Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Ключевой задачей в системе управления персоналом, является разработка методов эффективного мотивационного и коммуникационного механизма, позволяющих в наибольшей степени соединять интересы работников со стратегическими задачами организации.

Следовательно, необходимо понять специфику формирования систем мотивации труда как инструмента внутрифирменного планирования и стимулирования персонала к личной эффективности и развитию в современной организации, что определило выбор темы исследования.

Необходимо понять специфику формирования систем мотивации труда как инструмента внутрифирменного планирования и стимулирования персонала к личной эффективности и развитию в современной организации, что определило выбор темы исследования. Актуальность данной темы очень высока, так как в наше время эффективное управление является залогом успешного и грамотного планирования и реализации проектов, оптимизации трудовых и денежных ресурсов.

Степень разработанности темы. Необходимо отметить, что вопросы эффективности системы мотивации широко исследованы, как отечественными, так и зарубежными специалистами. Вопросы мотивации и стимулирования персонала рассматривали В.Д. Мамаева, О.А. Лымарева, О.С. Резникова, М.Х. Мескон, Т.А. Филиппова, Ф.Р. Хагур и С.И. Абреч, Ю.Г. Едигарева и А.В. Власов и др.

Цель работы заключается в анализе системы мотивации персонала на примере компании ООО «Квартирный вопрос».

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- определить понятие и значение мотивации персонала в компаниях;

- рассмотреть функции мотивации в управлении;

- охарактеризовать современные подходы мотивации персонала;

- дать характеристику организационно-хозяйственной деятельности в ООО «Квартирный вопрос»;

- проанализировать систему мотивации труда персонала в ООО «Квартирный вопрос»;

- разработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала в ООО «Квартирный вопрос»;

- обосновать эффективность предложенных мероприятий.

Объектом исследования выступает система мотивации персонала ООО «Квартирный вопрос».

Предмет исследования состоит в особенностях и возможностях совершенствования системы мотивации персонала в компании.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оплаты труда, стимулирования работников к трудовой активности, мотивации персонала, социально-трудовых отношений. В процессе работы применялись как общенаучные методы исследования, такие как синтез и анализ, так и частные методы исследования, среди которых можно выделить: систематизация научных данных, методы анализа финансово-хозяйственной деятельности, табличный и графический метод отображения информации.


Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе раскрыты теоретические основы изучения мотивации персонала, дано понятие и значение мотивации персонала, подходы к построению системы мотивации.

Во второй главе проведен анализ системы мотивации труда персонала в ООО «Квартирный вопрос».

В третьей главе разработаны предложения по мотивации персонала на исследуемом предприятии.

В заключении подведены итоги, сделаны основные выводы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

1.1 Понятие и значение мотивации персонала

Управление персоналом в современной организации является частью общей системы кадровой работы, но на сегодняшний день нет единой модели управления персоналом. Для того, чтобы человек трудился с высокой производительностью, сотрудник должен быть заинтересован в своей профессиональной деятельности или, можно сказать иначе, мотивирован.

На сегодняшний день главной функцией менеджмента является мотивация персонала – это один из ведущих факторов, который используется в управленческой деятельности, и который обеспечивает эффективную деятельность предприятия. Любая современная динамично развивающаяся организация должна стремится как к улучшению качества продукции, так и к улучшению качества труда, предоставляемого персоналу. Часто руководство компании не понимает насколько тонкая граница между правильной мотивацией персонала и эффективной деятельностью организации. Правильно замотивированный сотрудник работает в удовольствие, а значит подходит к выполнению должностных обязанностей ответственно и кропотливо.

В настоящее время существует достаточно много различных подходов и теорий мотивационного поведения человека. Так, теория Ф. Тейлора основана на предположении, что работник желает удовлетворить только свои физиологические потребности, т.к. им двигают только инстинкты.

Теория Герцберга говорит о том, что поведение сотрудников зависит от 2-х составляющих: внешние условия труда – деньги, льготы, преимущества содержание труда – любовь к работе, удовольствие от работы.


Таким образом, мотивация – это главный стимул, благодаря которому человек готов выполнять те или иные действия. Мотивация представляет собой создание системы условий, которые влияя на поведение человека, оказывают на него направляющее действие. Мотивационный процесс отражен в различных подходах, среди которых можно выделить: содержательный, процессный, экономический, неэкономический, психологический и другие подходы. На основе такой группировки и обобщения результатов исследований современных ученых-экономистов в таблице 1.1 приведены определения самого понятия «мотивация».

Таблица 1.1 – Определение понятия «мотивация» в соответствии с содержательной и процессуальной теориями мотивации

Определение понятия «мотивация»

Автор

В соответствии с содержательной теорией мотивации

Сознательный выбор человеком того или другого типа поведения, который определяется комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов

Кибанова А. Я.[1]

Внешнее или внутреннее побуждение человека к деятельности и средства его инициирования

Басаков М. И.[2]

Совокупность движущих сил, побуждающих человека к выполнению определенных действий

Сладкевич В.П.[3]

Совокупность объективных и субъективных факторов, которые побуждают индивида вести себя определенным образом

Травин В.В.[4]

Функция управления, стимулирования отдельного работника или группы к действиям, которые приводят к достижениям целей организации

Самыгин С. И.[5]

Состояние лица, которое характеризуется степенью активности и направленности действий человека в конкретной ситуации

Уткин С. А.

