Файл: Роль социально-психологического климата семьи в формировании эго ребенка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1 – распределение обще-групповых баллов по МИСЛМ

Наибольший общий балл успешности показала шкала «Осведомленность» в 9,16 балла из 10 возможных. По шкале «Обобщение» балл также высок и составляет 9,11 из 10 возможных. Наименьший общий балл из всех четырёх субтестов показала шкала «Аналогии» в 6,36 балла.

Теперь проведём анализ результатов трёх использованных субтестов методики Группового Интеллектуального Теста (ГИТ):

Для оценки индивидуальных результатов детей используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы. Для третьеклассников возрастная норма расположена в интервале от 35 до 45%. Показатели умственного развития по ГИТ у учащихся III классов, расположенные в интервале от 25 до 34 %, оцениваются как близкие к норме. Если уровень выполнения оценивается в 15-24 %, он интерпретируется как низкое умственное развитие. Если показатель ниже 15 %, он свидетельствует об очень низком умственном развитии. Результат выше 45 % указывает на высокое умственное развитие третьеклассника [12].

В виду специфики исследования и поставленных задач, в исследование были включены только те шкалы субтеста, которые измеряют вербальные интеллектуальные способности ребёнка. Математические шкалы «Арифметика» и «числовые ряды» не были включены в работу и проанализированы, однако в виду того, что тест проводился в полном объёме, по ним также были получены результаты.
Авторы русскоязычной версии ГИТ наряду с вычислением общего показателя по тесту, а также сравнительным анализом показателей отдельных субтестов предложили еще один способ обработки результатов. Он заключается в суммировании баллов по трем субтестам («Предложения», «Различия» и «Аналогии») и выражении этого показателя в процентах.
Так, например, учащийся выполнил 7 заданий субтеста «Предложения», 20 заданий субтеста «Различия» и 17 заданий субтеста «Аналогии». Сумма баллов по этим субтестам составит 44. Разделив ее на максимальное количество баллов, которое возможно получить в этих субтестах (100), и выразив полученное частное в процентах, найдем, что уровень развития вербального мышления оценивается в 44 % [12].

После проведения подсчётов по рекомендованной выше последовательности, были получены следующие результаты:

Средний общий балл по всем трём субтестам, полученный по классу (30 детям), равняется 37,5%, что соответствует показателям возрастной нормы для данного возраста и говорит о среднем уровне развития компонентов вербального интеллекта, оцениваемых шкалами данной методики.


Однако общие показатели по тесту ГИТ, в отличии от теста МИСЛМ, который проводился за неделю до проведения теста ГИТ, имеют очень большой разрыв по результатам «верхних» и «нижних» значений, которые начинаются от низких 16 и заканчиваются высокими 62 итоговыми общими баллами, что определяет разрыв между полюсами результатов в существенные 46 баллов. Таким образом в диапазоне низких общих показателей по тесту оказалось 3 детей, две девочки и один мальчик, чьи балы находились в промежутке от 16 до 22.

В близком к норме диапазоне результатов расположилась уже более широкая группа в числе 10 детей, в числе которой девять девочек и один мальчик, чьи балы находились в диапазоне от 26 до 34.
В пределах возрастной нормы третьего класса получилась выборка из 11 детей, 5 девочек и 6 мальчиков, чьи баллы находятся в диапазоне от 35 до 45.
Высокие показатели по методике получило 6 детей, двое мальчиков и четыре девочки, чьи балы располагаются в диапазоне от 46 до 62.

Проведём анализ средних показателей по каждому субтесту методики ГИТ. Средний бал по субтесту «Предложения» равен 3,9 из 20 максимально возможных, что можно представить в процентном соотношении как 19,5%; средний бал по субтесту «Различия» равен 17,33 из 40 максимально возможных, что соответственно 44,98%; средний бал по субтесту «Аналогии» равен 16,26 из 40 максимально возможных, что соответственно 40,65%.

На рисунке 2 в графической форме отражён общий процент успешности класса в прохождении субтестов методики.

