Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития российского общества характеризуется сложными процессами, происходящими в различных сферах государственной и общественной жизни, а произошедшие преобразования выступили одним из дестабилизирующих факторов, и, как результат, повлекли за собой рост преступности, криминальные проявления в экономике, политике, социальной и других сферах жизнедеятельности человека.

В современной обстановке многие преступления крайне затруднительно раскрывать следственным путем. Для выявления и раскрытия преступлений, розыска преступников существенное значение приобретает оперативно-розыскная деятельность, которая носит разведывательно-поисковый характер и дает возможность обеспечения безопасности участников, предотвращения и нейтрализации возможных противодействий со стороны преступников.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) представляет собой один из видов правоохранительной деятельности государства, направленный на защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляемый гласно и негласно уполномоченными оперативными подразделениями государственных органов в пределах их компетенции. ОРД обеспечивает возможность выявления внешних и внутренних угроз национальной безопасности, скрытых (латентных) преступлений, обнаружения скрывшихся преступников, лиц, от которых ожидается совершение преступлений, лиц, пропавших без вести и других.

ОРД реализуется при помощи специфических средств и методов, к которым относят оперативно-розыскные мероприятия. Оперативно-розыскная деятельность и оперативно-розыскные мероприятия (далее – ОРМ) соотносятся друг с другом как целое и часть. Являясь с одной стороны одним из ключевых, базовых во всей оперативно-розыскной деятельности понятием, а с другой стороны – основным источником оперативно-розыскной информации, ОРМ имеют важное теоретическое и практическое значение для правоприменительной деятельности. А отсутствие легального определения влечет различия в понимании сущности ОРМ у практических работников и неминуемо вызывает ошибки в работе.

Объект данного исследования – общественные отношения, складывающиеся в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.


Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства Российской Федерации, касающиеся вопросов проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также научные разработки в области теории оперативно-розыскных мероприятий.

Цель курсовой работы заключается в проведении комплексного анализа оперативно-розыскного мероприятия как одного из ключевых понятий в оперативно-розыскной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

раскрыть понятия «оперативно-розыскная деятельность» и «оперативно-розыскное мероприятие»;

классифицировать оперативно-розыскные мероприятия по различным основаниям;

определить систему принципов осуществления оперативно-розыскных мероприятий;

охарактеризовать отдельные виды оперативно-розыскных мероприятий.

1. Юридическая природа оперативно-розыскных мероприятий

1.1. Соотношение оперативно-розыскной деятельности и оперативно-розыскных мероприятий

Общеизвестно, что все преступления раскрываются следственным путем. Однако на разных этапах развития теории и практики уголовного сыска взгляды на то, что составляет первооснову этой деятельности, существенно различались. В начале двадцатого века ученые-криминалисты такой основой считали положения криминалистики. К середине двадцатого века ряд ученых сошлись во мнении, что уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность базируются на общей научной основе, которой все также является криминалистика. И только в 60-е годы было впервые заявлено о существовании научной дисциплины, изучающей оперативно-розыскную деятельность, которая, служба целям борьбы с преступностью, обобщает опыт оперативной работы, выявляет новые способы совершения преступлений.

На законодательном уровне определение оперативно-розыскной деятельности впервые было дано Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ. Данный закон в редакции от 06.07.2016 г. № 374-ФЗ действует и сегодня.


Так, оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,

собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность – это вид юридической государственной деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по противодействию преступности и обеспечению национальной безопасности.

Анализ указанного определения показывает, что этот вид деятельности характеризуется следующими признаками:

носит государственно-правовой характер;

организационно и структурно обособлен от других видов за счет специального круга субъектов, уполномоченных его осуществлять;

реализуется посредством присущих только ему средств и методов, имеющих специфическую форму оперативно-розыскного мероприятия.

Оперативно-розыскная деятельность реализуется при помощи оперативно-розыскных мероприятий. Оперативно-розыскная деятельность и оперативно-розыскные мероприятия соотносятся друг с другом как целое и часть, понятие оперативно-розыскного мероприятия выступает одним из ключевых в оперативно-розыскной деятельности.

Несмотря на то, что термин «оперативно-розыскные мероприятия» многократно упоминается в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», иных нормативных правовых актах Российской Федерации, его легальное определение отсутствует. В науке оперативно розыскной деятельности, как и в юридической литературе в целом, достаточной ясности

и единства в определении понятия оперативно-розыскного мероприятия тоже нет.

