Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, при наличии подготовленного в соответствии с требованиями законодательства в области противодействия коррупции запроса органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

о достоверности и полноте сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей РФ, субъектов РФ; должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе; должностей федеральной государственной службы; должностей государственной гражданской службы субъектов РФ; должностей муниципальной службы; должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых РФ на основании федеральных законов; отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

о достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими указанные выше должности, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений;

о соблюдении лицами, замещающими названные должности, установленных законом ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов РФ;

о достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.

Изучение и анализ ст. 7 Федерального закона «Об ОРД» позволяет сделать вывод о том, что основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий тесно связаны с целями и задачами оперативно-розыскной деятельности, а для проведения ОРМ мероприятий достаточно любого из указанных оснований, перечень которых является исчерпывающим.

Для проведения оперативно-розыскных мероприятий одного основания недостаточно, необходимо также наличие предусмотренных законом условий. Условия – это правила, установленные в какой-нибудь области деятельности, требования из которых следует исходить [6]. Под условиями проведения OPM понимаются установленные в ОРД правила, которыми следует руководствоваться, требования, из которых следует исходить при проведении ОРМ [3]. Это закрепленная в законе совокупность принципов и правил, обеспечивающих баланс, с одной стороны, интересов личности, имеющей право на тайну личной жизни, с другой стороны – общества, заинтересованного в эффективной борьбе с преступностью, своевременном и эффективном выявлении, предупреждении и пресечении преступлений, угроз интересам Российской Федерации [7]. В ст. 8 Федерального закона «Об ОРД» условия рассматриваются и в качестве обстоятельств, обстановки, в которых происходит или от которых зависит порядок проведения ОРМ.


Необходимость определения условий осуществления оперативно-розыскных мероприятий вызывается провозглашенным Конституцией Российской Федерации принципом равенства всех перед законом и судом. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности [2 с. 71].

Перечень условий проведения оперативно-розыскных мероприятий предусмотрен ст. 8 Федерального закона «Об ОРД» и является исчерпывающим. Он не может быть произвольно дополнен органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

По мнению Захарцева С.И. все условия можно разделить на общие и специально предусмотренные. Общие условия относятся ко всем без исключения оперативно-розыскным мероприятиям. Таким, по мнению автора, является правило, предусмотренное ч.1 ст.8 Федерального закона «Об ОРД»: Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них на территории Российской Федерации оперативно-розыскных мероприятий. Однако, рассматриваемый принцип предусматривает исключения из общего правила, что вытекает из формулы «если иное не предусмотрено федеральным законом» и указывает на специально предусмотренные условия, определяющие особые правила проведения некоторых мероприятий или мероприятия [8]. Так, для уяснения условий проведения OPM в отношении отдельных категорий лиц следует руководствоваться положениями иных законодательных актов и норм, предоставляющих соответствующий иммунитет. Например, неприкосновенностью обладают Президент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, судьи (ст. 91, 98, 122 Конституции РФ).

Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации [8 ч.2 ст.8].


Это правило распространяется на такие ОРМ, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, обследование жилища.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ч.2 ст.8 Федерального закона, в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Некоторые из ОРМ допустимо проводить только по преступлениям средней тяжести, тяжким или особо тяжким преступлениям (ч. 4 и 8 ст. 8 ФЗ об ОРД). Это правило распространяется на прослушивание телефонных и иных переговоров, оперативный эксперимент.

Ряд ОРМ проводится только с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ России, МВД России и ФСКН России (ч. 4 ст. 6 ФЗ об ОРД). Это правило распространяется на снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений с подключением к станционной аппаратуре, прослушивание телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов [8 ч.5-6 ст.8].

Отдельные ОРМ допустимо проводить только на основании утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа постановления (ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД). Это правило в обязательном порядке распространяется на оперативный эксперимент, оперативное внедрение, проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен. При этом оперативный эксперимент проводится только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.


