Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (на примере ОАО ТД «ЦУМ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 8 - Основные показатели финансовой устойчивости ОАО «ТД ЦУМ» в 2014-2016 гг.

Показатели

Норм. значение

2014

2015

2016

Изменение

Абсолютное

Относительное

Коэффициент автономии

>0,5

0,59

0,58

0,41

-0,18

-30,25

Коэффициент финансовой зависимости

<0,5

0,41

0,42

0,59

0,18

43,18

Коэффициент финансовой устойчивости

>0,7

0,59

0,58

0,41

-0,18

-30,25

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств

≥1

1,43

1,40

0,70

-0,73

-51,29

Коэффициент маневренности собственного капитала

[0,2÷0,5],

0,48

0,52

0,24

-0,24

-49,48

Коэффициент финансового риска

<0,7

0,70

0,71

1,44

0,74

105,29

Нормативное значение коэффициента автономии больше 0,5.[37] Данный показатель не превышал минимум, только в 2016 г. Соответственно можно сделать вывод о том, что предприятие зависело от заемных средств только в 2015 г. Коэффициент финансовой зависимости противоположен предыдущему коэффициенту, поэтому анализировать его подробнее нет смысла.

Допустимый минимум коэффициента финансовой устойчивости 0,7. Показатель не достигает нормы в течение анализированного периода, и даже не приближается к нормативному значению.

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств в 2014-2016 гг. находился вне пределов норм также в 2016 г. Подобная ситуация также наблюдается по коэффициенту финансового риска.

Таким образом, мы можем говорить о том, что в анализируемом периоде ОАО «ТД ЦУМ» испытывает проблем с ликвидностью, платежеспособностью и финансовой устойчивостью, что является следствием плохо выстроенной системы управления оборотными активами.


Рассмотрим показатели прибыльности деятельности предприятия.

Таблица 9 - Показатели прибыльности деятельности ОАО «ТД ЦУМ» в 2014-2016 гг. тыс. руб.

Показатель

Год

Отклонение

2014

2015

2016

Абсолютное

Относительное, %

Выручка

14125347

12 515 226

11 301 683

-2 823 664

-19,99

Себестоимость продаж

9955429

7139976

4152893

-5 802 536

-58,285

Коммерч. расходы

3836820

4791419

5782307

1 945 487

50,7057

Проценты к получению

3027

1067

99836

96 809

3198,18

Проценты к уплате

0

5484

16023

16 023

100

Прочие доходы

65446

96014

100742

35 296

53,9315

Прочие расходы

285697

363490

683770

398 073

139,334

Налоги на прибыль

26553

64901

183079

156 526

589,485

Чистая прибыль

84473

243083

677713

593 240

702,284

Как видно из данных таблицы 9, выручка предприятия в течение периода уменьшилась, а чистая прибыль увеличилась. Данная ситуация была продиктована существенным сокращением себестоимости продаж в 2016 г.

Следующим этапом анализа будет анализ рентабельности предприятия. Для этого далее в работе будут рассчитаны некоторые ключевые показатели рентабельности ОАО «ТД ЦУМ».

Данные по коэффициентам представлены в таблице 10.

Таблица 10 - Коэффициенты рентабельности ОАО «ТД ЦУМ» за 2014-2016 гг., %

Показатель

2014

2015

2016

Изменение

2015/

2014

2016/

2015

2016/

2014

Рентабельность продаж

0,60

1,94

6,00

1,34

4,05

5,40

Рентабельность активов

0,97

2,80

4,96

1,83

2,16

3,99

Рентабельность оборотных активов

1,40

3,88

7,19

2,48

3,32

5,79

Рентабельность собственного капитала

1,65

4,80

12,09

3,15

7,29

10,44


Показатели рентабельности деятельности предприятия достаточно высокие. При этом важным моментом является то, что данные показатели растут в течение периода. Так, например, если в 2014 г. на 1 руб. активов припадало менее 1 руб. (0,09 руб.) чистой прибыли, то уже в 2016 г. данный показатель составил 4,96 руб.

Далее проведем SWOT-анализ деятельности предприятия.

Первым этапом будет построение общей SWOT-матрицы. (таблица 11).

