Файл: Роль социально-психологического климата семьи в формировании эго ребенка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полученную в ходе исследования обратную корреляционную взаимосвязь между шкалами «Различия» и симбиотического отношения (Симбиоз) можно попытаться интерпретировать следующим образом: чем выше контроль, характерный для симбиотического отношения со стороны родителей, тем больше с их стороны давление и санкции в отношении ребёнка, если последний не следует задаваемым ими образцам и примерам. Подобный стиль воспитания тем сильнее блокирует у ребёнка интеллектуальные операции, детерминирующие способность ребёнка принимать самостоятельные решения, проявлять себя, чем больше фактор симбиотического «давления» на него. Самостоятельно принимать решения – значит учиться самостоятельно мыслить. Анализировать, преодолевать детский синкретизм, значит в первую очередь учиться находить различия и сходства, распутывать ранее воспринимаемую единой спутанность феноменов и их характеристик, различать их структурные компоненты и выстраивать уже более адекватные связи и границы между ними. Когда же между ребёнком и родителем малая межличностная дистанция, родитель ощущает постоянную тревогу за ребёнка и воспринимает его как свою составную часть, помимо того что подобные взаимоотношения способствуют инфантилизации, тревожности, разрушают положительную Я-концепцию, они ещё и лишают ребёнка возможности актуализировать свои интеллектуальные способности в виду постоянного авторитарного контроля за из проявлением стороны родителей, которые выполняют эту работу по различению, сходству и анализу за ребёнка, что ведёт к не актуализированности важнейшего интеллектуального фактора и приводит к отставанию от возрастной нормы.

Таким образом, чем выше показатель «симбиотического» родительского отношения, там ниже способности ребёнка к анализу и различению понятий, ниже результаты по шкале «различия».

Между шкалами «Отношение к неудачам ребёнка» опросника родительского отношения Варга-Столина и «Аналогии» детского опросника ГИТ. По силе связи взаимосвязь классифицируется как прямая слабая.

Ещё раз обозначим шкалы.

Шкала «Отношение к неудачам ребёнка» отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителями. При высоких значениях в родительском отношении появляется стремление инфантилизировать ребенка, воспринимать его как социально несостоятельного, представляя его более младшим, чем ребёнок на самом деле является. Интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся такому родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется ему неприспособленным к жизни, неспособным к успеху, беспомощным. Через социальную инвалидизацию родитель часто проецирует на ребёнка свои личные бессознательно отвергаемые свойства, состояния и переживания.


Описание шкалы «Аналогии» рассматривалась в интерпретации корреляционной связи под номером один.

Обнаруженную в ходе исследования прямую корреляционную связь между шкалой «Аналогии» и шкалой «Отношение к неудачам ребёнка» можно попытаться интерпретировать следующим образом:

Для того, чтобы заслужить любовь и поощрение родителя, в котором ещё очень сильно нуждается ребёнок младшего школьного возраста, и меньше подвергаться критике и отвержению с их стороны, школьнику приходится учиться соответствовать тем образцам поведения, которые признаются родителями как желательные для него. Для этого ребёнку приходится подражать нравящимся его родителям стандартам поведения и отношения, что бесспорно отрицательно воздействует на его Я-концепцию, парализуя Эго-идентичность. Операция аналогии в данном контексте выступает как инструмент социальной адаптации, следования образцу. Посредством неё ребёнок улавливает сходство между алгоритмами поведения, которые затем применяет к своему поведению, либо другую желательную для родителей и микросоциума сферу. Через регулярную подобную активность ребёнок развивает в себе навык к использованию аналогии.
Таким образом, чем выше показатель по шкале «Отношение к неудачам ребёнка», тем выше способности ребёнка к использованию операции аналогии».

В результате проведённого эмпирического исследования были обнаружены взаимосвязи между компонентами структуры вербального интеллекта ребёнка младшего школьного возраста и родительско-детского отношения. Тем самым подтвердив гипотезу исследования.

  • была выявлена прямая связь между родительским отношением, соответствующим конструкту «Кооперации» опросника родительского отношения Варга-Столина и мыслительными операциями ответственными за результаты субтеста «Аналогии» детского опросника ГИТ;
  • была выявлена обратная связь между родительским отношением, соответствующим конструкту «Симбиоз» опросника родительского отношения Варга-Столина и мыслительными операциями ответственными за результаты субтеста «Различия» детского опросника ГИТ;
  • была выявлена обратная связь между родительским отношением, соответствующим конструкту «Отношение к неудачам ребёнка» опросника родительского отношения Варга-Столина и мыслительными операциями ответственными за результаты субтеста «Аналогии» детского опросника ГИТ;
  • других статистически значимых связей между результатами шкал опросника родительско-детского отношения Варга-Столина и результатами методик МИСЛМ и ГИТ обнаружено не было.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого теоретического исследования были сделаны выводы, что становление позитивной Я-концепции играет важную роль в развитии ребёнка младшего школьного возраста и тесно связано с уровнем развития у него вербального интеллекта, который является когнитивным структурным элементом интегрального образования Я-концепции. Были выделены основные мыслительные операции лежащие в основе функционирования вербального интеллекта человека, на основании которых были выбраны методики по измерению уровня развития вербального интеллекта у детей.