Исходя из этого, представляется целесообразным уяснение смысла словосочетания «оперативно-розыскные мероприятия» через понимание смысловой нагрузки каждого слова. Так, под мероприятием понимается совокупность действий, объединенных одной общественно значимой задачей; оперативный – это непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь; розыск – это предшествующее суду дознание, собирание улик.

Таким образом, оперативно-розыскное мероприятие представляет собой совокупность действий осуществляемых непосредственно и предшествующих суду по дознанию, собиранию улик. Такая формулировка раскрывает общее смысловое значение термина, но не выявляет его сущность с учетом юридического знания.


В юридической литературе различные авторы трактуют понятие оперативно-розыскного мероприятия по-разному.

Одни под оперативно-розыскными мероприятиями понимают закрепленные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и неопасные силы, средства и методы, направленные на решение задач оперативно-розыскной деятельности.

Вторая группа авторов понимает под оперативно-розыскными мероприятиями предусмотренные законом действия преимущественно конспиративного характера, осуществляемые оперативными работниками и должностными лицами оперативных аппаратов. Такие действия совершаются с целью получения и проверки оперативной информации об обстоятельствах, имеющих значение для раскрытия преступлений и осуществления розыскной работы.

Третья группа авторов рассматривает оперативно-розыскное мероприятие как проводимое в соответствии с Законом уполномоченными лицами действие (совокупность действий) по добыванию данных (информации), входящих в предмет исследования по делу оперативной проверки или первичным материалам, необходимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

В свою очередь А.Ю. Шумилов в наиболее обобщенном виде определяет оперативно-розыскное мероприятие как предусмотренный Федеральным законом сыскной поступок субъекта, непосредственно осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (оперативник, агент и др.), сутью которого является получение необходимой для достижения целей и решения задач оперативно розыскной деятельности информации. При этом автор рассматривает сыскной поступок не только как поведенческий акт, т.е. совокупность соответствующего решения (решений) и одного или нескольких действий, но и информационный сыскной поступок, поскольку он в большинстве случаев не может быть совершен без использования специальных дополнительных технических или иных средств. Исходя из этого, по мнению автора, отдельно взятое мероприятие, с одной стороны, способ (метод) получения информации в оперативно-розыскной деятельности, а с другой – общественно полезный поведенческий акт, совершаемый уполномоченным на то законом субъектом специально для получения оперативно значимой информации.

Оперативно-розыскное мероприятие, по мнению С.И. Захарцева, это составная часть оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну. Это совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающая нормам морали и нравственности и непосредственно направленная на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности.


Анализ имеющихся в литературе определений, позволяет сделать вывод о том, что рассмотренные трактовки в целом отражают сущность оперативно-розыскного мероприятия, но носят разрозненный характер, причиной чему является отсутствие законодательно закрепленной дефиниции оперативно-розыскного мероприятия.

Оперативно-розыскные мероприятия характеризуются следующими признаками:

вид государственной деятельности;

составная часть оперативно-розыскной деятельности;

осуществляются государственными органами; не допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий частными лицами и не государственными организациями;

осуществляются только органами и должностными лицами, прямо указанными в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и никакими другими;

проводится только при наличии оснований и условий, прямо указанных в законе;

проводятся в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности;

проводятся в целях обеспечения безопасности общества и государства, защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и собственности от преступных посягательств;

сведения об организации и тактике оперативно-розыскных мероприятий составляет государственную тайну и не подлежат оглашению.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность представляет собой один из видов правоохранительной деятельности государства, направленный на защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов от преступных посягательств, осуществляемый гласно и негласно уполномоченными оперативными подразделениями государственных органов в пределах их компетенции. Она носит разведывательно-поисковый характер, что дает возможность выявления и раскрытия преступлений, обеспечения безопасности, предотвращения и нейтрализации возможных противодействий со стороны преступников. Оперативно-розыскная деятельность реализуется при помощи оперативно-розыскных мероприятий, выступающих ее структурным элементом и представляющих собой совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы.

1.2. Понятие оперативно-розыскных мероприятий

Понятие оперативно-розыскного мероприятия имеет важное теоретическое и практическое значение и выступает одним из ключевых в оперативно-розыскной деятельности. Сам термин «оперативно-розыскные мероприятия» многократно упоминается в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» [8], других федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах, однако на законодательном уровне его содержание не разъясняется.