Силы, которые существуют внутри или вне человека и побуждают энтузиазм и упорство во время выполнения действий

Дафт Р. Л.[6]

Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.[7]

Это возникновение потребности; поиск способов удовлетворения потребности; определение целей, направлений действий; выполнение конкретных действий; получение вознаграждения за выполненные действия; удовлетворение потребности.


На характер мотивационного процесса значительное влияние оказывают индивидуальные особенности людей, их мотивационная направленность и такие свойства как усилия, исполнительность, настойчивость, добросовестность. В интересах повышения эффективности работы организации мотивационный процесс каждого работника должен быть управляемым, то есть необходимо постоянно осуществлять наблюдение и контроль за состоянием мотивационного процесса с целью его оценки и принятия эффективных управленческих решений.

Достаточно известным представителем психологического подхода является В.И. Герчиков, который считает, что каждый сотрудник в той или иной степени сочетает в себе следующие пять типов мотивации, представленных на рисунке 1.1

Итак, в настоящее время существует достаточно много различных подходов и теорий мотивационного поведения человека.

Рисунок 1.1 – Типы мотивации (подход В.И. Герчикова)

Итак, в настоящее время существует достаточно много различных подходов и теорий мотивационного поведения человека.

Рассмотрев основные подходы к определению мотивации персонала можно сделать вывод, что теория Ф.Тейлора основана на предположении, что работник желает удовлетворить только свои физиологические потребности, так как им двигают только инстинкты. В теории А. Маслоу существует иерархия потребностей. Каждый человек, как на работе, так и в жизни удовлетворяет свои потребности, и эти потребности растут в зависимости от их удовлетворения.

Теория Герцберга – говорит о том, что поведение сотрудников зависит от двух составляющих: внешние условия труда – деньги, льготы, преимущества содержание труда – любовь к работе, удовольствие от работы. Еще одна теория Макклелланда определяет, что поведенческие мотивы состоят из трех частей: потребность в принадлежности, потребность во власти, достижение успеха. Все перечисленные теории объединяет существование определенных способов мотивации. Таким образом, мотивация – это главный стимул, благодаря которому человек готов выполнять те или иные действия.

Вследствие многообразных определений мотивации А.В. Молодчик выделил следующие виды мотивации (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – Виды мотивации

Стоит отметить, что наиболее эффективным с точки зрения современного практического применения является действие долгосрочной мотивации, которая предполагает достижение результатов в течение длительного периода времени. Стабилизирующий вид мотивации помогает удерживать квалифицированных сотрудников и снизить текучесть кадров.


Ю.Г. Едигарева и А.В. Власов «установили, что большое значение данной классификации имеют поведенческие факторы, обуславливающиеся нормами и правилами поведения, принятыми организацией»[8]. Именно они образуют организационную культуру любого предприятия и по своему значению причисляются к долгосрочной мотивации.

1.2 Подходы к построению системы мотивации в компании

Мотивация труда во многом определяется системой потребностей человека. Взаимосвязь мотивации и потребностей человека иллюстрируется В.С. Чуриковой по следующей схеме, приведённой на рисунке 1.3.

Потребности (недостаток чего-либо)

Побуждения или мотивы

Поведение (действия)

Результат (цель)

Полное удовлетворение

Частичное удовлетворение

Отсутствие удовлетворения

Рисунок 1.3 – Взаимосвязь мотивации и потребностей человека[9]

Принципиальная схема управления системой внутрифирменной мотивации персонала с точки зрения функционального аспекта включает в себя следующие механизмы (рисунок 1.4).

Принципиальная схема управления системой мотивации персонала

Управление составом системы

Управление структурой системы мотивации

Институциональное управление системой

Управление предпочтениями и интересами системы мотивации

Управление порядком функционирования системы мотивации

Информационное управление системой

Рисунок 1.4 – Принципиальная схема управления системой внутрифирменной мотивации

Особое значение для компаний также имеет выбор мотивационной стратегии, обозначенные подходы выделены на основе позиции Я.Н. Семенычевой (рисунок 1.5).

1.Стимул и наказание

Люди работают за вознаграждение: тем, которые работают хорошо и много, платят хорошо, а тем, кто работает еще больше, платят тоже больше. Тех, кто не работает качественно, наказывают

2. Мотивирование через саму работу

Человеку следует дать работу интересную и приносящую удовлетворение, и качество исполнения будет высоким

3. Систематическая связь с менеджером

Определение цели с подчиненным и предоставление ему положительной обратной связи, когда он действует правильно, и отрицательную, когда он ошибается