Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Формы эмоционального реагирования

Отечественные психологи выделяют такие формы эмоционально реагирования, как: 1) эмоциональный тон ощущения; 2)аффект; 3)эмоции; 4) чувства.

Эмоциональный тон — простейшая форма (врождённая) эмоционального реагирования, на отдельные значимые сенсорные воздействия для организма. Характеристики эмоционального тона: кратковременный характер; слабая интенсивность; врождённый характер; слабая осознаваемость.

Аффект — интенсивная и кратковременная эмоциональная реакция, на внезапный, чаще всего, угрожающие ситуации, сопровождающиеся ярко выраженными вегетативными и экспрессивными реакциями. Характеристики аффекта: кратковременный характер; значительная интенсивность; взрывной характер; формирование доминанты; нарушение произвольности контроля поведения; большая экспрессивность; выраженность вегетативных проявлений; фазовасть протекания.

Эмоции — ситуативное эмоциональное реагирование человека на текущее или возможное событие в его жизни. Характеристики эмоций: ограниченная продолжительность; выраженная интенсивность; ситуативный характер; опережающий характер; осознаваемость причин появления переживания.[28]

Настроение — длительное эмоциональное состояние, интегрирующее все эмоцианальные отклики на внешние и внутренние воздействия без отчётливого осознавания их предметного сожержания и образующее общий эмоцианальный флн жизнедеятельности. Характеристики настроения: значительная длительность; слабая интенсивность; беспредметность; безотчётность; диффузный карактер; интегрирующий характер.

Чувство — это устойчивое эмоциональное реагирование по отношению к определённым предметам, объектам, явлениям, выражающее стабильное устойчивое потребностно — мотивационную и личностную знчимость для человека. Характеристики чувства: устойчивость; выраженная интенсивность; предметность; осознанность; внеситуативность; иерархичность; обобщённость; формирование установки; связь со всеми основными подструктурами личности.[29]

Выводы по главе 1: в современной коммуникативной реальности системы сознания и системы искусственного сознания и памяти объединены в рамках одной коммуникативной сети, где граница между естественным и искусственным постепенно стирается. Коммуникативная реальность - это реальность взаимодействия. В ней снимается противопоставление субъекта и объекта. Они являются продуктом коммуникации и существуют только потому, что включены в общее коммуникативное поле. В ходе взаимодействия, осуществляемого в едином коммуникативном пространстве, субъект и объект существуют в состоянии взаимообмена свойствами. При этом в процессе взаимодействия с техническими системами человек испытывает их дегуманизирующее и обезличивающее влияние, являясь пассивным участником процесса коммуникации, фиксатором, предоставляемых ему машиной образов, в то время как ИКТ приобретают черты «человечности» и субъективности.


Таким образом, эмоциональные состояния являются одним из видов психических состояний человека наряду с состояниями деятельностными, волевыми, внимания, сознания. Среди множества эмоциональных явлений: реакции, процессы, черты личности, поведенческие акты – эмоциональные состояния как форма существования (проявления) чувств и эмоций требуют специального рассмотрения и выделения в качестве отдельного класса эмоциональных явлений.

В психологии эмоций и состояний выделяют такие виды эмоциональных состояний, как аффект, собственно эмоции, чувства, стресс, фрустрация, настроение. Данные виды эмоциональных состояний качественно отличаются друг от друга, влияют на поведение и деятельность человека, выполняют различные функции.

Эмоциональные состояния являются важным компонентом в общей картине состояния человека, его эмоциональной характеристикой, влияющей на когнитивную, волевую, мотивационную сферу. Для анализа эмоционального состояния важно учитывать его взаимосвязь с другими состояниями личности как структурной целостности. Эмоциональные состояния имеют физиологическую основу, связаны с деятельностью нервной, пищеварительной, кровеносной систем. Эмоции имеют внешнее выражение – эмоциональную экспрессию, которая проявляется в мимике, жестах, позе, действиях индивида. Эмоциональное состояние является результатом оценки ситуации, достижения цели, величины расхождения между желаемым и достигнутым.

2. Невербальные формы проявлений эмоциональных состояний человека

2.1. Невербальное поведение и невербальное общение как формы проявления эмоциональных состояний человека

Невербальная коммуникация является одной из важнейших областей существования знаков и знаковой информации и занимает значительное место в жизни человека и общества. Привычка судить о свойствах и деловых качествах человека по манере поведения издавна сложилась у людей. Психологи разных стран отмечают, что воздействие, которое мы в устном общении оказываем на других людей, зависит от того, что мы говорим, лишь примерно на 7%, от того, как мы это говорим, – на 38%, а от языка нашего тела – на 55%. Было подсчитано также, что 80, а то и 90% эмоциональной информации мы еще до слов фактически выражаем и передаем в интерактивном общении невербальным способом.[30]


В 40-е гг. XX в. А. А. Хилл ввел понятие «паралингвистика»; в советском языкознании отдельные виды паралингвистических средств изучались Н. В. Юшмановым еще в 30-е гг. В 60-х гг. XX в., когда языкознание вышло за пределы изучения только собственно языковой системы, паралингвистика получила основное развитие. Термин паралингвистика является лингвистическим эквивалентом понятия «невербальная коммуникация». Наиболее полно и структурно компоненты невербального поведения отражены в работе В. А. Лабунской «Экспрессия человека: общение и межличностное познание» (рисунок 2).[31] 

