Файл: Федеральное казначейство рф и его роль в управлении движением государственных финансов (Организация и функционирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1.Анализ кассового обслуживания исполнения бюджетов.

Федеральное казначейство в 2017 году обеспечивало кассовое обслуживание исполнения бюджетов 85 субъектов Российской Федерации (в том числе по полному варианту кассового обслуживания с открытием лицевых счетов всем участникам бюджетного процесса либо по «смешанному» варианту кассового обслуживания с открытием лицевых счетов отдельным участникам бюджетного процесса – 67 субъектов (78,8%), а также кассовое обслуживание исполнения бюджетов 22556 муниципальных образований.

«Казначейством обеспечено кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации: (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования)» [18, с. 13].

По состоянию на 1 января 2018 года в органах Федерального казначейства ведется обслуживание 367 321 лицевого счета, из них
по уровням бюджетов:

- 42366 лицевых счетов участников бюджетного процесса федерального уровня;

- 25345 лицевых счетов участников бюджетного процесса субъектов Российской Федерации;

- 172378 лицевых счетов участников бюджетного процесса муниципальных образований;

- 4766 лицевых счетов участников бюджетного процесса государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- 363 лицевых счета участников бюджетного процесса территориальных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- 112162 лицевых счета, предназначенных для отражения операций со средствами организаций, а также бюджетных (автономных) учреждений.

По состоянию на 1 января 2018 года в органах Федерального казначейства бюджетным и автономным учреждениям всех уровней бюджетов открыто 102254 лицевых счета, из них:

– федеральным бюджетным учреждениям – 10610 лицевых счетов;

– федеральным автономным учреждениям – 593 лицевых счета.

В 2016 году внедрено казначейское сопровождение бюджетных средств, то есть бюджетные средства предоставлялись юридическим лицам через счета, открытые им в Казначействе России.

В территориальных органах Федерального казначейства на 1 января 2018 года открыто 25345 лицевых счетов участников бюджетного процесса субъектов Российской Федерации, из них:

- лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств - 1664 (6,6 процента);

- лицевых счетов получателей бюджетных средств – 10170 (40,1%);


– лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств – 5146 (20,3% );

– лицевых счетов главных администраторов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета - 14 (0,05%);

– лицевых счетов администраторов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета - 85 (0,3%);

– лицевых счетов иных получателей бюджетных средств – 10 (0,05%);

– лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств – 8256 (32,6%).

Количество муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации, имеющих самостоятельный бюджет, по состоянию на 1 января 2018 года составило 22553 единицы.

Количество муниципальных образований Российской Федерации, местной администрацией которых выбран порядок кассового обслуживания исполнения бюджета муниципального образования, составляет:

- с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу – 6243 (27,7%) муниципальных образований;

- с открытием лицевых счетов в соответствии с соглашением
об осуществлении ТОФК отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, заключенного между ТОФК
и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) – 11 429 (50,7%) муниципальных образований;

- применяют «смешанный» вариант кассового обслуживания – 4881 (21,6 %) муниципальное образование (рис. 3).

Рис. 3. Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов по состоянию на 1 января 2018 года

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона
от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» Территориальными органами Федерального казначейства заключены соглашения об открытии и ведении лицевых счетов для учета операций со средствами автономных учреждений:

- с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции и полномочия учредителя автономного учреждения – 303 соглашения;

- с органом исполнительной власти муниципального образования, осуществляющим функции и полномочия учредителя автономного учреждения – 939 соглашений.

По состоянию на 1 января 2018 года в территориальных органах Федерального казначейства открыты 90236 соответствующих лицевых счетов бюджетным и автономным учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, что на 3114 единиц (3,3%) меньше, чем на 1 января 2017 года (таблица 1).


Таблица 1

Информация о количестве лицевых счетов, открытых автономным и бюджетным учреждениям в ТОФК по состоянию на 1 января 2018 года

Виды лицевых счетов

Количество лицевых счетов

Бюджеты субъектов РФ

%

Местные бюджеты

%

Итого

%

01.01.16

01.01.17

01.01.16

01.01.17

01.01.16

01.01.17

20

7820

7277

-9,3

35663

34247

-4

43483

41524

-4,5

21

7068

6808

-6,3

32412

31438

-3

39480

38246

-3,1

22

1916

1843

-7,3

454

392

-13,7

2370

2235

-5,7

30

1089

1048

-5,8

2749

2911

5,9

3838

3959

3,2

31

1190

1193

-1,4

2823

2 05

2,9

4013

4098

2,1

32

136

151

-2,3

30

23

-23,3

166

174

4,8

Итого

19219

18320

-4,7

74131

71916

-3

93350

90236

-3,3

Таким образом, Федеральное казначейство осуществляет функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджета.