Рисунок 2 – Общий процент успешности по шкалам теста ГИТ

Как видно из рисунка 2 наибольший процент успешности приходится на субтест «Различия» 44,98%, а наименьший на субтест «Предложения» 19,5% который вызвал больше всего затруднений при выполнении у детей.

Интерпретация полученных в ходе исследования результатов Методики измерения родительско-детского отношения Варга-Столина:

Результаты тестирования родителей детей по методике измерения родительско-детского отношения Варга-Столина были занесены в Таблицу 3.

Имена родителей по условию руководителя практики от школы были зашифрованы. Шифровка имен производилась по следующему алгоритму: вместо имен родителей использовались имена детей со ссылкой на родителя. Таким образом в таблице 3 «Родитель 1» является родителем «Ребёнок 1».

Приступим к анализу полученных результатов по методике. Средний балл по субтесту «Принятие/ Отвержение» в выборке родителей составляет 31,06 из 33 возможных, что относится к высоким показателям и говорит об общем явно выраженном положительном отношении к своим детям.


Таблица 3 – Результаты шкал методики Варга-Столина полученные по родительской выборке

Родители целостно принимают своего ребёнка, уважают и признают его индивидуальность, поддерживают планы и интересы, проводят с ним достаточно много времени, не жалея об этом.

Средний балл по субтесту «Кооперация» в выборке родителей составляет 5,66 из 7 возможных, что относится к верхней границе средних показателей по данной шкале и характеризуется тем, что взрослый проявляет умеренный интерес к тому, что интересует ребенка, положительно оценивает способности ребенка, в целом поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Средний балл по субтесту «Симбиоз» в выборке родителей составляет 4,23 из 7 возможных, что относится к средним показателям по данной шкале и характеризуется тем, что родитель устанавливает разумные границы между собой и ребёнком, проявляет заботу о нём, прислушивается к его желаниям, но не потакает им.

Средний балл по субтесту «Контроль» в выборке родителей составляет 3,43 из 7 возможных, что относится к средним показателям по данной шкале и характеризуется тем, что за действиями и поведением ребёнка осуществляется разумный контроль и что в семье преобладает демократическое отношение к ребёнку и его выбору. Воля родителя не навязывается ребёнку, что создаёт условия благоприятные для формирования Я-концепции ребёнка. Диапазон от 3 до 5 баллов по данной шкале является наилучшим вариантом оценки родительско-педагогических способностей взрослого человека.

Средний балл по субтесту «Отношение к неудачам ребенка» в выборке родителей составляет 1,5 из 7 возможных, что относится к низким показателям по данной шкале и характеризуется тем, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такое отношение создаёт благоприятный микроклимат в семье и способствует развитию положительной Я-концепции у ребёнка.
Таким образом, обобщая интерпретацию 5 шкал опросника, можно констатировать, что в целом по выборке, родители создают своим родительско-детским отношением благоприятные условия для психологического развития своих детей и развития их Я-концепции. Следующим шагом после получения результатов и занесения их в таблицы, был проведён корреляционный анализ результатов тестирования между результатами шкал вербального интеллекта детей и стилем родительского отношения при помощи методов математической статистики. В результате была получена Таблица 4 размером 13 х 13 (измеряемые параметры 3 методик, использованных в исследовании) в которую были внесены данные выражающие силу связи между субтестами, после их корреляционного анализа по методу Пирсона.


Критическое значение для выборки в 30 человек при вероятности ошибки 0,05% составило 0,361. Таким образом все показатели корреляционной связи, находящиеся в диапазоне менее 0,361, являются статистически не значимыми. Итак, как видно из таблицы, корреляционный анализ по методу Пирсона показал, что шкалы вербального интеллекта детей имеют значимые связи со шкалами родительского отношения.

Выявлено три актуальных для целей исследования корреляционных связи. Все они находятся в выделенном жирными границами прямоугольнике в нижней половине таблицы по центру (0,42), (-0,38), (0,36).

