, но каждая из них преобладает в меньшей или большей степени.

Изучение литературы по проблеме исследования конфликтов и управления ими и исследование по методике К.Томаса позволило решить ряд тех задач, которые были поставлены в нашем исследовании.

Подводя итоги, можно сказать, что в общении с людьми и в деловых контактах возможно возникновению скрытых или явных конфликтов из-за непонимания истинных мотивов поведения. В контактах с людьми необходимо проявлять терпимость, сдержанность. Очень часто мотивы поведения совсем не те, которые можно приписать. Заносчивость и наглость могут скрывать под собой робость и застенчивость, уязвимость. Страх и беспокойство могут маскироваться под злостью и гневом. Плохое настроение может быть объяснено усталостью. Если в коллективе возник конфликт, не следует уходить от него. Очень важно уметь не переводить конфликтную ситуацию в конфликт, так как силовое воздействие обычно связано с эмоциональными переживаниями. Если же конфликтная ситуация уже успела перерасти в конфликт, то очень важно работать с эмоциональным настроем участников. Умение решать конфликты зависит от способности трансформировать взаимное представление участников из врагов в партнеров. Неумение разрядить конфликтную ситуацию, понять ошибки и просчеты может стать причиной постоянной напряженности. Нужно помнить, что конфликтом надлежит умело управлять до того, как он станет настолько сильным, что приобретет деструктивные свойства. Основная причина конфликта в том, что люди зависят друг от друга, каждому нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого, нужно, чтобы кто-то разделял его убеждения.


Список используемой литературы
Книга с одним автором

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях [Текст] / Анцупов А.Я. СПб.: Питер, 2006 г., 288с.

  2. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Гришина Н.В. СПб.: Питер, 2008 г., 544 с.

  3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / Емельянов С.М. СПб.: Питер, 2009 г., 384 с.

  4. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека [Текст] / Лурия А.Р. М.: «Когито-Центр», 2002 г., 527 с.

  5. Майерс Д. Социальная психология [Текст] / Майерс Д. СПб.: Питер, 1997 г., 688 с.

  6. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов [Текст] / Скотт Д.Г. СПб.: Киев, 1991 г., 208 с.

  7. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта [Текст] / Хасан Б.И. СПб: Питер, 2003 г., 256 с.

  8. Светлов, В.А. Современное введение в конфликтологию [Текст] / Светлов, В.А. М.: Нобель. пресс. 2013. - 252 с.


Книга с двумя авторами

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология [Текст] / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. СПб.: Питер, 2008 г., 496 с.

  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия [Текст] / Бэрон Р., Ричардсон Д. СПб: Питер, 2001 г., 352 с.

  3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии [Текст] / Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Ростов н/Д., 2001 г., 256 с.

  4. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации [Текст] / Федосеев В.Н., Капустин С.Н.- М.: Экзамен, 2003 – 368 с.


Сборники

  1. Богданов Г.Ф. Конфликты и их разрешение // Я вхожу в мир искусств [Текст] / Богданов Г.Ф. –М.: 2011 г., № 12, 113-119 с.

  2. Головичева Л. От конфликта к примирению // Школьный психолог [Текст] / Головичева Л. –М.: 2013 г., № 6, 55-57 с.

  3. Зайченко Н.У. Конфликт в контексте развития субъекта // Мир психологии [Текст] / –М.: 2012 г., № 2, 152-163 с.

  4. Светлов В.А. Классификация стратегий поведения в конфликте [Текст] / Светлов В.А. СПб.: Московский пр. 2014. 40 с.


Приложение А

Вопросы к беседе с учителем:

Наталья Анатольевна, сколько лет вы работаете в школе? Сколько проблем у вас было?

Как складываются отношения у ребят в вашем 3-м классе? Как часто

А между кем чаще всего возникают конфликты? По каким причинам?

Все еще случаются конфликты между девочками?

Есть ли дети, которые конфликтуют со всеми?

Случается ли так, что конфликт остается неразрешенным?

И на каких уроках конфликты возникают чаще?

Решают ли дети конфликты сами или с помощью учителя?

Что