Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина отражен в ст. 2 Конституции, ст. 3 Федерального закона и реализуется через гарантии законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также через механизм защиты граждан от незаконных действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Как подчеркивают К. В. Сурков, Ю. Ф. Кваша, С.И. Захарцев уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина представляет собой норму-принцип, означающую, что органы, реализующие оперативно-розыскную функцию, должны строго придерживаться конституционных положений, гарантирующих гражданам права, свободы, защиту их законных интересов. Представляется, что принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина и принцип законности переплетены и взаимообусловлены [6].

Принцип гуманизма предусматривается ст. 21 Конституции и означает, что проведение оперативно-розыскных мероприятий без применения насилия и пыток. Оперативно-розыскные мероприятия в идеале должны иметь профилактическую направленность с целью удержания лиц, намеревающихся совершить преступление, от преступного умысла. Тем самым можно исключить причинение вреда потенциальным жертвам, а носителей личностных общественно опасных установок удержать от скатывания на путь преступлений. Гуманизм проявляется и в запрете на проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые могут повлечь незаконное распространение сведений об обстоятельствах личной жизни лица, ставят под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняют ему физическое или нравственное страдание [7].

Принцип равенства всех перед законом закреплен в ст. 19 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона и предполагает отсутствие дискриминации по различным основаниям. Другими словами, гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения людей не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий. Исключение допускается только в случаях, предусмотренных законом.

К числу иных принципов оперативно-розыскной деятельности относятся те, которые не имеют конституционно-правового закрепления. Это принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств, вневедомственного контроля, оперативности, применения конфидентов, плановости, научности, всесторонности, объективности и другие.


Принцип конспирации предполагает, что все ОРМ в необходимых случаях могут проводиться негласно – скрытно от других лиц. Конспирация – это комплекс взаимосвязанных действий, выраженных в определенной линии поведения и должным образом сформулированной информации (легенды), которая передается через гарантированные каналы ее доставки к объекту воздействия, для формирования у него необходимого ложного представления о целях того или иного мероприятия [11 с. 74]. Сведения об организации и тактике оперативно-розыскных мероприятий, об использованных при их проведении силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах, а также некоторые иные сведения составляют государственную тайну. Несоблюдение принципа конспирации может повлечь для органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, тяжкие и даже необратимые последствия. В свою очередь одним из важнейших условий эффективности оперативно-розыскной деятельности является ее секретность [4].

Из принципа конспирации вытекает принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Негласные средства и методы, применяемые в ходе ОРМ, сочетаются с гласными, и только их взаимообусловленность и взаимосвязь в процессе оперативно-розыскной деятельности способствует повышению эффективности борьбы с преступностью.

Принцип вневедомственного контроля означает, что оперативно-розыскная деятельность не может и не должна протекать вне контроля общества и государства. Такой контроль осуществляется со стороны Президента Российской Федерации, парламента, правительства, прокуратуры.

Принцип взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предполагает:

организацию взаимодействия оперативных служб между собой, в частности между отделами (управлениями) внутри территориального органа, осуществляющего ОРД; между самостоятельными территориальными органами субъектов Федерации, а также взаимодействие с другими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

координацию деятельности оперативно-розыскных служб с иными органами уголовной юстиции (прокуратурой, судом, органами исполнения наказаний и т. д.);

взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в России, с аналогичными ведомствами других государств;

правовые акты, образующие оперативно-розыскное законодательство, определяющие взаимодействие оперативных служб с предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами [6].


Принцип оперативности или наступательности предполагает, что оперативные сотрудники и иные должностные лица обязаны своевременно проводить ОРМ по предупреждению совершения преступлений; действовать наступательно, проявлять инициативу в обнаружении преступлений, своевременно документировать преступную деятельность в делах оперативного учета; вовремя принимать все предусмотренные законом меры для установления лиц, намеревающихся совершить или совершающих преступление, с целью их последующего неотвратимого наказания, а также выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления [7].

Принцип привлечения конфидентов означает работу осуществляющих ОРД органов с лицами, оказывающими им содействие на конфиденциальной основе (конфидентами).

Принцип плановости оперативно-розыскной деятельности выражается в разработке перспективных, текущих и специальных планов. Принцип научности предполагает научную обоснованность решения вопросов, возникающих в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, и реализуется путем внедрения наиболее эффективных, рациональных, научно обоснованных методов и средств борьбы с преступностью, повышает практический уровень оперативно-розыскной деятельности. Принцип всесторонности, полноты и объективности подразумевает выдвижение всех возможных версий происшедшего (намечаемого) события, их исследование в полном объеме, что позволит прийти к обоснованному выводу, и обеспечивает непредвзятый подход к трактовке исследуемых обстоятельств, отсутствие обвинительного уклона [6].

