Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Как уже упоминалось выше, в межличностной коммуникации 60-70% эмоционального значения передается невербальными средствами и лишь остальное - за счет осмысленной речи. При этом невербальные реакции менее контролируемы и выдают действительные помыслы говорящего более откровенно, чем произносимые слова.
Наш бессловесный язык является результатом отчасти инстинктов, отчасти обучения, отчасти подражания. И меняется в зависимости от культурного пространства, в котором вырос человек. Ведь в каждом обществе приняты свои нормы поведения, отличающиеся от норм поведения в другом.
Большая часть унаследованных невербальных сигналов - это средства выражения наших эмоций, в основном мимика. Все же остальные жесты восприняты нами от других людей, и, следовательно, меняются от культуры к культуре, и даже от местности к местности. Поэтому так важно в общении с человеком, не только говорить с ним на одном вербальном, например, русском, языке, но и знать своеобразный «невербальный сленг», который, без сомнения, поможет взаимопониманию собеседников.
Так что невербалистика - это наука о повседневной жизни. Наука, которая нужна всегда.
Для изучения проблемы невербальных проявлений эмоций необходимо рассмотреть невербалику в целом, а затем перейти к эмоциям. Наиболее общее определение невербальной коммуникации звучит следующим образом: Определение невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем. Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим. Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой.
Типы невербальной коммуникации Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника. Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации. Кинесические: выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка); визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта). Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др. Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др. Проксемические: пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).
Одна из основных функций невербальной коммуникации – внешнее проявление эмоции. В невербальной коммуникации важные подсказки касательно подлинных чувств клиента могут быть найдены быстрее, чем в словах. Бывает, что клиенты передают главное сообщение только невербально, порой не осознавая того, и при этом ожидают от нас проявления проницательности и участия. Терапевту важно уметь «читать» как невербальное поведение клиента, так и собственные невербальные сигналы. Отслеживание невербальных сигналов в ходе беседы позволяет выявлять скрытое в них значение. При обращении с внутренними реакциями терапевт сталкивается с противоречивыми требованиями: быть открытым к собственным чувствам и вместе с тем воздерживаться от их непосредственного внешнего выражения. Это трудная, но заслуживающая усилий задача.
Невербальное проявление эмоций можно проследить по выражению лица, различных жестов. Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. П. Экман и У. Фризен представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов: «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются; «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно; «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения; «экспрессивные» являются лицевыми знаками; «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.
Таким образом, невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверкина, Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2012. - №554. - с. 123-133
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 363 с.
3. Ахьямова, И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2015. - №7. - с. 122-130
4. Бестужева, Е. Н. Невербальные средства коммуникации // Дошкольное воспитание. - 2015. - №5. - с. 62-67
5. Вербальная и невербальная коммуникация // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aka-media.ru/inside/137/
6. Вербальные и невербальные средства общения // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psyera.ru/verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshcheniya-804.htm
7. Возрастная физиология и психофизиология. Ч. 1: учебно-методическое пособие / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Ижевский гос. технический ун-т им».
8. Гладышев, Ю. В. Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие / Ю. В. Гладышев, Н. Г. Гладышева. - Новосибирск: НГУЭУ, 2015. – 282 с.
9. Екинцев, В.И. Невербальная коммуникация и ее роль в самоорганизации мыслительной деятельности // Сибирский психологический журнал. - 2009. - №34. - с. 93-97
10. Как научиться общаться с людьми? Постигаем искусство эффективного общения// [Электронный ресурс] – Режим доступа: ttps://www.kp.ru
11. Лабунская, В.А. Невербальное поведение: структура и функции // Белинская Е., Тихомандрицкая О. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_
12. Марютина, Т. М. Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: учебник / Т. М. Марютина. - Москва: Инфра-М, 2015. - 434 с.
13. Невербальная коммуникация. Виды невербальной коммуникации // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu-psycho.ru/
14. Невербальная коммуникация и язык жестов // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyfactor.org/lybr.htm
15. Оналбаева, А.Т. Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - №5. - с. 128-129
16. Особенности влияния эмоций на невербальное общение / Сидорова С.Н., Бариева А.Н., Ткачёва Е.Ю. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/12/1665
17. Психология общения// [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/
18. Понятие эмоционального реагирования // [Электронный ресурс] – Режим доступа https://psyera.ru
19. Рукавицин, М. С. Вербальные и невербальные средства коммуникации: учебное пособие / М. С. Рукавицин. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2016 - 76 с.
20. Эм, Е.А. Значение невербальных средств общения в различных сферах жизнедеятельности человека // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - №9. - с. 159-165.
21 Эмоции и чувства: чем они отличаются и какими бывают // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://experimental-psychic.ru/ehmocii-chuvstva/
-
Особенности влияния эмоций на невербальное общение / Сидорова С.Н., Бариева А.Н., Ткачёва Е.Ю. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru ↑
-
Рукавицин, М. С. Вербальные и невербальные средства коммуникации: учебное пособие / М. С. Рукавицин. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2016 – c/15-18 ↑
-
Рукавицин, М. С. Вербальные и невербальные средства коммуникации: учебное пособие / М. С. Рукавицин. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2016 – c/19-21 ↑
-
Эмоции и чувства: чем они отличаются и какими бывают // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://experimental-psychic.ru ↑
-
Особенности влияния эмоций на невербальное общение / Сидорова С.Н., Бариева А.Н., Ткачёва Е.Ю. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru ↑
-
Эмоции и чувства: чем они отличаются и какими бывают // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://experimental-psychic.ru ↑
-
Возрастная физиология и психофизиология. Ч. 1: учебно-методическое пособие / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУВПО«Ижевский гос. технический ун-т им» с.5-7 ↑
-
Эмоции и чувства: чем они отличаются и какими бывают // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://experimental-psychic.ru ↑
-
Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2013. – с.215-217. ↑
-
Вербальные и невербальные средства общения // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psyera.ru ↑
-
Оналбаева, А.Т. Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - №5. - с. 128-129 ↑
-
Марютина, Т. М. Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: учебник / Т. М. Марютина. - Москва: Инфра-М, 2015. – c.54-55 ↑
-
Как научиться общаться с людьми? Постигаем искусство эффективного общения// [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kp.ru ↑
-
Психология общения// [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psymod.ru ↑
-
Екинцев, В.И. Невербальная коммуникация и ее роль в самоорганизации мыслительной деятельности // Сибирский психологический журнал. - 2009. - №34. - с. 93-97 ↑
-
Вербальная и невербальная коммуникация // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aka-media.ru ↑
-
Особенности влияния эмоций на невербальное общение / Сидорова С.Н., Бариева А.Н., Ткачёва Е.Ю. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru ↑
-
Особенности влияния эмоций на невербальное общение / Сидорова С.Н., Бариева А.Н., Ткачёва Е.Ю. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru ↑
-
Эм, Е.А. Значение невербальных средств общения в различных сферах жизнедеятельности человека // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - №9. - с. 159-165. ↑
-
Эм, Е.А. Значение невербальных средств общения в различных сферах жизнедеятельности человека // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - №9. - с. 159-165. ↑
-
Лабунская, В.А. Невербальное поведение: структура и функции // Белинская Е., Тихомандрицкая О. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gumer.info/ ↑
-
Аверкина, Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2012. - №554. - с. 123-133 ↑
-
Бестужева, Е. Н. Невербальные средства коммуникации // Дошкольное воспитание. - 2015. - №5. - с. 62-67 ↑
-
Бестужева, Е. Н. Невербальные средства коммуникации // Дошкольное воспитание. - 2015. - №5. - с. 62-67 ↑
-
Невербальная коммуникация и язык жестов // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyfactor.org ↑