  • между шкалами «Кооперация» опросника родительского отношения Варга-Столина и «Аналогии» детского опросника ГИТ. По силе связи взаимосвязь классифицируется как слабая;
  • между шкалами «Симбиоз» опросника родительского отношения Варга-Столина и «Различия» детского опросника ГИТ. По силе связи взаимосвязь классифицируется как слабая отрицательная;
  • между шкалами «Отношение к неудачам ребёнка» опросника родительского отношения Варга-Столина и «Аналогии» детского опросника ГИТ. По силе связи взаимосвязь классифицируется как слабая.

Таблица 4 – Результаты корреляционного анализа шкал детского и родительского тестирования

Качественный анализ полученных связей будет представлен в следующем параграфе.

3.4 Интерпретация полученных результатов

Приступим к интерпретации статистически значимых результатов:

Между шкалами «Кооперация» опросника родительского отношения Варга-Столина и «Аналогии» детского опросника ГИТ. По силе связи взаимосвязь классифицируется как слабая прямая, однако отражающую максимальную силу взаимосвязи из всего исследования.
Ещё раз обозначим шкалы:

Шкала аналогии представляет собой субтест состоящий из суммы тестовых задач, в котороых искомый (неизвестный) объект должен находиться к данному объекту в том же отношении, в котором находятся между собой две других указанных объекта; схематически: А относится к Б, как В относится к Н, (найти Н); Для выполнения заданий из данного субтеста испытуемому необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Шкала Кооперации направлена на определение силы проявления в родительско-детском отношении фактора кооперации, являющегося социально желательным образом родительско-детского отношения. Родитель интересуется делами и планами ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ему, испытывает чувство гордости, высоко ценит его интеллектуальные и творческие способности, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается держать себя с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.


Обнаруженную в ходе исследования прямую корреляционную связь между шкалами «Аналогия» и «Кооперация» можно попытаться интерпретировать следующим образом:

Отношения между родителем и ребёнком построенные на принципах «кооперации» в целом положительно сказываются на формировании положительной Я-концепции и интеллектуальном развитии ребёнка. Именно «кооперация» формирует доверительные отношения с родителями и позволяет ребёнку чувствовать себя любимым и защищенным, усиливать его психологическую автономность и самостоятельность. Операция аналогии в контексте данной связи выступает как инструмент используемый ребёнком для подражания значимым для него взрослым. Посредствам неё ребёнок улавливает сходство между алгоритмами, которые затем применяет в играх со сверстниками, в своей речи, манерах, поведении и прочих ситуациях. Через применение операции «аналогии» любознательный и активный ребёнок быстро набирает актуальные для него навыки, усиливая через это положительные аспекты своей Я-концепции.

Таким образом, чем выше тестовый показатель родительского отношения по шкале «кооперация», тем выше интеллектуальная способность ребёнка использовать аналогии.

Между шкалами «Симбиоз» опросника родительского отношения Варга-Столина и «Различия» детского опросника ГИТ. По шкале Чеддока данная связь классифицируется как слабая отрицательная.

Ещё раз обозначим шкалы.

«Симбиоз» - шкала определяющая степень межличностной дистанции в родительском общении с ребенком. При наличии высоких баллов по данной шкале можно полагать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком: ощущает себя с ребенком словно единым целым, старается максимально оградить ребенка от трудностей жизни, постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. А.Я. Варга считает, что часто этот стиль общения с ребенком прикрывает его неосознаваемое отвержение и порождается чувством вины, возникающим у родителя в связи с этим отвержением [6]. А. Адлер считает, что подобное «симбиотическое» поведение парализует самостоятельность и независимость ребенка. Такое отношение часто основано на материнском страхе одиночества. Внутренним обоснованием этого страха и защитой от него является «видение» ребенка беспомощным, неспособным существовать без поддержки [1].

Шкала «Различия» отражает способности ребёнка к анализу понятий, сравнению их на основе выделения существенных признаков.