Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1.5 – Подходы к выбору мотивационной модели стратегии

Особую актуальность несет в себе наличие продуманной системы мотивации в компании, важно выявлять предложения и поощрять инициативных сотрудников. Как известно, инструменты мотивации влияют на производительность труда персонала и на эффективность функционирования компании в целом.

В практике управления персоналом есть такой подтип текучести как «естественная текучесть», которая принимает значения в диапазоне 3-5% в год. Такая текучесть не является негативным фактом, a, наоборот, способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы. Но существует и так называемая «излишняя текучесть», свыше 5%, которая вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические, психологические трудности[10].

Построение системы мотивации и последующее управление ей становятся неординарными задачами, выходящими за рамки классических теорий. Такая система одновременно обладать как возможностями локализации, так и некой универсальностью, которая позволит поддерживать оборот необходимых человеческих ресурсов во всей корпорации и обеспечивать необходимую мобильность персонала.

Однако управление мотивацией без представления о приоритетных потребностях, национальных ценностях в сегодняшних условиях не представляется возможным. Процесс управления мотивацией должен основываться на информационной функции и изучении присущих сотруднику уникальных характеристик. В международном бизнесе факторы национальной среды создают существенные сложности. Именно поэтому корректная оценка того, как различаются национальные культуры и учёт их особенностей становятся всё более и более важными.

Каждому виду деятельности соответствуют определенные мотивы в зависимости от того предмета, на который направлена деятельность. Основным причинным фактором социальной деятельности человека является его мотивация. Мотивация выступает необходимым связующим звеном в реализации внешних, объективных условий в человеческой деятельности и в социальной практике индивида. Так и творчество обусловлено соответствующей данной деятельности мотивацией.

Поскольку мотив является побудительной силой, направленной на удовлетворение потребностей, то мотивы творческой деятельности определяются такими потребностями, как потребность в самоактуализации, самореализации, самосовершенствовании, самоутверждении и самоотдаче. Однако неясна роль материальной и духовной составляющих в процессе формирования и проявления мотивации творчества современного человека.


Творчество, в отличие от труда, является более совершенным видом деятельности, а, следовательно, его побудительный мотив связан с внутренними потребностями личности, стремлением к самореализации, развитию способностей и задатков. Многие считают, что главным мотивом творческой деятельности является не увеличение человеком своего материального богатства, а стремление к самосовершенствованию и самовыражению в процессе творчества. Потребность в развитии и самосовершенствовании связана, прежде всего, с самоактуализацией, которая представляет собой непрерывную реализацию потенциальных способностей, стремление человека к самовоплощению и актуализации заложенных в нем потенциальных возможностей.

Человеческая самореализация создает предпосылки для становления новых форм сочетания сил человека. Самореализация личности таким образом оказывается главным мотивом социального процесса, что способствует эволюции социальных форм, действующих в человеческом бытии. Люди, изменяя стандарты своего поведения, приближаются к пониманию многомерности мира вещей, которые не исчерпываются сугубо их социальными функциями. По мнению И. В. Эйдмана, творческая самореализация - «единственная первичная ценность, доступная только человеку»[11], а творчество выступает единственным видом деятельности, которая является не только средством обеспечения социальных целей, но и самостоятельной целью.

Самосовершенствование является важнейшим условием формирования личности. Стремление к самосовершенствованию, как отмечал Л. Н. Толстой, свойственно человеку, только потому что он никогда не может быть доволен собой. Еще одним мотивом творчества выступает потребность личности в самоутверждении. Так, Н. Кузанский писал, что у творческой деятельности человека «нет другой конечной цели, кроме человека»[12]. Поскольку человек не выходит за свои пределы, когда творит, а достигает самого себя, развертывая свою силу.

Основной отличительной чертой творческого процесса выступает возможность достижения эмоционального удовлетворения без получения социальных преференций. При этом не всегда целью творческой деятельности является самоотдача, но также богатство и успех, поскольку порой социальное поощрение требуется для полноценного удовлетворения от творчества. И напротив, социальную депривацию творца не в силах компенсировать даже его выдающиеся творческие свершения. Тем не менее, удовлетворение от самоотдачи неизбежно присутствует в творческом процессе, но не стоит забывать, что богатство и успех есть цель всех социальных действий, а самоотдача выступает целью только творческой деятельности[13].


Подобную точку зрения высказывал А. Маслоу, утверждая, что каждый человек нуждается в признании и в оценке собственных достоинств, поскольку ему необходимы и уважение окружающих, и возможность уважать самого себя. Данные потребности он разделял на два класса. В первый класс входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение»: ощущение собственного могущества, чувство уверенности, независимости и свободы. Ко второму классу относятся потребности в репутации или престиже, стремление в завоевании статуса, внимания и славы. Итак, потребность в общественном признании занимает значимую позицию в мотивации творческой деятельности человека наравне с потребностями в самореализации и самосовершенствовании.

Поскольку социальные изменения носят всеохватывающий характер, затрагивающий все сферы деятельности человека, общий хаос переходного периода обусловил существенную деформацию мотивационной сферы современного человека. Так, становление рыночной экономики в современном обществе протекало в условиях трансформации системы базовых ценностей, что явилось причиной деформации мотивов социальной деятельности и творчества в том числе. В результате произошло нивелирование роли моральных, духовных мотивов, и на первый план вышли потребности в материальных благах.