Рисунок 2 – Невербальное поведение человека

Невербальные компоненты коммуникации можно разделить на две структуры - невербальное поведение и те характеристики, которые к поведению не относятся. Невербальное поведение - это все виды поведения, за исключением слов, они играют в коммуникации роль образного знака, передают оттенки чувств и реализуются параллельно с вербальным. По мнению Г. В. Колшанского «не ущербность языка является предпосылкой использования паралингвистических средств общения, а лишь второстепенные факторы, характерные для конкретного коммуникативного процесса. Все сопровождающие речевой акт формы общения, включая прежде всего паралингвистические, являются факультативными.[32] 

Наука, предметом которой являются невербальное поведение и взаимодействие людей, называется невербальной семиотикой. Если же мы хотим представить невербальную семиотику как систему наук, изучающих коммуникативное взаимодействие людей, то в этом случае необходим интегральный семиотический подход к исследованию вербальных и невербальных средств поведения людей в коммуникативном акте, поскольку только в рамках такого интегрального подхода невербальное поведение человека и, в частности, русская невербальная традиция могут получить максимально многостороннее и адекватное объяснение.[33]

Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. Выделение общих элементов, компонентов невербального поведения, определение его функций позволяют создать культурно-специфическую типологию невербального поведения.


К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация. Круг подструктур невербального поведения личности гораздо уже круга элементов, выполняющих роль невербальных коммуникаций или невербальных средств общения.

В линии невербального поведения входят и отдельные жесты и комплексные динамические знаковые формы – манеры поведения. Под манерами автор понимает социально обусловленные и ритуализованные комплексные формы поведения, приспособленные к определенным ситуациям.[34] Так, можно говорить о манерах ведения деловых переговоров, о способах поведения за столом во время еды, в гостях и на официальных приемах, этикетных манерах разговорного общения или манерах приветствия. Знание манер приобретается как в опыте общественной жизни, так и в специальном обучении, вызванным необходимостью для человека соблюдать существующие общественные и моральные нормы. Основное свойство невербального поведения – движение. Оно имманентно присуще кинесической структуре невербального поведения, ее элементам: мимике, жестам, позе, интонации. Именно эти элементы и их сочетания составляют основу невербального поведения личности, поэтому рассмотрим более подробно их особенности.[35]

Невербальное поведение человека в разных видах коммуникации может не только заинтересовать собеседника, но и оттолкнуть его. Вряд ли клиент станет вам доверять, если ваши глаза будут бегать по сторонам, руки выполнять мелкие движения, а плечи будут сильно опущены. Для собеседника ваше невербальное поведение и общение является открытой книгой, прочитав которую, он сформирует о вас определенное мнение. Поэтому важно знать те функции, которые несет в себе характеристика невербального поведения человека: является средством идентификации партнеров; экономит речевое сообщение; создает определенный образ партнера по коммуникации; является индикатором психического состояния личности в момент общения; уточняет понимание сообщения; создает образ собеседника; поддерживает уровень психологической близости тех, кто общается.

Заостряя внимание на последней характеристике, следует сказать, что психология невербального поведения также различает несколько уровней психологической близости. Иными словами, расстояние, на котором общаются два человека, тоже имеет принципиальное значение для успешного исхода беседы. Это своего рода жизненные пространства, к которым могут допускаться далеко не все собеседники. Случайно приблизившись к партнеру на недопустимо близкую дистанцию, вы рискуете стать если не раздражителем, то, по крайней мере, вызвать дискомфорт и неуверенность у собеседника.[36]


Чтобы понять, как человек вас оценивает и какую реакцию в его душе вызывают ваши слова, нужно провести анализ действий и телодвижений партнера. Интерпретация невербального поведения вашего собеседника позволит понять, что за человек перед вами и стоит ли доверять его словам. Анализ невербального поведения позволяет увидеть реакцию собеседника на какой-либо раздражитель или боль. Это состояние будет проявляться в позе человека, а также его жестах и мимике.[37] На что следует обратить особое внимание:

- жестикуляция. Общаясь с человеком, стоит помнить, что жесты бывают «открытыми» и «закрытыми». Если ваш собеседник не горит желанием с вами общаться и говорит неискренне, то вы увидите руки сомкнутые в замок либо скрещенные на груди, жесты, прикрывающие рот и нос, а также характерную позу «нога на ногу». Если ваш собеседник нервничает, то его руки будут совершать великое множество мелких движений. Постукивание кулаком или ладонью по столу в такт речи нужно воспринимать как попытку давления. А широкие жесты и размахивания говорят о том, что ваш собеседник явно приукрашивает то, о чем говорит;

- осанка. Если ваш собеседник аристократично выпрямил спину и широко расправил плечи, то перед вами уверенная в себе личность. Такой партнер по общению будет излучать спокойствие и уважение к собеседнику. Однако не путайте его с человеком, у которого излишне прямая спина и «грудь колесом». Анализ невербального поведенияТакой собеседник демонстрирует перед вами свое превосходство и настроен агрессивно. Если ваш партнер ссутулился, опустил плечи и сгорбился, то он ещё обязательно проявит себя, как податливого, неуверенного в себе человека.[38]

Чтобы произвести на собеседника благоприятное впечатление, не обязательно постоянно контролировать свое невербальное поведение. Достаточно запомнить несколько правил: смотрите собеседнику в глаза, но не делайте это вызывающе. Выражение вашего лица должно соответствовать тому, о чем вы говорите, не смейтесь когда говорите о чем-то грустном. Сидя перед человеком, примите расслабленную позу, не зажимайте руки и ноги. Говорите с партнером четко и громко. Проще говоря – будьте проще, открытее, увереннее в себе, и люди начнут вас уважать.

Таким образом, как невербальное поведение личности, так и общение в целом могут быть рассмотрены с точки зрения всеобщих форм и способов существования материи: движения, времени, пространства и с точки зрения систем отражения этих атрибутов.[39]