Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В психофизиологии эмоции рассматриваются как неотъемлемый компонент межличностного взаимодействия, участвующий в формировании у собеседников впечатления друг о друге, которое способствует или, напротив, препятствует установлению и закреплению контакта. Эмоции и чувства – очень близкие понятия, часто используются как синонимы. «Чувство гнева» или «эмоция гнева» – можно сказать и так, и так, вас поймут. При этом иногда, для специальных задач, эти понятия нужно разводить. Эмоции – это быстрые и короткие элементы чувств. Чувства – это длящаяся и более устойчивая основа вспыхивающих эмоций.

Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Она включает в себя создание первого впечатления о человеке, оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, таким образом, выделяется связь с сигнальной функцией эмоций. Эмоции в процессе общения выполняют также регулирующую функцию, которая состоит, например, в координации очередности озвучивания тех или иных экспрессивных высказываний.

Каждая эмоция имеет свое внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек сообщает партнеру по общению о своем состоянии. Взаимопониманию при общении способствует целая гамма выразительных компонентов речи — интонации, ритм, темп, паузы, повышения и понижения голоса. При существующих индивидуальных различиях человек обладает ограниченным репертуаром мимических выражений, которые он может использовать для передачи своего эмоционального состояния.

Таким образом, наряду со спонтанным выражением эмоций имеют место эмоциональные реакции, которыми человек способен управлять произвольно, сознательно передавая их окружающим.

Каждый человек участвует в социальной жизни общества. Любой акт коммуникации способствует достижению той или иной цели, наладив контакт с собеседником: получить нужную информацию, побудить собеседника к действию, удовлетворить психическую потребность в общении и т.д. Коммуникация представляет собой процесс обмена информации для эффективного общения. Невербальная коммуникация, происходящая без слов, составляет больший процент общения.

Взаимодействие между людьми требует многочисленных форм невербальной коммуникации — обмена информацией через изменение выражения лица, жесты и движения тела. Невербальную коммуникацию иногда еще называют «языком жестов», но этот термин не совсем верен, так как мы, как правило, пользуемся такими невербальными знаками лишь для того, чтобы опровергнуть или дополнить то, что сказано словами.


Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей. Огромное значение в личностном общении удаляется эмоциям.

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит беседа. Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции.

Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

Ввиду того, что невербальное общение в значительной мере такой же национальный феномен, как и вербальная коммуникация, из нашей жизни не могут быть исключены невербальные способы передачи информации.

Уникальность эмоций обнаруживается, прежде всего, в многообразии и богатстве языковых средств и их выражения. До сих пор не существует ни единой номенклатуры, ни общепринятой теории эмоций.

Вместе с тем, в настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению эмоций, процессу их интерпретации и опознания. Это, несомненно, в первую очередь связано с тем, что успешное опознание эмоций позволяет адекватно описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции, а, следовательно, способствует более эффективному общению.

Актуальность работы продиктована стремительным возрастанием интереса социальных и психологических наук к коммуникации в целом и к невербальной коммуникации в частности. В том числе это связано и с тем, что в современном мире сфера общения занимает все больше места в жизни человека.

Цель работы: Рассмотреть проблему интерпретации невербального поведения и невербального общения. Понять причины, по которым одни и те же жесты, знаки и другие невербальные сигналы, для людей разного возраста, социального статуса и национальности могут иметь совершенно различное значение.

Задачи исследования: определить такие понятия как эмоция и эмоциональное состояние в психологии; изучить невербальное поведение: структуру и функции; исследовать невербальное общение и эмоциональное состояние человека; исследовать психологию общения, виды и функции общения, дать рекомендации по правильному общению с людьми, а также технике общения.


Методы исследования. В исследовании использовались комплексные методики, включающие беседы, наблюдения, тесты, анализ невербальных особенностей поведения.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. Понятие эмоций и общения

1.1. Виды эмоций и представление об общении

Эмоции — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.[1] Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание (рисунок 1).

Рисунок 1 – Эмоции в картинках

Эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые.[2]

Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) — форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.

Собственно, эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности.[3]

Чувства, как устойчивые эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности.

Аффекты, представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.

