Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Юридическая природа оперативно-розыскных мероприятий
1.1. Соотношение оперативно-розыскной деятельности и оперативно-розыскных мероприятий
1.2. Понятие оперативно-розыскных мероприятий
1.3. Система принципов оперативно-розыскных мероприятий
2. Классификация и содержанием оперативно-розыскной деятельности
2.1. Классификация оперативно-розыскных мероприятий
2.2. Содержание оперативно розыскных мероприятий
2.3. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
Документально результаты отождествления оформляются рапортом или справкой оперативного работника, в исключительных случаях возможно оформление результатов объяснением опознающего лица.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – это оперативно-розыскное мероприятие, выражающееся в сборе информации путем оперативного осмотра и изучения указанных объектов оперативной заинтересованности.
Субъектами обследования могут быть, во-первых, оперативные работники, осуществляющие оперативную проверку (разработку), во-вторых, по их поручению иные субъекты оперативно-розыскной деятельности, в том числе и конфиденты, в-третьих, при необходимости могут быть привлечены специалисты по отдельным техническим мероприятиям, иные сотрудники.
По способам проведения обследование может быть гласным, негласным и зашифрованным. При обследовании может использоваться фото- и видеоаппаратура, различные поисковые приборы и оперативно-технические средства.
Документально результаты обследования оформляются рапортом, справкой или актом должностного лица, проводившего обследование.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – это сбор информации путем негласного прочтения почтовых и иных сообщений, осуществляемый только на основании соответствующего судебного решения. Он заключается в получении информации путем негласного осмотра (перлюстрации) субъектом оперативно-розыскной деятельности почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности. Следует отметить, что осуществление контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений не возможно без ограничения конституционного права на тайну переписки, телеграфных и иных сообщений, именно по этой причине для его проведения требуется решение суда.
Субъектами рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия выступают оперативные сотрудники, должностные лица оперативного аппарата, иные субъекты оперативно-розыскной деятельности. При этом к проведению контроля могут привлекаться сотрудники предприятий связи, однако вскрытие и перлюстрацию корреспонденции в этом случае осуществляется только уполномоченными на то законом должностными лицами.
Документально результаты проведения оперативно-розыскного мероприятия оформляются рапортом или справкой оперативного работника. В зависимости от участвующих в мероприятии лиц, а также исходя из особенностей его проведения, допускается оформление акта или иного документа.
10. Прослушивание телефонных переговоров представляет собой слуховой контроль с последующей фиксацией, как правило, специальными техническими средствами, разговоров физических лиц, ведущихся по телефонным линиям связи. Прослушивание телефонных переговоров, также как и контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных требует для его проведения решения суда.
Субъектами просушивания являются сотрудники подразделений по специальным техническим мероприятиям органов дознания, наделенных законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Документально прослушивания телефонных переговоров оформляется в соответствии требованиями, установленными ведомственными нормативными актами, регламентирующими соответствующий вид деятельности.
11. Снятие информации с технических каналов связи схоже с прослушиванием телефонных переговоров. Их отличие заключается в используемых формах передачи данных. Так, снятие информации с технических каналов связи предполагает получение оперативно значимой информации, передаваемой по техническим каналам связи, т.е. компьютерные сети, селекторные и радиорелейные каналы, телетайп, телефакс и другие. Проводится данное мероприятие с использованием специальных технических средств, фиксирующих электромагнитные и иные физические поля, возникающие при передаче информации по сетям электрической связи, в работе компьютеров, телекоммуникационных систем, применяемых для сбора, обработки, накопления, поиска и передачи данных.
Субъектами снятия информации выступают сотрудники подразделений по специальным техническим мероприятиям органов дознания или соответствующие специалисты в области радиоэлектроники.
Документально результаты мероприятия оперативным работником оформляются в виде рапорта, справки или акта, а сотрудником оперативно-технического подразделения – в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов.