Таблица 11 - SWOT-матрица ОАО «ТД ЦУМ»

Сильные стороны

Ранг

Балл

Итог

Слабые стороны

Ранг

Балл

Итог

Хорошая репутация

0,1

8

0,8

Высокая конкуренция

0,15

7

1,05

Применение инновационных технологий

0,35

7

2,45

Плохое взаимодействие между уровнями управления

0,2

6

1,2

Высокий уровень лояльности работников

0,05

8

0,4

Плохая ликвидность

0,35

8

2,8

Интегрированный подход к клиентам

0,1

7

0,7

Плохие показатели финансовой устойчивости

0,3

6

1,8

Хороший ассортимент продукции

0,3

8

2,4

Стабильная работа с поставщиками

0,1

9

0,9

Итого

1

1,275

1

1,71

Возможности

Угрозы

Разработка корпоративной стратегии

0,1

9

0,9

Разрыв отношений с нынешними партнерами

0,35

5

1,75

Дополнительное обучение персонала

0,2

7

1,4

Барьеры на пути выхода на новые рынки

0,15

6

0,9

Увеличение спроса покупателей

0,5

8

4

Появление новых конкурентов с более привлекательными предложениями

0,35

7

2,45

Потенциальные путы расширения ассортимента

0,2

9

1,8

Растущая требовательность покупателей

0,15

6

0,9

Итого

1

2,025

1

1,5


Относительная сила С составляющих SWOT определится:

Cs=1,275/(1,275+1,71+2,025+1,5)=0,19

Cw=1,71/6,51=0,26;

Co=2,025/6,51=0,34;

Ct=1,5/6,51=0,21.

Максимальное значение силы определяется в параметре «Возможности».

Исходя из полученных результатов, построим матрицу возможностей ОАО «ТД ЦУМ» (таблица 12), которая поможет понять какие возможности должна использовать компания для повышения уровня своей конкурентоспособности.

Таблица 12 - Матрица возможностей ОАО «ТД ЦУМ»

Вероятность использования возможностей

Влияние возможности на организацию

Сильное

Умеренное

Высокая

-Расширение ассортиментного ряда;

- Увеличение покупательского спроса

Дополнительное обучение персонала

Средняя

Разработка корпоративной стратегии

Исходя из матрицы возможностей, приходим к выводу, что: организации необходимо уделить особое внимание использованию таких возможностей как:

- расширение ассортимента для удовлетворения больших потребностей покупателя;

- увеличение покупательского спроса.

Применение вышеперечисленных возможностей однозначно приведет к повышению эффективности деятельности ОАО «ТД ЦУМ».

Подытоживая результаты исследований, проведенных в данной главе можно сделать следующие выводы:

- финансовое состояние предприятия удовлетворительное, но наблюдаются незначительные проблемы, которые могут быть устранены при грамотном финансовом управлении деятельностью компании и благоприятной ситуации на рынке;

- конкурентная среда ОАО «ТД ЦУМ» способствует развитию компании и при использовании всех возможностей, которые открываются на данном рынке перед ОАО «ТД ЦУМ», предприятие может получить значительные конкурентные преимущества;

- наиболее существенными проблемами предприятия являются плохие показатели ликвидности предприятия, а также нестабильное финансовое положение компании.

- внешняя среда деятельности компании довольно благоприятна, тем не менее, предприятие подвержено влиянию политических и экономических факторов.


3. Пути совершенствования деятельности предприятия на основании анализа внутренней и внешней среды ОАО «ТД ЦУМ»

3.1. Пути совершенствования деятельности ОАО «ТД ЦУМ»

Исходя из анализа, проведенного в работе, можем говорить о том, что предприятие испытывает существенные финансовые проблем, которые можно связать с низкой эффективностью системы управления оборотными активами ОАО «ТД ЦУМ».

В данном параграфе мы опишем меры, которые считаем необходимыми для внедрения в ОАО «ТД ЦУМ», а в следующей главе рассчитаем их экономическую эффективность. Преимущества мер, которые носят чисто организационный характер, будут указаны в текущем параграфе.

Первой по значимости из трех наиболее значимых статей оборотных активов предприятия является статья «Дебиторская задолженность». Следует заметить, что удельный вес данной статьи в оборотных активах предприятия в 2016 г. составляет 89,11%.

Таким образом, считаем необходимым рассмотреть мероприятия, которые смогут уменьшить удельный вес дебиторской задолженности в структуре оборотных активов предприятия.

Эффективное управление дебиторской задолженностью в организации поможет сократить уровень безнадежной задолженности, которая подлежит списанию в убытки, а также повысит эффективность использования непросроченных долговых обязательств.

Работа с дебиторской задолженностью проводится в несколько этапов:

- На первом этапе проводится ретроспективный анализ текущей дебиторской задолженности, оцениваются ее величина и состав, а также эффективность инвестированных в нее средств.

- На втором этапе оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей и заказчиков, а также его динамика в ретроспективном плане на основании расчета следующих показателей:

- коэффициента вложения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы, услуги:

КВА = (3.1)

где ДЗ - сумма текущей дебиторской задолженности;

ЧРС - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД - сумма резерва по сомнительным долгам;