Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3

Показатели признаков нервно-психологической неутойчивости мужчин

Шкалы

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

1

3

3

%

14,3

42,8

42,8

Показатели признаков нервно-психологической неустойчивости у женщин представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели признаков нервно-психологической неутойчивости женщин

Шкалы

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

4

3

0

%

57,2

42,8

-

На рисунке 2 представлены сравнительные показатели нервно-психологической неустойчивости мужчин и женщин.

Рисунок 2. Показатели нервно-психологической неустойчивости мужчин и женщин

Из рисунка заметно 2 заметно, что у женщин наблюдаются более высокие показатели нервно-психологической неустойчивости, что свидетельствует о вероятности нервно-психических срывов, особенно в экстремальных условиях. Возможны нарушения психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках.

2.2.Экспериментальная программа коррекции профессионального стресса.

Целью тренинга выступает развитие умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья специалистов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Задачи тренинга:

­ познакомить специалистов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;

­ обучить способам психической саморегуляции;

- снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

­ содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

­ сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.


Ожидаемые результаты.

­ овладение умениями и навыками психической саморегуляции;

­ снижение уровня психического выгорания;

­ активизация личностных ресурсов;

­ улучшение настроения и самочувствия.

Структура тренинга.

Тренинг включает в себя следующие блоки:

Диагностический: знакомство; лекция; групповая диагностика.

2. Основной - тренинговый:

- тренинги саморегуляции с элементами социально-психологического тренинга.

Итоговый:

- завершающий тренинг;

- групповая диагностика

- рефлексия;

- заповеди здорового работника.

Структура и краткое содержание.

Тренинг рассчитан на 5 занятий по 2- 2,5 часа.

В таблице 5 представлен план тренинга.

Таблица 5

План тренинговых занятий

№ п/п

Форма занятия

Время прове-дения

Количество участников

Оборудование

Перечень заданий и упражнений

1

Лекция

2 часа

10-25 человек

ДОУ

1. Упр. Поза Наполеона».

2. «Мозговой штурм» - создание банка способов естественной саморегуляции.

3. Опросник «Психическое выгорание» (К Маслак, ).

4. Тест «Состояние вашей нервной системы (К. Либельт).

5. Упр. «Мнение».

6. Упр. «Итоги».

2

Тренинг саморе-гуляции

2 часа

5-8 человек

Диски с релаксационной и инструментальной музыкой, ручки, простые карандаши, бумага формата А4, протоколы занятий.

1. Упр. «Давайте познакомимся».

2. Упр. «Принятие правил групповой работы».

3. Упр. «Самооценка физического и психологического состояния» (заполнение протокола)  - начало и конец занятия (модифицированная методика САН).

4. Упр. «Расскажи о своем состоянии» - начало и конец занятия.

5. Упр. «Ловец блага».

6. Упр. «Мышечная релаксация».

7. Упр. «Диафрагмальное дыхание».

8. Упр. «Релаксационное дыхание».

9. Упр. «Аутогенная тренировка».

10. Упр. «Итоги занятия».

11. Упр. Аплодисменты».

3

Тренинг саморе-гуляции

2 часа

5-8 человек

1. Упр. «Самооценка физического и психологического состояния» (заполнение протокола)  - начало и конец занятия.

2. Упр. «Расскажи о своем состоянии» - начало и конец занятия.

3. Упр. «Здравствуй, я хочу тебе сказать».

4. Упр. «Портрет».

5. Упр. «Мышечная релаксация».

6. Упр. «Диафрагмальное дыхание».

7. Упр. «Релаксационное дыхание».

8. Упр. «Аутогенная тренировка».

9. Упр. «Роза» (медитация на образе).

10. Упр. «Итоги занятия».

11. Упр. « Спасибо за приятное занятие».

4

Тренинг саморе-гуляции

2 часа

5-8 человек

1. Упр. «Самооценка физического и психологического состояния» (заполнение протокола) - начало и конец занятия.

2. Упр. «Расскажи о своем состоянии» - начало и конец занятия.

3. Упр. «Подарок».

4. Упр. «Я обладаю, знаю, умею».

5. Упр. «Мышечная релаксация».

6. Упр. «Диафрагмальное дыхание».

7. Упр. «Релаксационное дыхание».

8. Упр. «Аутогенная тренировка».

9. Упр. «На берегу моря» (медитация на образе).

10. Упр. «Итоги занятия».

11. Упр. «Аплодисменты».

5

Тренинг саморе-гуляции

2 -2,5 часа

5-8 человек

1. Упр. «Самооценка физического и психологического состояния»   - начало и конец занятия.

2. Упр. «Расскажи о своем состоянии» - начало и конец занятия.

3. Упр. «Письмо другу».

4. Упр. Визуализация «Приятные воспоминания».

5. Упр. «Мышечная релаксация»

6. Упр. «Диафрагмальное дыхание».

7. Упр. «Релаксационное дыхание».

8. Упр. «Аутогенная тренировка».

9. Упр. «Советы психолога на каждый день».

10. Упр. «Анкета»

11. Упр. «Итоги»

12. Чаепитие.


Ниже описана схема проведения тренинга.

На первоначальном этапе осуществляется знакомство, затем проводиться разминка (упражнение на разогрев участников, снятие напряжения, настрой на работу).

Далее проводится лекция, в рамках осуществляется информирование участников о понятии, структуре, симптомах, факторах профессионального выгорания, способах профилактики.

После лекции проводится «Мозговой штурм» по созданию банка естественных способах профилактики.

Далее проводится диагностика уровней профессионального выгорания по методике «Опросник «Психическое выгорание» для педагогов и воспитателей.

Обратная связь.

Подведение итогов.

Тренинговые занятия должны проходить по следующей схеме:

Приветствие.

Упражнение «Самооценка физического и психологического состояния».

Упражнение «Расскажи о своём состоянии».

Разминка.

Упражнение (психотехнические, или арт-терапевтические)

Релаксация (мышечная, медитативная, аутотренинг).

Рефлексия, упражнение «Расскажи о своём состоянии».

Упражнение «Самооценка физического и психологического состояния» (заполнение протокола).

Подведение итогов.

10. Ритуал прощания.

В конце последнего занятия проводится диагностика по «Опроснику психического выгорания педагогов и воспитателей, предлагается анкета-отзыв для отслеживания результатов тренинга.

Содержание тренинга.

Занятие 1.

Тема: «Профилактика синдрома профессионального выгорания – проблема современности».

Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его причинами, стадиями, способами профилактики.

Форма проведения: лекция с элементами тренинга, входная диагностика.

Оборудование: опросник «Психологическое выгорание», тест «Состояние вашей нервной системы», листы бумаги А 4, простые карандаши, ручки, музыкальный центр, диски с инструментальной музыкой.

Вводная часть.

Ведущий: представляет себя, называет цель и план занятия, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам.

Упражнение 1. «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарии для ведущего.

Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать. Также это упражнение может использоваться для сплочения группы.


Основная часть.

Ведущий.

Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслак назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».

Занятие 2.

Тема: Тренинг саморегуляции.

Цель: создать условия для овладения участниками способами психической саморегуляции, для восстановления их внутренних ресурсов, осознания своих проблем и способов их преодоления, установления нервно-психического равновесия.

Оборудование: диски с релаксационной и инструментальной музыкой), протоколы занятий, ручки, бумага формата А 4, цветные карандаши.

Ход занятия.

Вводная часть.

Цель: познакомиться, настроить на занятие; снизить эмоциональное напряжение, принять правила группы.

Упражнение 1. «Давайте познакомимся»

(звучит тихая инструментальная музыка)

Инструкция.

Встаньте в круг. Каждый по очереди называет своё имя и одновременно делает какое-либо движение (обыграть имя), выходя в центр круга. Затем все участники повторяют это имя и движение. Следующий по кругу участник называет своё имя и показывает движение, группа снова повторяет и т.д.

Упражнение 2. «Принятие правил групповой работы»

(звучит тихая инструментальная музыка).

Участники садятся по кругу.

Инструкция.

После того как мы познакомились, приступим к обсуждению основных правил групповой работы. Я буду предлагать правила, вы можете их дополнить или изменить.

Правила групповой работы: обращаться друг к другу по имени; принимать себя и других такими, какие они есть; быть искренним; избегать оценок друг друга, все, что делается в группе, делается на добровольных началах, активное участие в происходящем, уважение говорящего, каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово; конфиденциальность всего происходящего в группе, общение по принципу «здесь и сейчас».


Комментарии для тренера.

После обсуждения правила групповой работы принимаются.

Участники должны осознавать, что это не формальные правила, а нормы, которые значительно сокращают потери времени, позволяют продуктивно работать над собой и помогают достичь главной цели тренинга.

Упражнение 3. «Самооценка физического и психологического состояния».

Инструкция.

Рассмотрите протокол занятия. Он состоит из двух частей «Начало занятия» и «Конец занятия».

Отмечайте в 1-ой части «Начало занятия» особенности своего состояния по указанным критериям, используя 3-х бальную систему (3 балла – высокий уровень, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень).

Комментарии для тренера.

Ведущему следует заранее позаботиться о протоколах, подставках и ручках. Важно, чтобы протоколы были напечатаны крупным шрифтом. Часто заполнение протокола в самом начале тренинга вызывает трудности, поэтому необходимо уделить достаточно времени на объяснение.

Упражнение 4. «Расскажи о своём состоянии»

Инструкция.

Расскажите о состоянии своего тела (ощущениях) и своих чувствах (эмоциях). Ответьте на вопросы:

- Что вы чувствуете здесь и сейчас? Что ощущает ваше тело? (в начале и в конце занятия).

- Что хотелось бы получить от занятия? (в начале занятия).

- Что важного и значимого для себя вы получили от предыдущего занятия? (в начале занятий 3, 4, 5).

- Что стало для вас важным, ценным, запоминающимся на занятии? (в конце занятия)

Комментарии для ведущего.

Если участнику трудно объяснить своё состояние, ведущий помогает ему и задает наводящие вопросы. Иногда стоит напомнить участникам какие бывают чувства и эмоции. Важно делать акцент именно на чувства участников.

Основная часть.

Цель: познакомить участников с приемами позитивной психотерапии, обучить приемам саморегуляции.

Упражнение 1. «Ловец блага»

(звучит тихая инструментальная музыка)

Инструкция.

Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

2. Вы опоздали на автобус.

3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

Комментарии для ведущего.

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».