Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О целостности невербального поведения личности, о взаимодействии его основных структурных компонентов свидетельствуют те функции, которые оно выполняет в общении, в частности, в процессе межличностного восприятия. Каждый раз, анализируя ту или иную структуру невербального поведения личности и его элементы, мы указывали на их функциональную специфику. Нетрудно заметить, что многие функции кинесической, такесической, просодической структур, системы запахов, входящих в программу невербального поведения личности, сходны. Обобщение функций невербального поведения личности привело к следующим результатам.[40]

Невербальное поведение личности – это социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков. Поэтому понятие невербального поведения личности уже, чем понятие невербальных коммуникаций, невербальных средств общения. Круг невербальных средств общения гораздо шире, чем круг элементов, входящих в собственно структуру невербального поведения личности. Невербальное поведение личности, рассматриваемое в контексте социальной перцепции, предполагает членение его структуры в соответствии с системами отражения. Взаимосвязь между структурами невербального поведения, как целостного образования личности, осуществляется на основе взаимодействия систем отражения.[41]

Невербальное поведение несет информацию не только в соответствии с основным средством общения – речью. Существует сложная взаимосвязь между невербальной и вербальными программами поведения.

В целом психология невербального поведения накопила огромное количество данных. Среди всех элементов невербального поведения наиболее изучены мимика и интонация. Еще мало исследованы индикативная и коммуникативная функции жестов и поз, невербального поведения диады и группы.

Бурный, радикальный темп социальных изменений в стране, повышающий значимость активности личности в конструировании социального мира и взаимодействия с людьми, привел к необходимости решения ряда взаимосвязанных проблем: а) выработки эффективных стратегий в приеме, переработке и усвоении любой информации, в том числе и межличностного характера; б) организации плодотворного сотрудничества и социального партнерства; в) установлении полноценных межличностных контактов; г) оптимизации взаимоотношений, преодолении барьеров общения на основе достижения взаимопонимания.[42]


Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. Умение эффективно общаться с людьми становится неотъемлемой частью успешности, как профессиональной деятельности, так и в межличностных контактах. Немаловажную роль в общении как плановом процессе отношения человека к окружающим и самому себе играют невербальные средства взаимодействия.

Невербальное общение, широко известное как «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.[43]

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно и (главное!) нас слушает. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.[44]

Хорошо известно, что невербальный язык понимается всеми людьми одинаково. Например, скрещенные на груди руки соответствуют защитной реакции. Но это не всегда так. Конкретные невербальные выражения, как, например, те же скрещенные руки, понимаются по-разному: значение зависит от конкретной ситуации, в которой эта поза возникает естественно.

Но некоторые движения мы в состоянии контролировать и даже пользуемся ими намеренно. Мы можем приподнять брови, потупить глаза, скрестить на груди руки или пожать плечами. Не существует единой, точно определенной интерпретации подобных жестов и мимических выражений, их значение может быть различным в разных культурах и на разных ступеньках социальной лестницы...


Психологи обнаружили, что сообщение, посланное на языке тела, воздействует на собеседника сильнее, чем вербальное. Например, если человек сквозь слезы будет убеждать друзей: «У меня все хорошо!», то они скорее поверят его слезам, чем словам. Столь же информативна может быть одежда, она сообщает окружающим о настроении, чувствах и намерениях человека. Если женщина приходит на свидание в коротком обтягивающем платье с глубоким вырезом, возможно, сама того не осознавая, она посылает мужчине определенный сигнал. Если же вам захочется выказать особое отношение к собравшимся на официальном приеме людям, вы можете прийти туда одетым не по протоколу.[45]

Вы выражаете свое отношение к человеку не только своим нарядом и манерами, но и тем, какую дистанцию вы соблюдаете при общении с ним. Невербальное общение представляет собой одну из разновидностей способов коммуникации между живыми существами, в ходе которой не задействуются речевые функции.[46] Для человека данная функция является достаточно специфическим способом обмена информацией или воздействия того или иного характера на окружающих, в ходе которого осуществляется контакт без применения доступных языковых систем. При этом субъект использует в качестве «инструмента» исключительно свое физическое тело, которое обладает достаточно широким спектром возможностей для неречевого обмена данными с другими субъектами.

Таким образом, мы говорим о том, что понятие невербального общения включает в себя все доступные и общеизвестные жесты, мимику, различного рода выражающие внутренне состояние позы, изменение голосового тембра, доступный телесный или чисто визуальный контакт с окружающими.[47]

Для человека все невербальные способы общения являются одним из доступных инструментариев передачи эмоционального и психического состояния. Следует подметить тот факт, что в случае человеческого общения, в отличие от невербального контакта прочих живых существ, эта система коммуникации может быть как первичной, так и вторичной. К первичному невербальному общения относят уже перечисленные выше естественные инструменты вроде жестикуляции и мимики, различных поз и эмоциональных окрасок голоса. Что касается вторичных невербальных систем, то к ним причисляют другие возможные методы обмена информацией без применения естественной речи и языковых систем, например, известная многим «азбука Морзе», общепринятый язык жестов для общения между глухонемыми, шрифт Брайля, различные языки программирования.[48]


Если говорить простым языком, то невербальное общение — это коммуникация без помощи слов. И не только между людьми, а также и при взаимодействии с животными. А также помогает понять собеседника более глубоко и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии (рисунок 3).

Рисунок 3 – Невербальные средства общения

Язык жестов играет важную роль в процессе общения. Он во многом формирует имидж собеседника, определяет как реакцию личности на окружающих, так и их отношение к личности. Именно до двух третий сообщений, получаемых участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Особенность языка жестов состоит в том, что большинство сигналов передается и принимается быстрее, чем человек способен их зафиксировать сознательно.[49]

В связи с этим, знание приемов и владение средствами неречевого общения, их сознательное использование в процессе взаимодействия позволит личности овладеть основами конструктивного общения. К основам данное» общения относят: способность анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера; способность извлекать из каждой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем; способность ставить задачи самоизменений в общении и решать их, используя полученный опыт.

Невербальное общение осуществляется на языке движений, интонаций, поз, мимики и жестов. Но жесты, которые присущи одному человеку, могут быть вовсе не знакомы другому, это объясняется психологическими особенностями данного человека, его культурной, социальной и национальной идентификацией.[50]

Невербальное общение является наиболее широким понятием в психологической науке по сравнению с невербальной коммуникацией и невербальным поведением. Невербальное общение может быть определено как система действий человека (жестов, мимики, взглядов, позиционно - ритмических характеристик голоса, прикосновений), используемая в общении с другими людьми, регулируемая общественными и нравственными нормами. В связи с этим оперируем понятием «невербальное общение» личности, во-первых, потому, что оно является наиболее общим, включающим в себя информацию не только о темпераменте, экстраверсии - интроверсии и других психологических особенностях личности, но и об эмоциональном состоянии человека, обусловленном конкретной ситуацией. Во-вторых, на данном уровне транслируется отношение к собеседнику, его личностным качествам и установкам.[51]


Оптимизация невербального общения личности проходит на двух уровнях: на уровне осознанности и на уровне неосознанности. Оптимизация первого уровня - это изменение активности экспрессивного поведения под влиянием внешних и внутренних раздражителей. Оптимизация невербального общения второго уровня - это процесс адекватного применения неречевых средств личностью во взаимодействии с партнером по общению, при котором осуществляется учет коммуникативной ситуации, психологических особенностей взамодействующих.

Главная цель оптимизации невербального общения личности, как первого, так и второго уровней - развитие неречевых коммуникативных способностей личности, которые повысят компетентность в общении. Компетентность проявляется во взаимодействии с партнером по субъектной схеме, в осуществлении индивидуального подхода к личности, на основе взаимного сотрудничества; в реализации общения с учетом творческого потенциала личности; приобретение новых коммуникативнных знаний и умений и коррекции уже сложившихся их форм.

Первая группа - умения невербального общения связанные с информационным компонентом общения - приемом и передачей информации посредством невербальных компонентов общения; направленностью невербального общения как равноправного с вербальным в процессе передачи и восприятия информации. С помощью этих умений возможно решение таких задач: адекватное восприятие и точность интерпретации невербальных компонентов коммуникации передаваемых собеседником, взаиморегуляции действий (поведения) субъектов общения, познание субъектов общения.[52]

Вторая группа - умения невербального общения связанные с регулятивным компонентом общения. Умения использовать невербальную составляющую общения как средство регуляции межличностных отношений в общении для повышения его эффективности. С помощью вышеназванных умений возможно решение следующих задач: оценка компонентов невербального общения, имеющих вероятное влияние на процесс управления и регулирования ситуацией общения, выявление собственных возможностей для регуляции отношений в ситуации общения с использованием невербальных компонентов коммуникации, выбор оптимального достижения целей общения.[53]

Третья группа - умения невербального общения связанные с эмоциональной стороной общения. Умения устанавливать связи между выразительным поведением личности и ее качественными характеристиками, устанавливать психологический и эмоциональный контакт со всеми субъектами общения; вести диалоговое общение с использованием невербальных компонентов коммуникации; владеть способами разрешения и снятия напряженности в процессе межличностного познания. Перечисленные умения помогут решить следующие задачи: представление и реализация общения, как процесса обмена и взаиморегуляции на эмоциональном уровне, взаимное восприятие, понимание и познание субъектов с точки зрения использования невербальных компонентов коммуникации в процессе общения.[54]