2.2.Анализ исполнения бюджета по доходам.

Одной из главнейших функций Федерального казначейства является исполнение бюджета по доходам.


Федеральное казначейство ведет учет, распределение налогов и платежей, поступивших в федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Проанализируем поступления в бюджетную систему РФ:

Таблица 2

Поступления в бюджетную систему РФ, млрд.руб.

Поступления

2014

2015

2016

2016 г. к 2014 г.

Федеральный бюджет

14496,1

13659,24

13460,14

-1036

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

8979,6

9241,6

9464,37

484,77

Бюджеты субъектов Российской Федерации

7603,3

8033,8

8637,52

1034,22

Местные бюджеты

3496,5

3488,8

4016,60

520,1

Всего

34575,5

34423,4

35578,6

1003,13

Из таблицы 2 видно, что за 2014-2016 годы поступления в бюджетную систему РФ выросли на 1003,13 млрд.руб. или 2,9% (Рис. 4).

Рис. 4. Динамика поступления доходов в бюджетную систему РФ, млрд.руб.

При этом произошло снижение поступления доходов в федеральный бюджет на 1036 млрд.руб. или 7,15% главным образом за счет уменьшения нефтегазовых доходов.

Поступление доходов в бюджеты государственных внебюджетных фондов за 2014-2016 годы выросло на 484,77 млрд.руб. или 5,4%, в бюджеты субъектов Российской Федерации увеличилось на 1034,22 млрд.руб. или 13,6%, в местные бюджеты – на 520,1 млрд.руб. или 14,87%.

Рассмотрим структуру поступлений в бюджетную систему:

Таблица 3

Структура поступлений в бюджетную систему РФ,%

Поступления

2014

2015

2016

2016 г. к 2014 г.

Федеральный бюджет

41,93

39,68

37,83

-4,09

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

25,97

26,85

26,60

0,63

Бюджеты субъектов Российской Федерации

21,99

23,34

24,28

2,29

Местные бюджеты

10,11

10,13

11,29

1,18

Всего

100,00

100,00

100,00

0,00


Таблица 3 свидетельствует о том, что наибольший объем поступлений приходится на федеральный бюджет (41,93% всех поступлений в 2014 году, 39,68% в 2015 году, 37,83% в 2016 году). Но, как видно, доля поступлений, приходящаяся на федеральный бюджет, снижается. Одновременно увеличивается доля поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации (21,99% в 2014 году, 23,34% в 2015 году, 24,28% в 2016 году).

Рассмотрим более подробно поступление доходов в федеральный бюджет:

Таблица 4

Поступление доходов в федеральный бюджет РФ, млрд.руб.

Вид дохода

2014

2015

2016

2016 г. к 2014 г.

Налог на прибыль

420,51

491,38

491,02

70,51

НДС

2702,25

2976,24

5265,2

2562,95

НДПИ

2884,62

3181,15

2882,96

-1,66

Таможенные пошлины

5289,65

3339,24

2618,01

-2671,6

Безвозмездные поступления

110,97

260,28

152,11

41,14

Прочие налоги и сборы

3088,1

3410,95

2050,84

-1037,3

Всего

14496,1

13659,24

13460,14

-1036

За 2014-2016 год увеличилось поступление в федеральный бюджет налога на прибыль (на 70,51 млрд.руб. или 16,77%), НДС (на 2562,95 млрд.руб. или 94,84%) и безвозмездных поступлений (на 41,14 млрд.руб. или 37,07%). Поступления остальных видов налогов снизились (рис. 5).

Рис. 5. Динамика поступления доходов в федеральный бюджет РФ, млрд.руб.

Снижение поступления доходов в федеральный бюджет вызвано сокращением поступления нефтегазовых доходов, что объясняется падением цен на нефть в конце 2015 – начале 2016 года.

Наибольшую долю в общем объеме поступивших доходов в федеральный бюджет составляют в 2014-2015 годах таможенные пошлины, а в 2016 году – НДС.

2.3.Анализ исполнения бюджета по расходам.