Файл: Федеральное казначейство рф и его роль в управлении движением государственных финансов (Организация и функционирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- казначейство концентрирует на своих счетах все платежные операции федерального бюджета, т.е. доходный и расходный потоки. Такая совместимость двух потоков в руках одного и того же казначейского органа позволяет существенно ускорить процесс финансирования;

- казначейство «осуществляет постоянный контроль на стадии, предшествующей выделению средств из федерального бюджета и платежам с этих счетов. Решение задачи осуществления предварительного контроля заключается в том, что казначейство становится своеобразным банком для всей бюджетной клиентуры, которую оно обслуживает» [14, с. 45]. Соответственно, все счета федеральных бюджетополучателей подлежат закрытию во всех банках.

«Таким образом, счет казначейства становится как бы коллективным счетом, с которого осуществляется финансирование всех бюджетных федеральных программ и расходов на соответствующей территории. То есть учреждения, организации используют свои деньги только на те цели, которые предусмотрены в бюджете, которые предусмотрены росписью бюджета и бюджетными ассигнованиями, доведенными до соответствующего бюджетополучателя» [7, с. 71].

Эффективная система казначейства предполагает минимальную возможность несанкционированного доступа к бюджетным назначениям. Федеральное казначейство регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов.

«В функции Федерального казначейства входит краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на определенный период государственных расходов» [13, с. 102]. Именно Казначейство проводит сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим органам государственной власти отчетности о финансовых операциях Правительства Российской Федерации по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы.

Наконец, именно «Федеральное казначейство осуществляет управление и обслуживание совместно с Центральным Банком Российской Федерации и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации. В своих действиях по обслуживанию бюджетных финансов Казначейство в первую очередь исходит из единства кассы» [20, с. 93].

Федеральным законом от 3 июля 2016 года №345-ФЗ были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, в том числе в главу 24 «Основы исполнения бюджетов». Изменения затронули и статью, посвященную полномочиям Федерального казначейства (статья 269.1 Бюджетного Кодекса РФ). В ней определен закрытый перечень полномочий Федерального казначейства и финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.


«Казначейство России также является оператором важнейших государственных информационных систем: в сфере государственных и муниципальных закупок, в части осуществления платежей в пользу государственного сектора экономики, в вопросах обеспечения транспарентности данных бюджетного процесса и т. д.» [25, с. 138].

Казначейством России создан и успешно функционирует единый казначейский счет федерального уровня с таргетируемым объемом остатков средств на нем, за счет чего обеспечивается мобилизация существенных дополнительных доходов в федеральную казну. Реализуются новые масштабные проекты, например в направлении казначейского сопровождения крупных государственных контрактов. Функционируют единые казначейские счета государственных внебюджетных фондов, счета бюджетов всех субъектов РФ и муниципальных образований. Все они открыты и ведутся в Банке России, и Федеральное казначейство использует все имеющиеся в его арсенале платежные сервисы.

В 2016 году территориальные органы Федерального казначейства приступили к внедрению нового механизма казначейского сопровождения отдельных государственных контрактов – казначейского аккредитива.

«Механизм казначейского аккредитива предоставляет право государственному заказчику оплачивать за счет суммы аванса, предусмотренного контрактом, фактически поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги при направлении исполнителем в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства документов» [18, с. 13].

Следовательно, казначейский аккредитив станет платежным инструментом, применяемым Федеральным казначейством при перечислении авансовых платежей из федерального бюджета.

Кроме того, в Федеральном казначействе создана внешняя информационная система, позволяющая обеспечить взаимодействие со Счетной палатой РФ. В рамках такого взаимодействия осуществляется обмен информацией о планах и результатах контрольных мероприятий.

«Ключевая роль в построении электронной модели государственного управления отводится созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» [9, с. 28].

Цель данной системы – обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

«Полномасштабная реализация ГИИС «Электронный бюджет» позволит осуществить переход на безбумажные технологии и однократный ввод данных, повысит качество финансового менеджмента учреждений за счет формирования единого информационного пространства и применения телекоммуникационных технологий. А также увеличит скорость обработки информации, обеспечит наличие нескольких баз данных, связанных друг с другом и создаст портальные и облачные решения, ориентированные на информированность граждан о состоянии государственных финансов» [17, с.42].


Также Казначейство России, являясь оператором Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), способствует повышению уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг.

«ГИС ГМП обеспечивает реализацию прав граждан на получение платных государственных и муниципальных услуг без предоставления документов, подтверждающих факт оплаты, на получение информации гражданами и организациями о всех своих обязательствах перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также задолженности по исполнительным документам» [20, с. 94].

Ближайшая перспектива в развитии ГИС ГМП – перевод на портальное решение, где будут реализованы такие сервисы, как выставление счетов с целью информирования плательщиков, оформление платежного документа, подтверждение оплаты судами, органами ЗАГС и оплата электронными средствами платежа.

1.3.Технологические аспекты исполнения бюджета органами федерального казначейства.

