Файл: Федеральное казначейство рф и его роль в управлении движением государственных финансов (Организация и функционирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Финансовая система государства – это совокупность общегосударственных, территориальных денежных фондов, финансов хозяйствующих субъектов, организаций, граждан, государственных органов и учреждений, занимающихся финансовой деятельностью. Для того, чтобы данная система результативно функционировала необходимо эффективно управлять образовавшимися денежными потоками.

В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ установлено казначейское исполнение бюджета, это значит, что роль казначейства в бюджетной сфере велика. Казначейство проявляет себя как организация, достойная доверия Правительства Российской Федерации, поэтому ее контрольные полномочия расширяются. Так, например, Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Ее функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций были переданы Федеральному казначейству, что еще раз показывает важность казначейства как элемента системы государственного контроля.

Актуальность темы работы состоит в том, что в процессе аккумуляции и распределения финансовых ресурсов государства требуется четкая система контроля, способная обеспечить законность финансовой деятельности всех участников бюджетного процесса, оценить ее эффективность и целесообразность.

Целью курсовой работы является исследование казначейской системы исполнения бюджета и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- описать историю организации и развития казначейской системы исполнения бюджетов;

- раскрыть организационную структуру, функции и задачи органов казначейства;

- описать технологические аспекты исполнения бюджета органами федерального казначейства;

- проанализировать кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

- провести анализ исполнения бюджета по доходам и расходам;

- рассмотреть мероприятия по совершенствованию казначейского исполнения бюджета.

Предметом исследования являются условия повышения эффективности работы казначейства в современных условиях.

Объектом исследования выступает деятельность Федерального казначейства России.


Нормативной базой написания работы является Бюджетный Кодекс РФ, Федеральные законы о федеральном бюджете, Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 года №703 «О федеральном казначействе» (в последней редакции от 15.03.2017 г.) и другие документы.

В процессе исследования использовались следующие методы анализа: логический, метод наблюдения, вертикальный и горизонтальный анализ.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты организации и функционирования казначейской системы исполнения бюджета.

Во второй главе анализируется казначейская система исполнения бюджета в динамике за 2014-2016 годы.

В третьей главе предлагаются мероприятия по совершенствованию казначейской системы исполнения бюджета.

1.Организация и функционирование казначейской системы исполнения бюджета

1.1.История организации и развития казначейской системы исполнения бюджетов.

Федеральное казначейство имеет глубокие исторические корни.

Первое упоминание понятия «казна» относится к 1328 году применительно к сокровищнице великого князя Московского Ивана Даниловича, прозванного Калитой. «Денежного обращения в то время почти не было, и в казну стекались не монеты, а изделия из золота и серебра, драгоценные камни и дорогие меха. Всеми этими сокровищами первоначально распоряжались сами московские князья» [26, с.173].

При Иване III Российское централизованное государство объединило русские земли, и управлять ими как отдельной вотчиной стало невозможно. Государственное хозяйство отделилось от собственно великокняжеского, поэтому были созданы первые государственные органы, в их числе казна, которая стала не только финансовой, но и дипломатической структурой и государственным архивом. «Во главе казны стоял казначей, ответственный за сбережение финансов государства. Тогда же под Благовещенским собором Московского Кремля были устроены подземные каменные хранилища для казны, а на набережной был построен Казенный двор, где чеканили серебряные монеты» [29, с. 52].


В начале XVIII века Петр I провел ряд выдающихся финансовых реформ: были учреждены три финансовые коллегии с исполнительными функциями. «Камер-коллегия руководила сбором податей, Штатс - контор-коллегия фиксировала государственные расходы, а Ревизион - коллегия проверяла расходование средств государственными органами» [7, с. 23]. Финансовые коллегии действовали на основе регламентов, определявших их структуры, функции и штаты. Эти меры значительно снизили возможности для казнокрадства, увеличили поступления в казну и позволили впервые в истории России создать государственную роспись. Однако полной централизации финансового управления создать тогда все же не удалось: сохранялся специализированный характер сборов с предназначением каждого из них для финансирования определенной отрасли управления.

«В 1775 году величайшим царским повелением были учреждены губернские и уездные казначейства - губернские казенные палаты и подчинявшиеся им уездные казначейства. Им вменялось предоставлять в экспедицию о государственных доходах достоверные сведения о ежегодных поступлениях» [31, с. 42]. В 1779 году была созданы и учреждены в Санкт- Петербурге и Москве экспедиции для ревизии государственных счетов, а также казначейства для остаточных и штатных сумм, которые хранили денежные средства, воплощавшие бюджет государства и внебюджетные суммы, а также заведовали расходами по ним. Для усиления централизации казначейской службы в 1796 году Павлом I была введена должность государственного казначея.

