Файл: Понятие и признаки ценной бумаги по российскому гражданскому законодательству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве особенности отечественного законодательства о рынке ценных бумаг можно также назвать исключительную роль ведомственных нормативных правовых актов в регламентации данной отрасли законодательства. Ими, по указанию исследователей, представлено не менее 60 процентов всей совокупности источников законодательства о рынке ценных бумаг. При этом доля документов, имеющих высшую юридическую силу, в структуре таких нормативно-правовых актов относительно рынка ценных бумаг составляет приблизительно только 20 процентов [13, с. 20].

Информативно охарактеризовать составные части, включенные в структуру законодательства относительно рынка ценных бумаг. Высшая юридическая сила здесь придана Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные начала в организации государственного устройства и экономического уклада в России. В частности, как можно увидеть из положений ст. 8 Конституции РФ, в нашем государстве на высшем уровне гарантировано единство экономического пространства, свобода в перемещении товаров, услуг, а также финансовых средств, содействие развитию конкуренции и свободы экономической деятельности. На высшем конституционном уровне также признаются, охраняются все без исключения формы собственности, существующие в гражданско-правовой сфере. В нормах ст. 74 Конституции РФ приводится регулирование о том, что в пределах территории нашей страны не допускается введение каких-либо таможенных границ, установление пошлин либо сборов, а также каких-то других препятствий свободному перемещению товаров, услуг, а также финансовых средств, кроме ситуаций, когда таковое является необходимым в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ценные бумаги, выступающие как товар со всеми присущими таковому свойствами, является предметом регулирование перечисленных статей [13, с. 21].

Помимо этого, стоит также подчеркнуть то обстоятельство, что в нормах ст. 71 Конституции РФ предусматривается, что установление правовых основ единого рынка, финансовое и валютное регулирование, а также гражданское законодательство находятся в ведении Российской Федерации.

Именно поэтому в состав источников законодательства о ценных бумагах не включаются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Тем не менее, в настоящее время спорным является вопрос относительно выделения субъектового уровня в нормативно-правовом обеспечении отношений в сфере рынка ценных бумаг.


Тем не менее, даже не имея законодательного ориентира относительно структуры нормативного материала, направленного на регулирование правоотношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, особенности нормотворчества в установленной сфере определяются конституционным разграничением предметов ведения органов публичного управления. Ученые-специалисты, опираясь на конституционное разделение публично-властных полномочий между уровнями государственной власти, относят все же вопросы правового регулирования на фондовом рынке к федеральному ведению [17, с. 34].

Международные договоры, которые в случае их принятия в установленном порядке, с точки зрения их юридической силы превосходят федеральные законы, преимущественно касаются сферы рынка ценных бумаг исключительно косвенно и не имеют существенного значения в системе рассматриваемого законодательства. Между тем, из этого общего положения в качестве исключения можно назвать нормы международных конвенций о векселях, в частности, Конвенции о Единообразном Законе о переводном и простом векселе, заключенной в Женеве 7 июня 1930 года и вступившей в силу для СССР с 23 февраля 1937 года [1]. Предписания указанной Конвенции по сей день применяется в процессе регулировании отечественных вексельных отношений.

Итак, мы видим, что законодательство, касающееся рынка ценных бумаг, на сегодняшний день не ограничивается по юридической силе лишь актами законодательного характера, а включает в себя также и подзаконное регулирование.

1.2. Осуществление прав по ценным бумагам

Как известно, документы могут по общему правилу быть объективированными в форме разного рода печатных изданий, а также аудиовизуальной продукции либо электронных изданий.

Но применительно к документарной ценной бумаге должны применяться исключительно бумажные носители с рукописным либо напечатанным на них текстом [14, с. 54].

Но нужно иметь в виду, что в соответствии с утратившей силу редакцией п. 1 ст. 142 ГК РФ ценными бумагами удостоверялись имущественные права, а современные положения говорят о том, что документарной ценной бумагой могут удостоверяться обязательственные либо также и иные права. Речь идет о том, что перечень прав, могущих быть удостоверенными ценной бумагой, существенно расширен. Очевидно также, что понятие «иные права» также включает как имущественные права, так и неимущественные права (к примеру, право лица на информацию, а также отдельные иные).


Следовательно, в действующем сегодня определении документарных ценных бумаг конкретизированы те права, которые, по мнению законодателя, стоят за ней.

На наш взгляд, сущность документарной ценной бумаги состоит именно в той имеющейся связи, которая устанавливается между самим правом, а также соответствующим документом.

При этом подчеркнем, что сама же документарная ценная бумага выступает как объект вещных прав (может быть предметом права собственности, а также иных прав).

Необходимость предъявления документарной ценной бумаги для осуществления выраженного в ней права предполагает зависимость между бумагой и соответствующим правом.

Бумага является своего рода носителем права. Само право овеществляется в бумаге. С этой точки зрения правомерно говорить о праве на ценную бумагу как на вещь. Это право определяет отношения между ее собственником и всеми другими лицами.

В то же время необходимо отметить, что такая бумага сама по себе не имеет ценности (не считая стоимости материала, из которого она сделана); делается ценной она лишь благодаря тому праву, выражением которого она является [15, с. 79].

Таким образом, ценная документарная бумага создает для ее владельца две категории прав: вещное право на бумагу и право из бумаги.

Бездокументарные ценные бумаги не имеют материальной формы, поэтому даже условно они не могут рассматриваться как вещи и, следовательно, не могут являться объектом права собственности и других вещных прав. Тем не менее в ранее действовавшем законодательстве бездокументарные ценные бумаги рассматривались в качестве особой разновидности вещей.

Бездокументарные ценные бумаги - это, как правило, эмиссионные ценные бумаги. Соответственно, на них распространяет свое действие Закон о рынке ценных бумаг.