Таким образом, условия осуществления оперативно-розыскных мероприятий призваны гарантировать соблюдение принципов оперативно-розыскной деятельности, повысить эффективность ОРМ, сбалансировать интересы отдельного человека с потребностями общества и государства, заинтересованного в эффективном воздействии на преступность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие оперативно-розыскного мероприятия имеет важное теоретическое и практическое значение и выступает одним из ключевых в оперативно-розыскной деятельности. Однако в юридической литературе знания об ОРМ носят разрозненный характер, а легальное определение отсутствует. Представляется целесообразным в данном случае закрепление дефиниции понятия «оперативно-розыскные мероприятия» на законодательном уровне, в частности в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в следующем изложении:

«Оперативно-розыскное мероприятие – это совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающая нормам морали и нравственности и непосредственно направленная на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности».

Признаками оперативно-розыскного мероприятия являются: деятельность государственных органов; часть ОРД; проводится уполномоченными законом органами и должностными лицами; направлено на решение целей и задач ОРД; проводится только при наличии указанных в законе оснований и условий; организация и тактика ОРМ составляет государственную тайну.

Оперативно-розыскные мероприятия достаточно многообразны, и соответственно, представляется возможность для их классификации по различным основаниям.

На оперативно-розыскные мероприятия в полной мере распространяются принципы оперативно-розыскной деятельности, которые можно разделить на две группы: конституционные и иные принципы. К числу конституционных принципов относят: принцип законности, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, принцип гуманизма, принцип равенства всех перед законом. К числу иных принципов ОРД относятся те, которые не имеют конституционно-правового закрепления. Это принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств, вневедомственного контроля, оперативности, применения конфидентов, плановости, научности, всесторонности, объективности и др..


В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении ОРД проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; получение компьютерной информации. Каждое из рассмотренных мероприятий может выступать объектом самостоятельного исследования.

Перечень ОРМ является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом. При этом закон не содержит определений каждого из названых ОРМ. В связи с этим представляется целесообразным включение в Федеральный закон «Об ОРД» отдельной статьи, в которой будут даны соответствующие дефиниции. А также получат законодательное закрепление мероприятия, не включенные в перечень, но объективно существующие в практической работе и требующие правовой регламентации. Это: засада, захват, тарификация соединений и применение полиграфа.

Для проведения любого из оперативно-розыскных мероприятий требуется наличие предусмотренных законом оснований и условий. В законе приведён исчерпывающий перечень оснований. Данный перечень тесно связан с целями оперативно-розыскной деятельности. Условия осуществления оперативно-розыскных мероприятий необходимы для соблюдения принципов ОРД, повышения эффективности ОРМ, создания баланса между интересами отдельного человека и потребностями общества и государства, заинтересованного в эффективном воздействии на преступность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности: Законопроект № 831609-6 Оперативно-розыскной кодекс Российской Федерации / Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://asozd2.duma.gov.ru
  2. Алферов В.Ю.Правовые основы оперативно-розыскной деятельности [Текст]: учеб.пособие для студентов / В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин; под общ. ред. В.В. Степанова. – 3-е изд.,испр. и доп. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 296 с. - ISBN 978-5-4345-0352-5.
  3. Горяйнов К.К. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / К.К.Горяйнов, B.C. Овчинский, Г.К. Синилов. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://uchebnik.online
  4. Жаров С.Н. Оперативно-розыскная деятельность в России: организация, методы, правовое регулирование / С.Н. Жаров [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://dissers.ru
  5. Железняк Т.И. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности / Т.И. Железняк [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lawtheses.com
  6. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия / С.И. Захарцев [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.rumvi.com
  7. Захарцев С.И. Теория и правовая регламентация оперативно-розыскных мероприятий/ С.И. Захарцев [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lawtheses.com
  8. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 N144-ФЗ, в редакции Федерального закона от 02.08.2019 N 311-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка[Текст]: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – 4-е изд., доп. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с. - ISBN 978-5-9900358-6-7.
  10. Пардилов Р. Х.Институт оперативно-розыскных мероприятий в оперативно-розыскном законодательстве: теоретический и правовой аспекты / Р.Х. Пардилов [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://law.edu.ru
  11. Хлус А.М.Основы оперативно-розыскной деятельности [Текст]: ответы на экзаменационные вопросы / А.М. Хлус, И.И. Бранчель. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 144 с. - ISBN 978-985-536-358-4.
  12. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник / В.Н. Хропанюк; под ред. В.Г. Стрекозова. – М.: Омега-Л, 2012. - 323 с. - ISBN 978-5-370-02577-8.
  13. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов / А.Ю. Шумилов. 3-е изд., доп. и перераб. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://textbook.news