12. оперативное внедрение представляет собой негласное оперативно-розыскное мероприятие, выражающееся в легендированном вводе оперативных сотрудников или конфидентов, в криминальную среду или объекты оперативной заинтересованности. Такое мероприятие проводится с целью получения информации и всегда сопряжено с высокой степенью риска внедряемого лица. Оперативное внедрение допускается только с согласия внедряемого лица и только с обеспечением легендированности внедрения.
В правоприменительной практике используются два способа оперативного внедрения: ввод оперативника или агента (конфидента) в объект оперативного интереса или его окружение и вербовки агента из числа членов объекта оперативного интереса.
Субъектом оперативного внедрения может быть, во-первых, оперативный сотрудник, во-вторых, должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в-третьих, лицо, оказывающего содействие на конфиденциальной основе.
Документально результаты оперативного внедрения оформляются либо рапортом оперативного работника, либо сообщением конфидента.
13. Контролируемая поставка как оперативно-розыскное мероприятие представляет собой допуск оборота товара или перемещения предметов (средств, веществ) для достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Мероприятие проводится с целью выявления пути движения товара и причастных к ней лиц, а также получение доказательств преступной деятельности. Объектом контролируемой поставки выступают предметы, вещества и продукция, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также материальные объекты, находящиеся в свободном обороте, но добытые преступным путем или сохранившие на себе следы преступления, орудия и средства совершения преступления. Субъектом контролируемой поставки выступает оперативный работник или по его поручению конфидент (агент), также возможно привлечение специалиста в определенной области знаний.
Основанием контролируемой поставки является соответствующее постановление оперативного работника, утвержденное руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Документально результаты контролируемой поставки оформляются рапортом оперативного работника, справкой или актом иного лица, участвующего в ее проведении.
14. Оперативный эксперимент представляет собой оперативно-розыскное мероприятие, выражающееся в сборе информации путем искусственного создания управляемых условий и изучения поведения лица в этих условиях.
В рамках проводимого мероприятия оперативным работником искусственно создается контролируемая ситуация, которая позволит установить фактические обстоятельства интересующего события. Так, в ходе мероприятия могут быть установлены истинные намерения проверяемого лица, возможность реального осуществления этим лицом конкретных действий.
Основанием проведения оперативного эксперимента является постановление оперативного работника, утвержденное руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Субъектами оперативного эксперимента являются, во-первых, оперативные работники, во-вторых, привлекаемые к его проведению лица: заявитель, специалисты, представители администрации учреждения, внештатные сотрудники и другие.
Документально результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом оперативного работника.
15. Получение компьютерной информации отнесено к числу оперативно-розыскных мероприятий относительно недавно. Под ним понимаются действия по добыванию хранящейся в компьютерных системах или передаваемой по техническим каналам связи информации о лицах и событиях, вызывающих оперативный интерес. Это действия, требующие специальной подготовки, поскольку сложны в их осуществлении с технической стороны. Они проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел, что предполагает применение особых способов доступа к информационным источникам.
В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечень рассмотренных выше оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Таким образом, круг оперативно-розыскных мероприятий, их содержание и порядок проведения строго регламентирован нормативными правовыми актами. В наиболее обобщенном виде все оперативно-розыскные мероприятия нацелены на получение информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности, и в целом для обеспечения законности, правопорядка и безопасности общества, защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека.
2.3. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
Для проведения любого из оперативно-розыскных мероприятий требуется наличие предусмотренных законом оснований. Под основанием, как правило, понимают «причину, достаточный повод, оправдывающий что-либо» [9]. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ [3].
Следует отметить, что в ст.7 Федерального закона «Об ОРД» понятие «основание» включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ. В качестве последних рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения OPM или следственных действий либо тех и других в совокупности.
Так, в силу названной статьи основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1. наличие возбужденного уголовного дела;
2. ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения:
о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния;
о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
3. поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
4. запросы других органов, ОРД, по основаниям, указанным в ст. 7 Федерального закона;
5. постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
6. запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды; о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; о предоставлении либо аннулировании разрешений на частную детективную и охранную деятельность, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника; по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, в предусмотренных законом случаях [8 ст.7].