Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мы привыкли общаться с разными людьми с самого детства. Кто-то из нас общается больше, кто-то меньше. Кто-то охотно идет на поддержание связи с людьми, кто-то наоборот, этого избегает. Но многие из нас не задумываются о том, зачем они общаются и что они от этого могут получить. Для многих людей общение проходит практически впустую, хотя они могли бы получать от него намного больше.

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности».[11] Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными.

Цель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью, средством удовлетворения потребности в общении.

Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением, служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.[12]

Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.

Исчерпывающую классификацию по целям общения дать сложно, учитывая все многообразие потребностей человека (социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития, биологических и т.д.), ради удовлетворения которых люди вступают в общение.[13]

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.


Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.[14]

1.2. Эмоциональное состояние в процессе коммуникации

В центре внимания многих наук сейчас находится проблема межличностной коммуникации, которая рассматривается под разными углами зрения. Одной из важных составляющих процесса коммуникации является умение понять друг друга - понять не только на смысловом, но и на эмоциональном уровне. Основой этого служит универсальность эмоций, т. е. тот факт, что основные эмоции являются врожденными и всеобщими. Однако способность распознать чужую эмоцию не является врожденной, а развивается в процессе формирования личности.[15]

Любой элемент повседневной жизни вызывает у нас определенное отношение. Один объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже отдельные свойства предметов, а не предметы целиком, то есть цвет, вкус, запах или запах, не бывают безразличны для нас.

Воспринимая тот или иной объект или ситуацию, ощущая свойства предметов, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Иногда это отношение отчетливо выражено, так что даже сложно скрыть его от окружающих, иногда оно едва заметно даже для самого обладателя.

Своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.Пониманию эмоций других людей надо учиться в течение жизни, что делает данную область столь привлекательной для теоретического и практического исследования, а результаты исследования - ценными не только для специалистов, но и для любого человека, которому важно понимать других и себя. [16]

Существует множество определений, теорий и классификаций эмоций по разным основаниям, предложенных разными авторами. Е. П. Ильин рассматривает эмоцию «как рефлекторную адаптивную психофизиологическую реакцию, связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к значимой ситуации и ее исходу и способствующую организации и обеспечению целесообразного с точки зрения целостности и сохранности организма поведения человека и животного».


Эмоции теснейшим образом связаны с потребностями человека. Если в отношении какого-то объекта или обстоятельства нет выраженных потребностей, то и сильных эмоций, связанных с этим объектом или обстоятельством, сложно ожидать (исключение, пожалуй, составляет чувство юмора: смеяться человек готов над чем угодно).

Эмоции тесно связаны не только с потребностями человека, но и его состоянием. То, что удивляет или радует в обычном состоянии, может быть безразлично в состоянии, например, переутомления.[17]

В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. То есть эмоции - в какой-то мере всего лишь один из способов саморегуляции организма.Также нет единого мнения о том, существуют ли базовые, т. е. основные эмоции, и какие конкретно эмоции считать базовыми. В качестве критериев определения, является ли та или иная эмоция базовой, К. Изард предлагает следующие: 

1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты. 

2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики). 

3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком. 

4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционнобиологических процессов. 

5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации. [18]

Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения и страха. Если интерпретировать как мимические проявления движения глаз и головы, то к этому списку можно добавить и эмоцию стыда. А если в качестве экспрессивного компонента рассматривать также и пантомимические проявления, то к фундаментальным эмоциям можно отнести и такую эмоцию, как смущение (застенчивость). 

Речь является важнейшей формой выражения эмоциональных состояний человека. Экспрессия коммуниканта проявляется в едином комплексе языковых и неязыковых средств, системное рассмотрение которых позволяет наиболее адекватно описать и интерпретировать процесс коммуникации в целом. 

Определения современной социально-коммуникативной реальности весьма разнообразны.[19] В связи с тем, что большую роль в современном коммуникативном универсуме начинают играть высокотехнологичные средства связи, некоторые исследователи отмечают тенденцию дегуманизации человеческого общения. Согласно другому направлению мысли - технические расширения человеческих коммуникативных способностей сами приобретают черты, присущие человеку. Это противоречие не является абсолютным и может быть снято в результате понимания современной коммуникативной реальности как реальности взаимодействия.[20]


Система человеческого общения - это сложная целостность, включающая вербальный и невербальный каналы коммуникации. Причем в разных ситуациях общения эти каналы взаимодействуют различным образом. В основном эта комбинаторика сводится к следующему: 

- повторение: невербальная коммуникация дублирует то, что было передано вербально; 

- контрадикция: невербальное поведение противоречит вербальному; 

- субституция: невербальное поведение выступает вместо вербальных средств передачи сообщения; 

- дополнение: невербальное поведение модифицирует или раз вивает вербальное поведение; 

- акцентирование: невербальное поведение может акцентировать отдельные части вербального сообщения подобно тому, как подчеркивание слов на письме служит их выделению; 

- регулирование: невербальное поведение используется для того, чтобы регулировать коммуникативный поток между взаимодействующими индивидами. [21]

Взаимодействие между людьми требует многочисленных форм невербальной коммуникации — обмена информацией через изменение выражения лица, жесты и движения тела. Невербальную коммуникацию иногда еще называют «языком жестов», но этот термин не совсем верен, так как мы, как правило, пользуемся такими невербальными знаками лишь для того, чтобы опровергнуть или дополнить то, что сказано словами.

Наиболее эфективными методами исследования эмоциональных состояний в процессе коммуникации являются наблюдение и эксперимент, а также их модификации и дополнения, в зависимости от целей исследования. Наблюдение является самым распространенным и зачастую не требующим сложных технических средств методом. Главной целью наблюдения является описание основных компонентов и взаимосвязи отдельных подсистем вербального и невербального поведения. Эксперимент является наиболее сложным, но в то же время плодотворным методом исследования.[22] Отличительной чертой эксперимента является активное участие исследователя, его вовлеченность в процесс, возможность контролировать и даже, при необходимости, изменять условия по ходу эксперимента. Основными трудностями, с которыми может столкнуться исследователь, являются: 

- реактивность испытуемых. Эта проблема связана с тем, что человек не может чувствовать себя естественно, зная, что за ним наблюдают и его изучают. Реактивность можно снизить проведением незаметных измерений. Это любые измерения поведения, прямые или косвенные, при условии, что субъекты не знают об их проведении. Прямые незаметные измерения включают скрытую видео- или аудиозапись, а также фиксирование событий и их результатов скрытым наблюдателем. Косвенные незаметные измерения направлены на события и их последствия, предположительно вызванные определенным поведением, которое само по себе не наблюдается;[23] 


- сбор материала. При исследовании речи исследователь может столкнуться со сложностью записи и точности передачи всех особенностей спонтанной речи (фальстарты, самоисправления говорящих, сбои в употреблении грамматических форм и порядка слов, множество «оборванных» отдельных слов, фраз, повторы и т. д.); 

- получение чистой эмоции. Крайне редко человек испытывает только одну эмоцию. Чаще всего каждая переживаемая нами эмоция сопровождается какой-то другой (или несколькими), возможно, менее интенсивной эмоцией, но их сочетание может помешать исследователю получить данные по конкретному изучаемому явлению; 

- индивидуальные черты коммуникантов. Нельзя делать вывод на основе только одного параметра поведения, так как поведение людей разнообразно и эмоциональные проявления одного будут достаточно сильно отличаться от проявления этой же эмоции другим человеком.[24] Исходя из целей и условий проведения эксперимента к модели эмоциональных состояний предъявляются следующие требования, согласно которым она должна: 

1. Быть легко воспроизводима в смысле возможности получения достаточно большого количества звукозаписей на достаточно большом количестве испытуемых. 

2. Позволять получать от испытуемых речевые реакции, необходимые экспериментатору. 

3. Позволять получать эмоции широкого спектра. 

4. Допускать текущую оценку (или контроль) состояния информанта. 

Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе.[25] Наиболее веским аргументом в пользу приоритета невербального языка над вербальным служат результаты, свидетельствующие об интернациональном характере основных мимических картин, поз, наборов жестов, а также данные о чертах жестикуляции и мимики, которые выступают генетическими признаками человека, например, врожденные способы выражения эмоций. Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется символической мимикой, жестами, интонациями, позами, использование которых основано на культурном, групповом, ситуативном соглашении и невозможно без предварительного обучения. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обусловлены многовековой практикой общения.[26]

В общении обязательно будет разворачиваться познание одной личности другой, будет проявляться и изменяться отношение, иметь место обращение друг к другу. Невербальное поведение партнеров одновременно выступает как условие познания их личности, возникновения отношения, как своеобразная форма обращения друг к другу. Именно в общении ярко проявляется индикативно-регулятивная функция невербального поведения личности.[27]