Исполнение по бездокументарной ценной бумаге, как следует из законодательства, предполагает исполнение стоящего за ней обязательства. Поскольку в бумажной форме она не существует, то лица, ответственные за исполнение по бездокументарной ценной бумаге, должны быть указаны в решении о выпуске или в ином предусмотренном законом акте лица, выпустившего ценную бумагу.

Из материалов судебной практики следует, что, по мнению суда, сославшегося на п. 3 ст. 149, а также п. п. 2 и 5 ст. 149.2 ГК РФ, из перечисленных требований закона следует, что единственным лицом, имеющим право вносить в реестр акционеров общества записи относительно выпущенных обществом акций, в том числе относительно смены собственников акций, является держатель реестра акционеров. При этом одним из оснований для внесения записей в реестр акционеров, наряду с распоряжением собственника акций, является вступившее в законную силу решение суда, которое обязательно для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 АПК РФ) [10].


Требование об исполнении бездокументарной ценной бумаги может быть предъявлено прежде всего самому эмитенту этой ценной бумаги. Так, можно заметить, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 149 ГК РФ лицами, ответственными за исполнение по бездокументарной ценной бумаге, являются лица, которые выпустили ценную бумагу. Кроме этого, отвечают за исполнение лица, которые предоставили обеспечение исполнения соответствующего обязательства. Законодатель не уточняет, о каком именно обеспечении идет речь.

Очевидно стоит сказать, что имеются в виду способы обеспечения исполнения обязательств, предусмотренные в положениях специальной главы 23 ГК РФ.

Стоит подчеркнуть, что право требовать от обязанного лица исполнения по бездокументарной ценной бумаге признается за лицом, указанным в учетных записях в качестве правообладателя, или за иным лицом, которое в соответствии с законом осуществляет права по ценной бумаге.

Таким образом, большое значение в Гражданском кодексе РФ придается учетным записям прав на бездокументарные ценные бумаги.

С развитием гражданского оборота широкое распространение получило участие граждан и юридических лиц в акционерных обществах. Приобретение акций хозяйственных обществ стало экономической реальностью. В результате чего законодателю необходимо быстро реагировать на потребность новых участников хозяйственных обществ эффективно защищать свои права в случае их нарушения.

Стоит отметить, что прямым объектом нарушения могут являться права лиц на сами ценные бумаги. Учитывая бездокументарную природу акций, специфику их выпуска и отчуждения, на практике вопрос защиты нарушенных прав владельцев оказывается достаточно непростым для решения.

Например, рассматривая конкретное дело, суд указал, что из смысла статьи 142 ГК РФ, учитывая Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 33, Пленума ВАС РФ № 14 от 04.12.2000, Постановления Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 № 3915/12 по делу № А40-71672/11-61-518, от 15.03.2002 № 10297/01 по делу № А40-19852/01-48-263, следует, что ценная бумага, в данном случае простой вексель, не может считаться предъявленной к исполнению, при направлении в адрес должника ее копии. У должника появляется обязанность исполнять вексельное обязательство (произвести платеж) только по предъявлении подлинника векселя [8].

В другом деле, суд, анализируя положения п. 3 ст. 146 ГК РФ, п. 13 Положения о простом и переводном векселе, утвержденного Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341, и ссылаясь на п. 7 Постановления Пленума ВС РФ № 33, Пленума ВАС РФ № 14 от 04.12.2000, пришел к выводу о том, что для легитимации по ордерной бумаге требуется удостоверение тождества ее держателя с лицом, обозначенным либо в ее тексте, либо в последней передаточной надписи (при этом ряд таких передаточных надписей должен быть непрерывным). По мнению суда, в рассматриваемом случае в связи с отсутствием на спорном векселе соответствующих передаточных надписей на имя общества, последнее не являлось легитимированным владельцем данного векселя [12].


По мнению суда, сославшегося на ст. 142 ГК РФ, а также ст. 1 ФЗ «О переводном и простом векселе и ст. 75 Положения о переводном и простом векселе» (утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341), Постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.2011 № 5620/11, вексель является простым и ничем не обусловленным обещанием уплатить определенную сумму.

При этом судом подчеркнуто, что с передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности, поэтому до передачи первому векселедержателю вексель не является ценной бумагой. В основе выдачи векселя всегда лежит только денежное обязательство. В рассматриваемом случае реализация собственных векселей не признавалась реализацией ценных бумаг, поскольку путем выпуска и реализации собственных векселей общество фактически привлекало заемные средства. Как также отметил суд, продавцом по сделке купли-продажи векселя как товара может быть лицо, которому принадлежат права из векселя. Векселедатель сам не имеет прав из векселя и, следовательно, не может выступать в качестве продавца [11].

Таким образом, мы можем заметить, что осуществление прав по ценной бумаге является различным в зависимости от вида соответствующей ценной бумаги.

2. Особенности защиты прав владельцев ценных бумаг

2.1. Система способов защиты гражданских прав

Как следует из положений действующего российского законодательства, способами, позволяющими защищать гражданские права, являются закрепленные в законе меры, имеющие принудительный характер, при помощи которых производится восстановление нарушенных либо оспариваемых прав.

В целом можно отметить, что незакрытый перечень подобных способов защиты приводится законодателем в ст. 12 ГК РФ [2], в которой законодатель говорит о том, что защита прав может производиться посредством [14, с. 150]:

- признания права;

- восстановления положения, которое существовало до момента нарушения права лица, а также пресечение действий, которыми нарушается право либо создается угроза его нарушения;

- признания оспоримой сделки в качестве недействительной с применением последствий недействительности этой сделки, применения последствий недействительности в отношении ничтожной сделки;