Были выделены основные факторы детско-родительского отношения, на основании которых была выбрана методика измеряющая родительско-детское отношение.

В результате проведённого эмпирического исследования были обнаружены взаимосвязи между компонентами структуры вербального интеллекта ребёнка младшего школьного возраста и родительско-детского отношения. Главная гипотеза исследования была подтверждена.

Однако, потенциал исследования, как представляется, был раскрыт не в полной мере. В перспективе было бы целесообразно провести дополнительное исследование для выявления специфики супружеских внутрисемейных отношений, которые, являющихся ключевым фактором, воздействующим на микроклимат в полной семье, и их влияния на интеллектуальные способности ребёнка. Было бы также хорошо разработать свою психологическую методику, которая в большей степени подходила для полного и глубокого измерения вербальных способностей ребёнка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 448 с.
  2. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев. – М., Просвещение, 1999. – Том 2. – 422 с.
  3. Ахутина, Т.В. Исследование речевого мышления в психолингвистике / Ахутина, Т.В., Горелов И.Н. – М. : Наука, 1985. – 240 с.
  4. Бернс, Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2002. – 277 с.
  5. Борисова, Е.М. Диагностика умственного развития на основе качественного анализа теста / Борисова, Е.М., Логинова Г.П. – М.: Вопросы психологии, №2, 1986. – 332 с.
  6. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. (19.00.01) / Анна Яковлевна Варга; МГУ. – Москва 1987 – 137 с.
  7. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.
  8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. (Собрание трудов.) / Л.С. Выготский. – М.: Издательство «Лабиринт», 2001. – 368 с.
  9. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка /Л.С. Выготский // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. – 1991. №4. – С. 5–18.
  10. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский, – Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. – 126 с.
  11. Гарбузов, В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов. – М.: Каро, 2013. – 272 с.
  12. Гуревич, К.М. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков [Электронный ресурс]. / К.М. Гуревич – Режим доступа : http://cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cdkdetstvo.centerstart.ru/files/gruppovoy_intellektualnyy_test.pdf. – Загл. с экрана.
  13. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М.: Политическая литература, 1984. – 335 с.
  14. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум.– 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  15. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 574 с.
  16. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. / П. Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991. – 174 с.
  17. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. – 311 с.
  18. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 816 с.
  19. Москвичева, Л. В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения со сверстниками и учителем: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. (19.00.07) / Лия Владимировна Москвичева; НГПУ. – Нижний Новгород, 2003 – 146 с.
  20. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
  21. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. / под ред. Рогова, Е. И. - М., Владос, 1995. – 529 с.
  22. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Жан Пиаже, сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 526 c.
  23. Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация / Перев. с фр. Э. Пчелкиной Автор: Жан Пиаже, Барбель Инельдер. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 416 с.
  24. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Избранные психологические труды. / Жан Пиаже. – М.: Просвещение, 1969. – 659 с.
  25. Пиаже, Ж. Роль действия в формировании мышления / Жан Пиаже. – М.: Гардарики, 2001. – 416 с.
  26. Пиаже, Ж. теория, эксперименты, дискуссии. Сб. статей / Жан Пиаже, сост. и общ.ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 619 с.
  27. Пиаже, Ж. Характер объяснения в психологии и психофизиологический параллелизм / Жан Пиаже, Экспериментальная психология, вып. 1, 2 / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. – М., 1966. – 189 с.
  28. Попова, Т.А. Смысложизненный аспект становления Я-концепции подростка: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. (19.00.07) / Татьяна Анатольевна Попова; МГОУ. – Москва, 2009 – 143 с.
  29. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / Прихожан А.М. – СПБ. : Питер, 2009. – 192 c.
  30. Ребер, А. Оксфордский толковый словарь по психологии / А.Ребер, – М.: Вече, 2002. – 592 с.
  31. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К. Роджерс, – М.: Издат. Группа Прогресс, 1994. – 251 с.
  32. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под ред. Силяевой Е.Г. 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
  33. Стернберг, Р. Дж. За пределами iq – Триархическая теория интеллекта [Электронный ресурс] / Р.Дж. Стернберг – Режим доступа : http://developpsy.ru/DOC/Beyond_IQ.pdf. – Загл. с экрана.
  34. Столин, В.В. Самосознание личности. / В.В. Столин, – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.
  35. Флейвелл, Д. Х. Генетическая психология Жана Пиаже / Д.Х. Флэйвелл, Пер. с англ.; с предисл. Жана Пиаже. - М. : Просвещение, 1967. – 622 с.
  36. Фромм, Э. Бегство от свободы/ Э. Фромм. – Москва: Просвещение, 2011. – 248 с.
  37. Фрэйд, З. Жизнь. Работа. Наследие. / З. Фрэйд, М.: Просвящение, 1998. – 782 с.
  38. Холодная, М. А. Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления: Автореф. дисс. канд. психол. наук : 19.00.01 Л., 1974. – 201 с.
  39. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2016. – 608 с.
  40. Эриксон, Э. Детство и Общество/ пер. с англ. / Э. Эриксон; – Санкт-Петербург: Лентато, 1996. – 592 с.
  41. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых/ – 2-е изд. - Москва: Прогресс, 2006. – 352 с.