«Меры правительства по созданию казначейских структур и окладных книг явились предпосылками для учреждения в 1802 году Министерства финансов и должности министра финансов России» [28, с. 217].

Еще полвека спустя в 1821 году в состав Министерства финансов был образован департамент государственного казначейства, который, как представляется, и является прообразом сегодняшней системы.

В 1870 – 1880 годах функции Департамента Государственного казначейства и казенных палат расширились, и из учреждений исключительно счетных они превратились в счетно-податные. На основе нового кассового устава был открыт особый текущий счет Департамента государственного казначейства в Государственном банке для хранения и выдачи казенных сумм. «На казначейские отделения казенных палат было возложено бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам. Усложнилась деятельность уездных казначейств» [30, с. 35].

В связи с проведением денежной реформы С. Ю. Витте в 1895 – 1897 годах средства государственного бюджета были пересчитаны с учетом их золотого эквивалента.


В начале ХХ века была создана новая классификация расходной части бюджета. В условиях экономического роста и разнообразия хозяйственных укладов в России в каждом губернском и практически в каждом уездном городе действовали казначейства, исполнявшие многообразные и сложные функции, в числе которых, к примеру, было исполнение инструктивных документов для эвакуации из западных губерний казначейств в случае войны с Германией.

«В 1917 году власть большевиков абсолютное большинство служащих казначейства не признало и отказалось выдавать государственные денежные средства советскому правительству. Руководство Департамента Государственного казначейства вынужденно подало в отставку, но государственная служба казначеев этим не завершилась» [13, с. 19]. С весны и до осени 1918 года они руководили эвакуацией Департамента Государственного казначейства из Петрограда в Москву и одновременно работали в комиссии по правовой и финансово-экономической экспертизе условий Брестского мирного договора и разработке принципов взаимозачета России и Германии по возмещению убытков от Первой мировой войны. В 1920 году казначейства как исполнительные органы финансового управления окончательно прекратили свое существование.

В начале 1990-х годов государственные финансы вступили в новую эпоху институциональных трансформаций. Современная Россия возникла как федеративное государство с обновленной бюджетной системой.

«В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета Российской Федерации в 1992 г. было введено казначейское исполнение федерального бюджета» [19, с. 54]. Президент Российской Федерации издал указ «О Федеральном казначействе», в котором была высказана политическая воля на восстановление в России существовавшего ранее института казначейства. Позднее данный документ был отменен и в 2004 году вступил в силу новый – Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №703 «О Федеральном казначействе».

В ходе реформы бюджетного процесса в РФ специалистам не сразу удалось подойти к пониманию того, какая модель исполнения бюджета предпочтительнее для Российской Федерации - банковская или казначейская. «Центральный банк в этот период испытывал перегрузки в вопросах перестройки своей деятельности, нацеливая основные усилия уже не на исполнение бюджета, а на регулирование активно нарождающихся банковского и коммерческого секторов» [8, с. 63]. Поэтому было решено создать свой орган, непосредственно занимающийся и контролем, и проверками, и совершением операций со средствами федерального бюджета.


С момента возрождения в 1992 году Федеральное казначейство России активно развивалось. Так,в 2016 году был успешно осуществлен процесс передачи Казначейству функций упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Результатом этого явилось наделение Федерального казначейства всеми полномочиями по контролю в финансово-бюджетной сфере.

«На протяжении почти четверти века со времени своего воссоздания Казначейство России продолжает трансформироваться в структуру, обеспечивающую бесперебойное и эффективное кассовое обслуживание бюджетов и государственных внебюджетных фондов на уровне лучших международных практик» [5, с. 4].

В функциях ведомства - корректный учет соответствующих операций и отчетность по ним, осуществление текущего и последующего внутреннего финансового контроля, выполнение иных важнейших общегосударственных функций.

1.2.Организационная структура, функции и задачи органов казначейства.

Федеральное казначейство Российской Федерации состоит из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах. «Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а также внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета Российской Федерации» [29, с. 192].

Структура органов Федерального казначейства представлена центральным аппаратом Федерального казначейства, в составе которого 21 управление по основным направлениям деятельности, и 85 территориальными органами: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (МОУ ФК) и 84 управления Федерального казначейства (УФК) по субъектам Российской Федерации.

Первая и главная задача, которую обязано решать казначейство – «поставить под четкий контроль каждодневное прохождение федеральных средств на уровне субъектов Федерации, на уровне районов и городов, а также на местном уровне» [16, с. 40]. Также важнейшей задачей казначейства является «налаживание и осуществление жесточайшего предварительного и текущего контроля за выделением средств» [12, с. 65]. Эта задача решается двумя путями: