Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Достаточной ясности, точности и единства в определении понятия ОРМ нет и в теории ОРД, и в юридической литературе в целом. Это, безусловно, является серьезным упущением законодателя, а, как результат, влечет различия в понимании сущности оперативно-розыскного мероприятия у практических работников, вызывает ошибки в правоприменительной деятельности, лишает научных работников отправной точки, что негативно сказывается на качестве научных исследований.

В разное время различные авторы предлагали дефиниции ОРМ, отличающиеся друг от друга, как по форме, так и по содержанию.

Так, В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин, В.В. Степанова под оперативно-розыскными мероприятиями понимают предусмотренные законом действия преимущественно конспиративного характера, осуществляемые должностными лицами оперативных аппаратов в целях получения и проверки оперативной информации об обстоятельствах, имеющих значение для предупреждения, раскрытия преступлений, осуществления розыскной работы, решения иных задач оперативно-розыскной деятельности [1 с. 65].

Авторский коллектив в лице К.К. Горяйнова, B.C. Овчинского, Г.К. Синилова под OPM понимает закрепленные в Федеральном законе «Об ОРД» действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и неопасные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД [3].

По мнению А.Ю. Шумилова, ОРМ в общих чертах можно определить как предусмотренный Федеральным законом сыскной поступок субъекта, непосредственно осуществляющего ОРД (оперативник, агент и др.), сутью которого является получение необходимой для достижения целей и решения задач ОРД информации. При этом каждый сыскной поступок (поведенческий акт) есть, прежде всего, совокупность соответствующего решения (решений) и одного или нескольких действий. Зачастую этот поведенческий акт не может быть совершен без использования специальных дополнительных технических или иных средств (например, прослушивание телефонных переговоров невозможно, по меньшей мере, без наличия телефонной линии связи). Это информационный сыскной поступок (акт поведения), совершаемый в ОРД. Отдельно взятое ОРМ – это, с одной стороны, способ (метод) получения информации в оперативно-розыскной деятельности, а с другой – общественно полезный поведенческий акт, совершаемый уполномоченным на то Федеральным законом «Об ОРД» субъектом специально для получения оперативно значимой информации [13].

Помимо изложенных понятий автор высказывает точку зрения о составе оперативно-розыскного мероприятия, включающего в себя систему элементов объективного и субъективного свойства, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством (прежде всего, ФЗ об ОРД) и нормативными правовыми актами оперативно-розыскного органа. Эти элементы характеризуют определенное общественно полезное действие (мероприятие или операцию) именно как оперативно-розыскное (то есть это характеристика конкретного оперативно-розыскного мероприятия, его обязательного содержания). Основное значение состава оперативно-розыскного мероприятия заключается в следующем:


законодатель, используя логическую модель (состав оперативно-розыскного мероприятия), на уровне федерального закона осуществляет типизацию общественно полезных действий, как правило, влекущих ограничение конституционных прав человека и гражданина в ситуации крайней необходимости – предотвращения и раскрытия преступлений;

в силу закона оперативно-розыскная деятельность осуществляется непосредственно через оперативно-розыскные мероприятия;

без установления состава затруднительно оценить действия оперативника (контрразведчика, сотрудника уголовного розыска и др.) как оперативно-розыскное мероприятие;

состав служит нормативным «инструментом» для разграничения оперативно-розыскных мероприятий различных видов;

с помощью состава происходит отграничение оперативно-розыскных мероприятий от схожих общественно полезных поведенческих актов.

Указанная точка зрения является новой для оперативно-розыскного права и оперативно-розыскной науки, и требуют тщательного исследования и глубокого осмысления.

Такие авторы, как А.М. Хлус, И.И. Бранчель, под ОРМ понимают проводимое в соответствии с Законом уполномоченными лицами действие (совокупность действий) по добыванию данных (информации), входящих в предмет исследования по делу оперативной проверки или первичным материалам, необходимых для решения задач ОРД [11 с. 67]. Как предусмотренное законом и подзаконными нормативными актами разведывательно-поисковое действие, проводимое уполномоченным на то субъектом преимущественно негласными средствами и методами при наличии определенных оснований и в соответствии с установленным порядком, направленное на получение, фиксацию и проверку фактических данных, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, рассматривает ОРМ Р.Х. Пардилов [10].

В свою очередь Т.И. Железняк определяет оперативно-розыскное мероприятие как совокупность основанных на использовании оперативно-розыскных сил, средств и методов, объединенных единым тактическим замыслом действий, осуществляемых оперативными подразделениями и отдельными должностными лицами в целях своевременного выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, розыска причастных к ним лиц, а также решения иных задач ОРД [5].

Как следует из вышеприведенных дефиниций, знания об оперативно-розыскных мероприятиях носят разрозненный характер. Предложенные определения и подходы к оперативно-розыскному мероприятию хотя и отражают его сущностные характеристики, но не являются достаточно полными и нуждаются в уточнении.


Наиболее полным, максимально отражающим сущность исследуемого понятия, представляется определение ОРМ, данное С.И. Захарцевым.

Оперативно-розыскное мероприятие – это составная часть оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющая собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающая нормам морали и нравственности и непосредственно направленная на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности. При этом автор указывает на то, что, прежде всего, необходимо уяснить смысл словосочетания «оперативно-розыскные мероприятия», и понять смысловую нагрузку каждого слова [6].

Так, согласно Толковому словарю русского языка C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:

во-первых, под «мероприятием» понимается совокупность действий, объединенных одной общественно значимой задачей;

во-вторых, слово «оперативный» означает непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь (в качестве примера употребления слова приводится «оперативная работа (в милиции)»);

в-третьих, слово «розыск» понимается как предшествующее суду дознание, собирание улик [9].

Исходя из этого, понятие «оперативно-розыскное мероприятие» в буквальном смысле означает непосредственно, практически осуществляющаяся совокупность действий по собиранию улик, дознанию, предшествующая суду, т.е. непосредственное практическое осуществление розыскных действий.

Естественно, данное понятие не следует раскрывать только исходя из положений толкового словаря, поскольку, не являясь юристами, авторы не могут оценить значение этого словосочетания с учетом российского законодательства, но, бесспорно, приведенные выше толкования содержащихся в рассматриваемом словосочетании слов, помогают понять его общее значение.

Отличительными признаками оперативно-розыскного мероприятия являются:

во-первых, ОРМ выступает составной частью оперативно-розыскной деятельности, поскольку согласно закону такая деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий;

во-вторых, ОРМ подразумевает деятельность государственных органов и, следовательно, является государственной деятельностью. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц не вправе проводить оперативно-розыскную деятельность. Частными лицами и не государственными органами оперативно-розыскные мероприятия не проводятся;


в-третьих, ОРМ могут проводить только органы и должностные лица, прямо указанные в Федеральном законе «Об ОРД». Другие государственные органы, даже предназначенные для борьбы с преступностью, такие мероприятия не проводят;

в-четвертых, ОРМ непосредственно направлено на решение задач оперативно-розыскной деятельности. Действия должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, многообразны и все они, в конечном счете, также направлены на достижение задач оперативно-розыскной деятельности, однако прямо на решение задач оперативно-розыскной деятельности они не ориентированы. Результат можно получить в ходе проведения соответствующего мероприятия, что отличает ОРМ от иной деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

в-пятых, ОРМ проводится только при наличии оснований и условий, прямо указанных в законе. Иная деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оснований и условий не требует;

в-шестых, организация и тактика ОРМ составляет государственную тайну, т.е. приемы, методы, способы проведения оперативно-розыскного мероприятия, составляющие тактику, а также порядок, организация такого мероприятия не подлежат оглашению, что способствует достижению оптимального результата при проведении оперативно-розыскного мероприятия;

и, наконец, в-седьмых, ОРМ проводится в целях обеспечения безопасности общества и государства, защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и собственности от преступных посягательств, и должно соответствовать требованиям морали и нравственности [6].

В рамках исследуемой темы обращает на себя внимание проводимое отдельными авторами соотношение понятий «оперативно-розыскные мероприятия» и «оперативно-розыскные меры». Последний термин прочно вошел в юридическую лексику, однако его действительный смысл понимается в юридической литературе неоднозначно. Так, оперативно-розыскные меры и оперативно-розыскные действия, осуществляемые в ходе оперативно-розыскной деятельности, несут в себе одинаковую смысловую нагрузку. При таком подходе понятия «оперативно-розыскные меры» и «действия, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности» можно рассматривать как синонимы. При этом оперативно-розыскные мероприятия - это лишь часть оперативно-розыскных мер (оперативно-розыскных действий) [10].

Таким образом, оперативно-розыскные мероприятия выступают составным структурным элементом оперативно-розыскной деятельности, состоящим из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы. Несмотря на то, что оперативно-розыскные мероприятия являются основной категорией ОРД, в юридической литературе знания об оперативно-розыскных мероприятиях носят разрозненный характер, а легальное определение рассматриваемого понятия отсутствует. Представляется целесообразным в данном случае закрепление дефиниции понятия «оперативно-розыскные мероприятия» на законодательном уровне, в частности в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».


1.3. Система принципов оперативно-розыскных мероприятий

Исходя из того, что оперативно-розыскная деятельность и оперативно-розыскные мероприятия соотносятся друг с другом как целое и часть, все принципы оперативно-розыскной деятельности в полной мере распространяются на оперативно-розыскные мероприятия.

Принцип в переводе с латинского «prinzipium» означает начало, первоначально, основа. Термин «принцип» используется в двух смыслах: как основное, исходное положение какой-либо науки, учения, теории, мировозрения, политической организации, и как внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. Применительно к праву принципы рассматриваются как основа его построения и функционирования, выражающая сущность и социальное назначение права.

По мнению В.Н. Храпанюка, принципы права – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни [12 с. 213].

Значимость принципов оперативно-розыскной деятельности заключается, в том, что они, во-первых, отражают сущность оперативно-розыскной деятельности, ее характерные черты; во-вторых, представляют собой систему юридических норм, единых для всей оперативно-розыскной деятельности; в-третьих, нарушение принципов оперативно-розыскной деятельности влечет незаконность проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В юридической литературе единства о понятии, содержании и системе принципов оперативно-розыскной деятельности не достигнуто.

Все принципы оперативно-розыскной деятельности можно разделить на две группы: конституционные принципы (закреплены в Конституции РФ) и иные принципы.

К числу конституционных принципов относят: принцип законности, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, принцип гуманизма, принцип равенства всех перед законом.

Принцип законности предусмотрен ст. 15 Конституции РФ, в ст. 3 ФЗ «Об ОРД», в силу чего органы государственной власти и их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данный принцип заключается, прежде всего, в точном и неуклонном соблюдении в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий положений Конституции, Федерального закона «Об ОРД», законов и других нормативных правовых актов, в том числе приказов, инструкций, указаний, постановлений, распоряжений, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность [13].