Однако, в последнее время технологический прогресс способствует тому, что творческие возможности личности, ее способности к созданию нового продукта становятся главным ресурсом будущего. Более того, важнейшим отличием современного человека оказывается новый характер мотивации, определяющей его деятельность. Так, мотивы все сильнее трансформируются из внешних, которые определяются стремлением к росту материального благосостояния, во внутренние, которые порождаются потребностью в самореализации и личностном росте. Доминирующим мотивом деятельности становится самосовершенствование личности, а непосредственным результатом - обретение ею новых личностных качеств и наращивание творческого потенциала. В результате материальная составляющая в процессе формирования и реализации мотивации, побуждающей современного человека к творческой деятельности, постепенно отходит на второй план, что способствует восстановлению роли духовных мотивов[14].

Таким образом, особенности мотивации творческой деятельности современного человека определяются его ценностно-мотивационной сферой и внутренним потенциалом, которые выражаются через побудительные мотивы. В современном обществе доминирующими мотивами творчества выступают прежде всего такие побудительные силы, как стремление человека к самореализации, самоактуализации, самоутверждению, самоотдаче, самосовершенствованию, успеху и общественному признанию.


Современные системы мотивации включают в себя первоначальные и содержательные системы мотивации. Работодатели комплектуют свою систему мотивации на основе первоначальных и содержательных теорий мотивации, и к каждому предприятию или организации подбирают свою собственную и на первоначальный взгляд совершенную и только свою систему мотивации, но с течением времени сотрудники меняются, а система мотивации остается старой и уже перестает приносить положительный эффект в компанию. Следовательно, можно сказать, что ежегодно любая система мотивации должна изменяться и только тогда эта система будет удовлетворять потребностям компании и сотрудников.

Выводы по главе 1.

Мотивация представляет собой создание системы условий, которые влияя на поведение человека, оказывают на него направляющее действие. Мотивационный процесс отражен в различных подходах, среди которых можно выделить: содержательный, процессный, экономический, неэкономический, психологический и другие подходы.

Система мотивации, сформированная под влиянием факторов внешней и внутренней среды предприятия, выступает совокупностью методов стимулирования труда работников компании с целью реализации оперативных и стратегических целей и задач.

Таким образом, мотивация представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит корреляция личных целей сотрудника и организации. В качестве основных подходов к мотивации персонала рассматривают содержательные и процессуальные теории мотивации, сфокусированные на потребностях индивида или его восприятии рабочего процесса соответственно.

Теории мотивации выступают как основа для мотивационных инструментов, совокупность которых представляет собой систему мотивации персонала. В мировой практике известны следующие основные подходы к построению системы мотивации персонала:

1) разработан западной школой менеджмента и нацелен на индивидуальность каждого работника;

2) характерный для восточной организационной культуры, которая ориентирована на коллективные ценности, причастность к группе, на приоритет и сохранение корпоративных традиций.

Любой вид мотивации имеет важную роль на предприятии, в трудовой деятельности каждого сотрудника, т.к. без мотивации рабочий процесс будет происходить нецелесообразно и не будут в полной мере использованы в процессе труда все возможности человеческих ресурсов. Но при этом следует подобрать правильную систему мотивации, которая должным образом повлияет на сотрудников и не утратит свою эффективность со временем.


Глава 2. ПОЛИТИКИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «Квартирный вопрос»

2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности в ООО «Квартирный вопрос»

Развитию рынка препятствует высокая налоговая нагрузка, связанная с собственным штатом сотрудников, транспортная нагрузка современного мегаполиса, ограничения на проезд грузового автотранспорта в целом, большие трудности с паркингом для грузового автотранспорта на территориях погрузки и разгрузки.

В ООО «Квартирный вопрос» автомобили не являются ключевым ресурсом в отличии от персонала или технологий. Доля автотранспорта принадлежит фирме, эти авто брендированы, а остальные транспортные средства привлекают на договорной основе. Ко всему парку автомобилей сформированы жесткие требования для обеспечивания качественных услуг. Для переездов в одной лишь столице компания использует около 50-55 машин. Примерно 15% автопарка принадлежит фирме.

Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «Квартирный вопрос»

Из рисунка 2.1 видно, что тип организационной структуры ООО «Квартирный вопрос» - линейно-функциональный, и он в наилучшей степени подходит для данного предприятия.

Общее руководство ООО «Квартирный вопрос» осуществляет директор. Главный бухгалтер ведет на предприятии бухгалтерский учет, а также предоставляет в налоговые и статистические органы необходимые сведения.

В качестве преимуществ подобной структуры управления следует отметить:

  • стимулирование деловой и профессиональной специализации в условиях этой структуры управления;
  • уменьшение дублирования усилий в функциональных областях;
  • улучшение координации деятельности в функциональных областях.

К недостаткам линейно-функциональной структуры управления следует отнести:

  • возможность возникновения противоречий между целями структурных подразделений и организации в целом;
  • отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне между подразделениями;
  • резкое увеличение объема работы руководителя компании и его заместителей из-за необходимости согласования действий разных функциональных служб.