Для того чтобы всегда быть здоровыми, необходимо беречь свою нервную систему, а следовательно, и весь организм от пагубного воздействия различных стрессовых ситуаций. Любая такая ситуация приводит к возникновению отрицательных эмоций: обиды, гнева, раздражения, ярости. Если с ними не бороться, они будут накапливаться, отрицательно влияя на самочувствие и состояние здоровья. Умение управлять своими эмоциями способно существенно помочь справиться с этой проблемой.


Эмоции часто возникают не там, не те, не тогда когда нужно или не с нужной интенсивностью.[4] Не всегда привычная реакция является наиболее адекватным ответом, иногда своими эмоциями можно задеть других людей. Когда нас переполняют эмоции, думается значительно хуже, чем в спокойном состоянии. Иногда нужно просто отдохнуть, и лишние эмоции тогда ни к чему. Развитой личности уметь управлять эмоциями полезно, а способность к управлению эмоциями – дело воспитания. Именно воспитанный человек отличается от невоспитанного в первую очередь тем, что он умеет управлять своими эмоциями даже там, где это трудно и не хочется. Развитая личность контролирует свои эмоции, умеет управлять своими эмоциями и состояниями, умеет владеть собой.

Негативные эмоции (лат. negatio – отрицание и emovere – возбуждать, волновать) — форма эмоций, которая субъективно предстает как неприятные переживания. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности.[5]

Бесконтрольные отрицательные эмоции, дезорганизуя работу внутренних систем и органов, способны вызывать целый ряд острых заболеваний и обострять хронические болезни. Оказавшись в состоянии гнева, эмоционального возбуждения, человек теряет контроль над собой и начинает совершать поступки, которые ему несвойственны и за которые ему потом бывает стыдно. Создается порочный круг, вырваться из которого очень непросто. Поэтому следует приучить себя заниматься самонаблюдением собственных эмоций, начать их контролировать, владеть и управлять ими. Делать это необходимо для сохранения собственного здоровья и профилактики многих заболеваний. Самым действенным способом управления своими эмоциями является самоубеждение. Иногда приходится прибегать даже к самопринуждению, чтобы избавить себя от разрушительного влияния негативных эмоций. Главным правилом эмоционального режима должно стать своевременное выявление и подавление появляющейся вследствие стрессовой ситуации отрицательной эмоции. Проще говоря, если вас что-то обидело или разозлило, вместо того, чтобы взращивать в себе эти негативные эмоции, усугубляя, таким образом, их воздействие на собственную психику, необходимо заставить себя подавить их.[6]

В привычных ситуациях нужные эмоции запускаются непосредственно, так же прямо и естественно, как поднять руку: чтобы поднять (или опустить) правую руку, вам не нужно специальные методики и приемы. Вы просто поднимаете свою руку и просто опускаете ее. Так же просто вы удивляетесь, когда это вам нужно, и меняете удивление на теплую внимательность, когда нужна уже внимательность.


Эмоциональный стресс (стресс, порожденный самими эмоциями) может быть связан именно с ситуацией интрапсихического конфликта.

П. В. Симонов выделяет взаимосвязь между потребностью, степенью её удовлетворения и эмоциональным состоянием человека, при этом не исключает влияния других факторов на возникновение того или иного эмоционального состояния. Среди этих факторов он отмечает: индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.; фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями; качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели – фрустрацию.[7]

Все перечисленные факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются только два фактора: потребность и вероятность (возможность) её удовлетворения.

Наиболее распространённой является классификация эмоций, выделяющая аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс.[8]

Собственно эмоции - это непосредственное ситуативное переживание события, они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Примером эмоций могут послужить такие внутренние состояния, как страх, гнев, любопытство, восторг, печаль, радость.[9]

Н. Д. Левитов характеризует эмоции как психические состояния, не переходящие в настроение и возникающие, когда не удовлетворяются некоторые органические потребности. Каждая эмоция как психическое состояние своеобразна по своему источнику, по переживаниям и проявлениям в деятельности человека.

Исследователи эмоций – выделяют следующие функции эмоциональных состояний: 1) сигнальную; 2) оценочную; 3) побудительную; 4) функцию предвосхищения; 5) мобилизующую; 6) функцию предкогнитивной оценки реальности; 6) коммуникативную или экспрессивную функцию.[10]