-
Особенности влияния эмоций на невербальное общение / Сидорова С.Н., Бариева А.Н., Ткачёва Е.Ю. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/12/1665 ↑
-
Невербальная коммуникация и язык жестов // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyfactor.org/lybr.htm ↑
-
Понятие эмоционального реагирования // [Электронный ресурс] – Режим доступа https://psyera.ru ↑
-
Возрастная физиология и психофизиология. Ч. 1: учебно-методическое пособие / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Ижевский гос. технический ун-т им». ↑
-
Невербальная коммуникация. Виды невербальной коммуникации // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu-psycho.ru/ ↑
-
Курашкина, Н. А. Невербальные средства коммуникации: учебное пособие / Н. А. Курашкина. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010 - 145 с. ↑
-
Курашкина, Н. А. Невербальные средства коммуникации: учебное пособие / Н. А. Курашкина. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010 - 145 с. ↑
-
Курашкина, Н. А. Невербальные средства коммуникации: учебное пособие / Н. А. Курашкина. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010 - 145 с. ↑
-
Гладышев, Ю. В. Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие / Ю. В. Гладышев, Н. Г. Гладышева. - Новосибирск: НГУЭУ, 2015. – с.56-58 ↑
-
Ахьямова, И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2015. - №7. - с. 122-130 ↑
-
Курашкина, Н. А. Невербальные средства коммуникации: учебное пособие / Н. А. Курашкина. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010 - 145 с. ↑
-
Курашкина, Н. А. Невербальные средства коммуникации: учебное пособие / Н. А. Курашкина. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010 - 145 с. ↑
-
Оналбаева, А.Т. Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - №5. - с. 128-129 ↑
-
Оналбаева, А.Т. Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - №5. - с. 128-129 ↑
-
Вербальная и невербальная коммуникация // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aka-media.ru/ ↑
-
Эм, Е.А. Значение невербальных средств общения в различных сферах жизнедеятельности человека // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - №9. - с. 159-165. ↑
-
Рукавицин, М. С. Вербальные и невербальные средства коммуникации: учебное пособие / М. С. Рукавицин. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2016 – с.29-33 ↑
-
Курашкина, Н. А. Невербальные средства коммуникации: учебное пособие / Н. А. Курашкина. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010 – с. 69-74 ↑
-
Рукавицин, М. С. Вербальные и невербальные средства коммуникации: учебное пособие / М. С. Рукавицин. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2016 – с.34-38. ↑
-
Невербальная коммуникация. Виды невербальной коммуникации // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu-psycho.ru/ ↑
-
Лабунская, В.А. Невербальное поведение: структура и функции // Белинская Е., Тихомандрицкая О. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gumer.info/ ↑
-
Екинцев, В.И. Невербальная коммуникация и ее роль в самоорганизации мыслительной деятельности // Сибирский психологический журнал. - 2009. - №34. - с. 93-97 ↑
-
Лабунская, В.А. Невербальное поведение: структура и функции // Белинская Е., Тихомандрицкая О. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gumer.info/ ↑
-
Екинцев, В.И. Невербальная коммуникация и ее роль в самоорганизации мыслительной деятельности // Сибирский психологический журнал. - 2009. - №34. - с. 93-97 ↑
-
Вербальные и невербальные средства общения // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psyera.ru ↑
-
Курашкина, Н. А. Невербальные средства коммуникации: учебное пособие / Н. А. Курашкина. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010 - 145 с. ↑
-
Вербальные и невербальные средства общения // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psyera.ru/ ↑
-
Эм, Е.А. Значение невербальных средств общения // Меж. журнал образования. - 2010. - №9. - с. 159-165. ↑
-
Эм, Е.А. Значение невербальных средств общения в различных сферах жизнедеятельности человека // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - №9. - с. 159-165. ↑
-
Как научиться общаться с людьми? Постигаем искусство эффективного общения// [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kp.ru/ ↑
-
Как научиться общаться с людьми? Постигаем искусство эффективного общения// [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kp.ru/ ↑
-
Аверкина, Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2012. - №554. - с. 123-133 ↑