В теории оперативно-розыскной деятельности выделяют и другие принципы. Так, А.Ю. Шумилов указывает на принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования, обосновывая это тем, что: во-первых, оперативно-розыскная деятельность – вынужденное средство, применяемое для защиты человека, общества и государства от преступных посягательств; во-вторых, характер оперативно-розыскных мероприятий должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния, по которому они проводятся [13]. В свою очередь Р.Х. Пардилов, Ю. Ф. Кваша и К. В. Сурков выделяют такие принципы, как: деидеологизация и внепартийность, возможность обжалования действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность [10].

Принципы оперативно-розыскной деятельности дополняют друг друга, во многом согласуются с принципами уголовного судопроизводства и в полной мере свойственны оперативно-розыскным мероприятиям.


2. Классификация и содержанием оперативно-розыскной деятельности

2.1. Классификация оперативно-розыскных мероприятий

Классификация того либо иного объекта или явления предполагает распределение, группировку всех его разновидностей по видам (классам, отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков; приводить в стройную систему.

В юридической литературе оперативно-розыскные мероприятия в силу своего многообразия классифицируются по различным основаниям. При этом различные авторы, опираясь на собственные знания и опыт, проводят классификацию по своему усмотрению, выделяя различный круг оснований деления на группы, виды.

Одной из наиболее признанных большинством автором выступает классификация оперативно-розыскных мероприятий исходя из необходимости их санкционирования. Данная классификация предполагает деление оперативно-розыскных мероприятий на три группы:

первую группу составляют оперативно-розыскные мероприятия, не требующие какого-либо санкционирования. К их числу относят опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка и другие;

вторую группу составляют оперативно-розыскные мероприятия, требующие ведомственного санкционирования. Например, оперативное внедрение или оперативный эксперимент, проверочная закупка и контрольная поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, и другие;

третью группу составляют оперативно-розыскные мероприятия, требующие судебного решения. Например, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи и другие.

Также популярностью в научных и правоприменительных кругах пользуется и классификация, позволяющая провести деление всех оперативно-розыскных мероприятий на две группы: криминалистические методы, адаптированные сыском, и разведывательные методы и операции, свойственные только сыску. Так, к числу криминалистических методов, адаптированных сыском, отнесены:


опрос,

наведение справок,

сбор образцов для сравнительного исследования,

проверочные закупки,

исследование предметов и документов,

наблюдение,

отождествление личности,

обследование помещений, сооружений, участков местности и транспортных средств,

получение компьютерной информации,

оперативный эксперимент.

В свою очередь во второй группе отдельно рассматриваются разведывательные методы и разведывательные операции. К первым относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи; ко второй – оперативное внедрение и контролируемая поставка.

Оперативно-розыскной науке известны и другие классификации. Например, деление оперативно-розыскных мероприятий на три категории предлагает А.Ю. Шумилов, где:

первую (обычную) категорию составляют оперативно-розыскные мероприятия, не ограничивающие конституционные права человека;

возможность их проведения предусматривается как в ходе административно-режимной оперативно-проверочной работы, так и в ходе оперативно-розыскного процесса. К их числу следует отнести:

опрос,

наведение справок,

сбор образцов для сравнительного исследования (кроме сбора образцов в жилище и сбора образцов голоса человека путем контроля его телефонных переговоров),

проверочная закупка,

исследование предметов и документов,

наблюдение (кроме наблюдения с проникновением в жилище),

отождествление личности,

оперативное внедрение,

контролируемая поставка,

обследование помещений, зданий, сооружений (кроме жилища), участков местности и транспортных средств,

снятие информации с технических каналов связи (кроме вторжения в сферу частной жизни граждан),

получение компьютерной информации;

вторую категорию составляют оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права человека; они проводят только в ходе оперативно-розыскного процесса и только в целях разрешения вопросов, связанных с ограничением определенного права человека, обнаружением преступления, выявлением событий и действий, создающих угрозу

государственной, военной, экономической или экологической безопасности. К их числу таких мероприятий относятся:

сбор образцов в жилище,

обследование жилища,

наблюдение с проникновением в жилище,

прослушивание телефонных переговоров и сбор образцов голоса человека путем контроля его телефонных переговоров,