Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2.Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье.

Посредством технического прогресса и процессов информатизации на первый план были выдвинуты вопросы охраны психического здоровья людей. В результате такого процесса психогигиена стала отдельной научно-практической отраслью [10].

Совместно с медиками-гигиенистами в первые десятилетия XX в. исследование психологических факторов трудовой нагрузки на производство осуществляли психологи. Исследование специалисты начали с изучения монотонии трудового процесса, а так же с воздействия социально-психологических стресс-факторов на производительность трудовой деятельности. Подобная переориентация в направленности исследований была связана с тем, что начали активно развиваться социально-психологические идеи о воздействии различных факторов на протекание психических процессов (В. Н. Бехтерев, Э. Росс, В. Меде, К. Левин, Г. Оллпорт), а также потребностей зарождающегося менеджмента и основывалась на крупнейших нейрофизиологических открытиях начала ХХ века [11].

Существенное внимание исследований в психологии труда было направлено на вопросы приспособления и дезадаптации людей в контексте различных профессий, проблемам утомления и состояниям нервно-психической напряженности [12].

В рамках прикладной психологии (психология труда, инженерная психология, эргономика) стресс рассматривается в контексте различных функциональных состояний, вроде состояние, которое характеризуется повышенным и длительным напряжением, обусловленного отсутствием адаптации к требованиям среды обитания. Подобное состояние связано с долгим влиянием факторов среды, которые превышают возможности приспособления организма. Для такого состояния свойственны психическое напряжение, чувства фрустрации, тревоги, беспокойства, а в самом крайнем негативном состоянии - равнодушие и апатия.

В данном случае функциональное состояние человека рассматривается как «обобщенный комплекс личных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямым или косвенным образом детерминируют осуществление деятельности [13].


Из большого количества функциональных состояний выделяются, монотония, фрустрация, утомление, релаксация и др.

Помимо обозначенных состояний, известны так же и другие, которые отличаются по степени активации: аффективные состояния, дремотные состояния, пароксизмальные состояния, разнообразные болезненные состояния (инфекционные и соматические); состояния алкогольного и наркотического опьянения, психопатологические состояния (маниакально-депрессивный психоз, паранойя) и пр.

Профессиональный стресс является многомерным психическим феноменом, который выражается в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию. Оказывая негативное воздействие на психосоматическое состояние людей, организационный стресс способствует ухудшению стояния внутренней организационной среды предприятия в целом [14].

Проблема «организационного стресса» интересует многие научные дисциплины, от физиологии и медицины до психологии, социологии и политики. С одной стороны, это связано с физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, с другой - характером их социальных последствий. В данном случае выделяется одна важнейшая задача: определить тот необходимый уровень напряжения в трудовой процессе, который будет способен обеспечить его высокую эффективность и, при этом, не приведет к нежелательным последствиям в последствии длительного нервно-психического напряжения [15].

Описывая профессиональный стресс Ю.В. Щербатых, разделяет его на отдельные виды: учебный стресс, стресс медицинских работников, стресс руководителя, спортивный стресс. Кроме этого, анализируя причины производственного стресса автор отмечает, что они обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков и в отдельных случаях связано со здоровьем человека. Причины стрессов личностного характера чаще всего связаны с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, со страхом неудачи, неуверенностью в своем будущем [16].

Главной особенностью профессионального стресса является многоликость его проявлений, а также и причин их вызывающих в трудовой деятельности человека.

В психологии и физиологии труда выявлено и изучено большое количество «производственных» стресс-факторов. Среди таковых выделяют: физические факторы; физиологические факторы; социально-психологические фактор; структурно-организационные факторы[17].


По Г. Селье работа в стрессогенной обстановке всегда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызывать как острые нарушения, так и проявляться в виде отсроченных последствий. На основе обобщения имевшихся статистических данных по заболеваемости и смертности в результате воздействия психосоциальных факторов Дж. Бренерр сделал вывод, что на протяжении первых трех лет воздействия стресс-фактора возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни - ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др. При этом, количество стресс-реакций возрастает за счет действия так называемого «принципа ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципа заразительности», особенно выраженного в производственных коллективах.

Никифоров Г. С. предлагает следующую систематизированную совокупность наиболее типичных стрессоров, распространенных в различных сферах профессиональной деятельности:

. Организация и содержание профессиональной деятельности. Это: условия труда (организация рабочего места); неритмичность в организации труда; изменение продолжительности или условий труда; неудобные часы работы; внезапное или систематическое отвлечение внимания (неожиданный раздражитель или постоянное воздействие помех и, как следствие, развитие преждевременного утомления); качество оборудования; опасность для жизни и здоровья, риск; новизна, реорганизация на работе; ситуация неопределенности; повышенная ответственность и т.д.;

. Профессиональная карьера. Стрессогенные факторы: проблема статуса; неудовлетворительные перспективы продвижения по службе; неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности; изменение служебных обязанностей; перспектива сокращения или преждевременного выхода на пенсию; фрустрация из-за достижения предела своей карьеры; чувство «заложника» выполняемой работы;

. Оплата труда и взаимоотношения на работе. Сюда входят отсутствие ясности в оплате труда; переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой; неравная оплата труда; неприятности (конфликт) с руководством по службе; плохое руководство; взаимоотношения с коллегами по работе, конфликты; ограничения свободы поведения; неблагоприятный психологический климат в рабочем коллективе; интриги; изоляция в рабочей группе;

. Внеорганизационные источники стресса, к которым могут относиться проблемы в семье (конфликты, недостаток заботы, избыточные домашние нагрузки и др.); жизненные кризисы (возрастные, экзистенциальные и пр.); финансовые проблемы; общая социальная необеспеченность (проблемы с жильем, коммунальным и медицинским обслуживанием, транспортом, юридическим статусом и т.д.).