Средства федерального бюджета учитываются и распределяются на едином казначейском счете (ЕКС) 40105, открытом Федеральному казначейству и каждому его территориальному управлению по всем субъектам РФ (рис. 1).

Рис. 1. Общий порядок централизации средств федерального бюджета со счетов всех бюджетов на ЕКС

На ЕКС зачисляются доходы федерального бюджета, перечисленные со счетов управлений Федерального казначейства (УФК), неиспользованные остатки средств на счетах платежей управлений, возвраты предоставленных кредитов и займов, восстановления кассовых расходов и иные (приказ Казначейства России от 14.09.2009 № 210 «Об утверждении Порядка управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета» (ред. от 22.05.2017)).

«При исполнении бюджетных полномочий по учету поступлений и их распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации УФК осуществляют учет поступлений и их распределение более чем по 4 тысячам кодам бюджетной классификации Российской Федерации» [17, с. 41].

С 2012 г. централизованный учет и управление бюджетными средствами в аналогичном порядке предусматривают ежедневное перечисление остатков денежных средств со счетов бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ на счета соответствующих бюджетов и их возврат в необходимом объеме для осуществления ими кассовых выплат.


«Механизм реализуется территориальными Управлениями федерального казначейства (УФК) в соответствии с заключенным, в зависимости от типа кассового обслуживания, соглашением об открытии и ведении лицевых счетов. Данное соглашение дает право УФК на перечисление в предусмотренные сроки имеющуюся на счете 40601 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности» оговоренную договором сумму средств в региональный бюджет» [15, с. 26].

В результате консолидации средств региональных бюджетов на едином казначейском счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» стало возможным исполнение расходов бюджета субъекта за счет суммы общего остатка средств на счете № 40601 в объеме предъявленных к оплате денежных обязательств. Это позволяет минимизировать потребность в заемных средствах (рис. 2).

Централизация бюджетных средств на каждом из уровней положительно отразилась на качестве кассового обслуживания бюджетов, упростив контроль над его исполнением. Особенное влияние механизм оказал на оперативное управление остатками на ЕКС, обеспечив их ликвидность посредством вложения свободных средств в различные финансовые инструменты: банковские депозиты, сделки РЕПО и предоставление кредитов.

Рис. 2. Общий порядок централизации средств региональных бюджетов

«Трансформация управления казначейскими счетами привела к сокращению величины коммерческих займов, привлекаемых финансовыми органами в бюджеты регионов и муниципальных образований, снизив уровень внутреннего государственного долга страны» [11, с. 20].

Итак, при казначейском сопровождении стало возможным применение нового принципа исполнения бюджета – выделение средств «под потребность», именно в тот момент времени, когда они реально необходимы для оплаты принятых обязательств.

В 2016 году Казначейство России успешно запустило механизм казначейского сопровождения. Это позволило реализовать новый принцип исполнения бюджета - выделение средств под потребность именно в тот момент времени, когда они реально необходимы для оплаты принятых обязательств. В результате сократился уровень дебиторской задолженности и остатков неиспользованных межбюджетных субсидий и субсидий юридическим лицам. Так, на 1 января 2017 года на счетах бюджетов субъектов РФ сумма остатков целевых средств составила 6 миллиардов рублей, тогда как на 1 января 2013 года она равнялась 242,6 миллиарда рублей.


Казначейством России успешно решена и задача по переводу на казначейские счета не использованных юридическими лицами остатков целевых средств. В результате на казначейские счета поступило 147,8 миллиарда рублей. Механизм казначейского сопровождения должен развиваться, и с учетом задач, поставленных Президентом РФ и Правительством РФ, ведомству необходимо:

- обеспечить казначейское сопровождение расчетов по государственному оборонному заказу (кроме закупок Минобороны России);

- обеспечить интеграцию казначейского сопровождения с банковским;

- обеспечить предоставление авансов по государственным контрактам под потребность, используя механизм казначейского аккредитива.

Конечно, задачи Федерального казначейства связаны с совершенствованием всех выполняемых функций. К примеру, доходы от управления единым казначейским счетом за 2016 год составили 82,7 миллиарда рублей. Но это, по мнению Минфина России, не предел возможностей Федерального казначейства - необходимо развивать новые инструменты размещения средств федерального бюджета в частности, обеспечить размещение средств на пополняемые банковские депозиты с правом их досрочного отзыва или под залог иностранной валюты (валютные СВОП).

Заканчивая первую главу, можно сделать следующие выводы.

Понятие казначейского исполнения бюджетов из разряда научной концепции перешло в сферу практического применения после принятия Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе».

За короткий период новейшей истории России казначейская система заслужила доверие и авторитет, которые и стали основным фактором в принятии решения о развитии казначейских технологий а сфере госзакупок, позволяющих усилить меры противодействия нецелевому расходованию бюджетных средств.

Создан единый казначейский счет, эффективно функционирует система учета бюджетных обязательств всех бюджетополучателей, обеспечена возможность предоставления всех документов в Федеральное казначейство в электронном виде.

2.Анализ казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации