Файл: Федеральное казначейство рф и его роль в управлении движением государственных финансов (Организация и функционирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2017 году продолжилась работа по повышению эффективности управления бюджетными расходами, которая включала мероприятия по сокращению дебиторской задолженности и оптимизации расходования бюджетных средств, в частности:

- расширение применения механизма казначейского сопровождения: – государственных контрактов на сумму свыше 100 млн. рублей, условиями которых предусмотрены авансовые платежи;

- договоров о предоставлении из федерального бюджета субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам (за исключением субсидий, предоставляемых в порядке возмещения фактически произведенных затрат);

- проведен эксперимент по внедрению казначейского аккредитива - специальной формы расчета по государственному контракту, в соответствии с которым Федеральное казначейство по поручению государственного заказчика выплачивает исполнителю государственного контракта определенную сумму за поставленные товары только после представления исполнителем документов, подтверждающих факт поставки товаров.

Проанализируем казначейское исполнение бюджета по расходам.

Таблица 5

Расходы бюджетной системы РФ, млрд.руб.

Расходы

2014

2015

2016

2016 г. к 2014 г.

Федеральный бюджет

14831,6

15620,0

16416,4

1584,8

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

9353,3

9479,8

9936,4

583,1

Всего

24184,9

25099,8

26352,8

2167,9

Из таблицы 5 видно, что за 2014-2016 годы расходы федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ выросли на 2167,9 млрд.руб. или 8,96% (рис. 6):

Рис. 6. Динамика расходов бюджетной системы РФ, млрд.руб.

Увеличились как расходы федерального бюджета (на 1584,8 млрд.руб. или 10,69%), так и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (на 583,1 млрд.руб. или 6,23%).

Проанализируем расходы бюджетной системы РФ по направлениям расхода (таблица 6).

Таблица 6

Расходы бюджетной системы РФ по направлениям расходования средств, млрд.руб.

Направления расходов

2014

2015

2016

2016 г. к 2014 г.

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Общегосударственные вопросы

935,7

585,0

1117,6

603,2

1095,6

625,0

159,9

36,4

Национальная оборона

2479,1

4,1

3181,4

3,8

3775,3

4,7

1296,2

0,6

Национальн. безопасн. и правоохранительная деятельность

2086,2

107,8

1965,6

107,6

1898,7

113,6

-187,5

5,8

Национальн. экономика

3062,9

1779,3

2324,2

1866,0

2302,1

2002,5

-760,8

223,2

ЖКХ

119,6

906,3

144,1

854,9

72,2

936,2

-47,4

29,9

Социально-культурные мероприятия

4870,0

5818,0

5636,9

5872,7

5916,1

6077,9

1046,1

259,9

Обслужив. гос. долга

415,6

121,7

518,7

149,0

621,3

153,7

205,7

32

Межбюдж. трансферты

816,1

5,3

682,0

0,4

672,0

0,6

-127,4

-4,7

Всего

14831,6

9353,3

15620

9479,8

16416,4

9936,4

1584,8

583,1


Из таблицы 6 видно, что такие расходы федерального бюджета, как национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно – коммунальное хозяйство, межбюджетные трансферты за 2014-2016 годы снизились. При этом возросли такие направления расходов, как общегосударственные вопросы (на 159,9 млрд.руб.), национальная оборона (на 1296,2 млрд.руб.), социально-культурные мероприятия (на 1046,1 млрд.руб.), обслуживание государственного долга (на 205,7 млрд.руб.).

Характерной особенностью исполнения расходов федерального бюджета является значительная доля расходов, осуществляемых в последнем квартале года. Так, например, в IV квартале 2016 года, как и в предыдущие годы, осуществлена значительная доля расходов федерального бюджета – 34,2% всего объема годовых расходов.

Ключевым видом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Объем расходования средств консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличился за 2014-2016 годы по всем направлениям, за исключением межбюджетных трансфертов (снижение на 4,7 млрд.руб.).

Федеральное казначейство осуществляет управление остатками средств на Едином счете федерального бюджета, что объединяет в себе обеспечение необходимого минимального уровня денежных средств на Едином счете федерального бюджета и получение дополнительных доходов бюджета за счет размещения временно свободных остатков средств.

Решая эту задачу в рамках реализации функции по осуществлению операций по управлению остатками средств на Едином счете федерального бюджета, Федеральное казначейство добилось за последние годы значительных результатов и продолжает развиваться в данном направлении.

Так, в 2016 году в процессе исполнения федерального бюджета остаток средств на Едином счете федерального бюджета превышал уровень, необходимый для оплаты объема предъявленных денежных обязательств, что позволило Федеральному казначейству проводить операции по управлению временно свободными остатками средств федерального бюджета.

Заканчивая вторую главу, можно сделать следующие выводы.

Федеральное казначейство исполняет кассовое обслуживание исполнения бюджетов. За 2014-2016 годы объем средств, поступивших во все уровни бюджетов вырос на 1003,13 млрд.руб. или 2,9%. При этом произошло снижение поступления доходов в федеральный бюджет на 1036 млрд.руб. или 7,15% главным образом за счет уменьшения нефтегазовых доходов.


3.Совершенствование казначейского исполнения бюджета.

Для решения всех поставленных перед Федеральным казначейством задач необходима развитая информационно-техническая инфраструктура.

В 2016 году Казначейство России уже приступило к централизации информационных сервисов и миграции данных в единой облачной инфраструктуре Федерального казначейства в Центрах обработки данных Минфина России. В 2017 году работа по централизации сервисов продолжается, а к 2020 году миграция данных в Центрах обработки данных должна быть завершена. Это позволит создать условия для единых бизнес-процессов, оптимизировать расходы на содержание инженерной инфраструктуры и сопровождение программного обеспечения.

Изменение используемых технологий, переход на централизованную облачную инфраструктуру, внедрение подсистем «Электронного бюджета» - все это потребует серьезного реформирования функциональных обязанностей территориальных управлений. Предполагается, что будут выделены следующие типы территориальных органов:

- центры работы с клиентами, которые будут непосредственно взаимодействовать с клиентами на местах;

- центры специализации и компетенции, которые будут выполнять отдельные функции Федерального казначейства, имеющие централизованный характер, в масштабах всей страны и осуществлять централизованный сбор и систематизацию информации по вопросам, входящим в зону их ответственности.

Концентрация средств федерального уровня на едином казначейском счете позволила приступить к созданию с 2008 года современной системы управления ликвидность (кэш – менеджмента). Необходимо отметить, что работа казначейства по размещению средств федерального бюджета на банковских депозитах и при операциях РЕПО в существенной мере позволила поддержать уровень ликвидности банковской системы России, что особенно актуально в период острых фаз финансовых кризисов.

Логичным продолжением развития системы кэш – менеджмента с целью масштабирования данной модели видится реализация перспективной модели концентрации финансовых ресурсов всех публично – правовых образований, бюджетных и частично автономных учреждений, юридических лиц – участников бюджетного процесса, на одном банковском счете – «большом» едином казначейском счете с предоставлением Федеральному казначейству статуса прямого участника расчетов и банковского идентификационного кода.


В процессе распространения инструментария кэш – менеджмента на все уровни бюджетов бюджетной системы страны было бы целесообразно направлять доходы, полученные от проведения Казначейством России активных операций с дополнительно мобилизованными средствами, на счета по учету средств бюджетов соответствующих регионов и муниципалитетов.

Состав инструментов по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета постоянно расширяется (рис. 7).

Рис. 7. Этапы развития операций по управлению остатками средств

Так, например, в ближайшее время планируется разработать и внедрить новые механизмы инвестирования временно свободных средств, в частности, размещение на банковских счетах до востребования и размещение средств под залог иностранной валюты (сделки «валютный своп»).

Переход к «большому» единому казначейскому счету даст стимул к развитию в перспективе новой линейки инструментов управления этими средствами, обеспечит дополнительный прирост доходов бюджетов за счет консолидации ресурсов и обеспечит процесс миграции денежной массы между государственными и негосударственными секторами экономики, предоставляя дополнительные возможности неинфляционного стимулирования экономического роста.

В заключении рассмотрим, какой же должна стать казначейская система в ближайшем будущем? Во-первых, к 20-м годам XXI века казначейство должно стать бюджетной платежной системой со всеми функциями управления денежными средствами участников и неучастников бюджетного процесса. При этом система будет предлагать клиентам массу сервисов. Это и возможность размещения свободных остатков средств с начислением на них процентов, и личные кабинеты клиентов по типу «Мобильный банк», и различные платежные инструменты (от платежных карт, смартфонов до аккредитивов), и возможность совершения валютных операций, и т.д.

Во-вторых, казначейская система станет единой учетной службой, обеспечивающей ведение бухгалтерского, бюджетного, налогового, управленческого учетов финансово-хозяйственной деятельности, а также расчет заработной платы и составление отчетности для всех казенных учреждений федерального уровня,. При этом все документы, отражающие финансово-хозяйственные операции учреждений, примут форму электронных документов, что позволит обеспечить электронный юридически значимый документооборот. Кроме того, при формировании документов будет применяться принцип однократного ввода информации и обеспечено применение единых справочников, реестров и классификаторов, а бухгалтерские проводки и отчетность будут формироваться автоматически в соответствии с правилами, установленными Минфином России.


В третьих, казначейство станет единой службой контроля и оценки эффективности расходования бюджетных средств, которая непосредственно в ходе бюджетного процесса будет:

- обеспечивать необходимые настройки контролей при формировании электронных документов, не позволяющие допускать ошибки, просрочки и способные выявить риски злоупотреблений;

- предупреждать с помощью информации в личных кабинетах сотрудников учреждений, ответственных за совершение тех или иных хозяйственных операций, о возможных рисках нарушений и путях их устранения до завершения операций;

- осуществлять периодический контроль в ходе реализации конкретных мероприятий (закупок, строительства, выплат и т.д.), являющихся объектами контроля по рискоемким направлениям, и правильно отражать их результаты в документах. При этом сотрудники казначейства должны стать аналитиками, аудиторами, осуществляющими свои функции на основе всегда доступной, достоверной, развернутой в различных разрезах информации о финансово-хозяйственной деятельности учреждений

Таким образом, дальнейшее развитие Федерального казначейства видится в расширении сферы применения механизмов управления ликвидностью и переход к «большому» единому казначейскому счету.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федеральное казначейство (Казначейство России) находится
в ведении Министерства финансов Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Главной задачей Федерального казначейства сегодня является стабилизация работы государственных информационных систем и смежных информационных систем, включая взаимодействие с региональными информационными системами.

Структура органов Федерального казначейства представлена центральным аппаратом Федерального казначейства, в составе которого 21 управление по основным направлениям деятельности, и 85 территориальными органами: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства и 84 управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.