Крайне актуальна когнитивная составляющая профессионального здоровья. Под которой понимаются знания человека о своем профессиональном здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на профессиональное здоровье человека и др. А также устойчивость и концентрация внимания, профессиональная память, профессиональная наблюдательность, критичность мышления, необходимость принимать много решений и др.[18]

Всё это несомненно определяет успешность человека в профессиональной деятельности, отражает его способность мыслить, принимать адекватные решения, уметь выделять главное, находить недостающую информацию, скорость принятия решения, их правильность, объем. Здесь профессиональное здоровье проявляется в способности мыслить позитивно и оперативно.

Поведенческая составляющая профессионального здоровья предполагает выбор той или иной стратегии преодолевающего поведения (копинг-стратегии) в стрессовых ситуациях профессиональной деятельности. Выбор оптимальной копинг-стратегии позволяет человеку как можно лучше адаптироваться к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения требований, тем самым уменьшает стрессовое воздействие ситуации. В противном случае может возрасти психическое напряжение[19].

1.3.Гендерные аспекты переживания стресса.

Наблюдается различное реагирование на стрессовые ситуации в переживании мужчин и женщин. К примеру, в результате стрессовой ситуации женщины, как правило, говорят о том, что они расстроены или обеспокоены [20]. В случае мужчин отмечается склонность к употреблению алкогольных напитков, и если это становится нормой, то со временем данная норма может перерасти в зависимость [21]. Как правило, женщины обвиняют в произошедших событиях себя, и их реакция носит более абстрактное выплескивание эмоций.

Женщина может заплакать, в независимости от наличия утешителя. Мужчины, как правило, склоняются к поиску причин произошедшего, и скорее могут дать выход раздражению, сорвав зло на ком-то, кто подвернется в этот момент под руку, чем позволит себе разрядиться. Вместе с тем, следует отметить, что именно мужчины в стрессовых ситуациях наиболее собранны и хладнокровны. Рассматривая проблематику подобного рода, социальная психология использует понятие «гендер».


В рамках работ М. Мид в 30-е годы XX века была осуществлена тщательная подготовка возникновения данного понятия.

В научный обиход данное понятие было введено Р. Столером, в 1963 г. В последующем этот термин применялся для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола, как комплекса биологических характеристик (генетических, физиологических и репродуктивных). При помощи термина «гендер» осуществилось структурное отделение естественного от приобретенного в человеке[22].

Понятие «гендер» рассматривают в двух аспектах [23]:

  • социальный пол, как правило, детерминирующий специфику индивидуального и группового поведения, а так же задающий правовую и статусно - общественную позицию человека в социуме;
  • биологический пол, является комплексом морфологических и физиологических характеристик, которые являются определяющими для индивидуального полового поведения, которые связаны с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний.

В рамках социальной психологии понятие «гендер» применяется для описания такой психологической действительности, у которой есть тесная связь с первоначальным вариантом его смыслового содержания. В течении последних десятилетий в рамках психологической науки сформировался подход к интерпретации психологических характеристик половых различий в контексте принадлежности людей к определенному социальному полу.

Одним из наиболее основательных исследований по данной проблеме стало исследование гендерных различий С. Бем. Автор детально рассмотрела приписываемые обществом определенные характеристики как для женщин, так и для мужчин на счет действий и поступков, которые совершились, или только могут совершиться. В данном случае пол рассматривается как знак с символическим значением, который приобретается в процессе социализации.

В рамках концепции автора «психологический пол» в определенной степени отличается от биологического пола, она выделяет три базовых понятия, которых следует рассматривать в соответствии с данным феноменом - маскулинность, фемининность, андрогинность[24]:

  • Маскулинность выражается в независимости, напористости, доминантности, агрессивности, склонности к риску, самостоятельности, уверенности в себе и др. Людей с выраженными маскулинными чертами отличает чрезмерное самоуважение и самооценка в сфере академических достижений и собственной внешности - физическое Я;
  • Фемининность отражает типично женские черты, вроде уступчивости, мягкости, чувствительности, застенчивости, нежности, сердечности, способности к сочувствию, сопереживанию и прочее. Общественные стереотипы фемннинности в меньшей степени относятся к половым сторонам личности и успешности в сфере карьерного роста, однако в существенной мере связаны с эмоциональными аспектами;
  • Андрогинность. Согласно имеющимся представлениям человек не обязательно выступает носителем ярко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут в равной степени представлены значительные черты как маскулинного, так и фемининного типов. Вместе выдвигается предположение о том, что у андрогина такие черты проявляются гармонично и взаимодополняемо. Предполагается, что подобное гармоничное объединение маскулинных и фемининных черт существенно повышает приспособительные возможности андрогеннного типа. В данном случае значительная мягкость, устойчивость в общественных контактах и отсутствие ярко проявляющихся доминантно-агрессивных тенденций в коммуникации никаким образом не связаны со снижением уверенности в себе, даже наоборот выражаются в сохранении высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. Было замечено, что андрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности.