Файл: Ценностно-мотивационная сфера личности как объект психологического исследования.pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
1.1. Характеристика категории «личность» в психологии
1.2. Ценностно-мотивационная сфера личности в психологии
1.3. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННСТЕЙ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1. Особенности организации исследования
2.2. Анализ полученных результатов исследования
2.3. Рекомендации по развитию ценностно-мотивационной сферы личности подростка
Общей целью психологического тренинга выступает повышение компетентности в сфере общения.
В качестве дополнительных задач в рамках психологического тренинга могут формироваться, либо, напротив, сниматься определенные установки и т.д.
В зависимости от приоритета задач, на которые направлен психологический тренинг, он может приобретать различные формы:
- Психологический тренинг, направленный на приобретение и развитие специальных навыков (например, на умение вести деловую беседу или различать межличностные конфликты и т.д.).
- Психологический тренинг, ориентированный на углубление опыта анализа ситуаций общения (например, на коррекцию формирования установок, необходимых для успешного общения и т.д.).
В настоящее время существует большое количество классификаций психологических тренингов, согласно различности их предмета.
Так, по стилю, целям и темам, выделяют: тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, психотерапевтические тренинги, тренинг различных состояний, тренинг-исследование, тренинг-трансформация.
Для развития ценностно-мотивационной сферы подростка представляется уместным использовать тренинг разивтия коммуникационных навыков, а также развития грамотных ценностных установок.
Структура проведения психологического тренинга является стандартизированной и выглядит следующим образом:
- Приветствие;
- Упражнения разминки;
- Рефлексия предыдущего занятия (если тренинг не первый)
- Вводный блок в тему актуальной встречи (основное содержание);
- Проведение тренинговых упражнений, необходимых для реализации поставленной цели тренинга;
- Подведение итогов упражнений, рефлексия;
- Формулирование домашнего задания, либо краткий экскурс в следующее занятие;
- Процедура прощания.
Необходимо отметить, что процедуры приветствия и прощания являются определенными «рамками» занятия, так называемой границей, благодаря которой происходит его разделение от предыдущих и последующих жизненных дел.
Конкретные рекомендации проведения психологического тренинга с подростками необходимо реализовывать исходя из индивидуальных особенностей его участников.
Таким образом, в настоящем разделе были рассмотрены особенности развития развитию ценностно-мотивационной сферы личности подростка средствами психологического тренинга.
Для изучения особенностей ценностно-мотивационной сферы подростков нами была использована методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-ценностной сфере. Для 11% опрошенных ведущими ценностями и мотивами является ориентация на процесс, для 20% - ориентация на результат. Обращает внимание, что 7% подростков в качестве мотива отметили ориентацию на альтруизм.
Также нами установлено, что 16% опрошенных подростка ориентированы на эгоизм. Нами выявлено, что 27% опрошенных подростков ориентируются на труд. Для 10% опрошенных подростков ведущим мотивом является ориентация на свободу. Ориентацию на власть выделили в качестве ведущего мотива 7% подростков. Ориентацию на деньги в качестве ведущего мотива отметили 2% подростков.
Не смотря на то, что в настоящее ценностно-мотивационная сфера личности в наименьшей стремени подвержена корректировке, для развития необходимых ценностей у детей подросткового возраста необходимо использовать средства групповой тренинговой работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в психологии ключевым научным понятием является личность, однако различные авторы данную категорию понимают по-своему, исходя из чего существует большое количество определений данной области.
В общем смысле, личность можно определить в качестве совокупности индивидуальных характеристик личности, представляющих отражение все ее психологических свойств. Данные свойства проявляют себя во взаимодействии личности с социумом и формируются в системе межличностных отношений.
Именно личностные качества человека детерминируют его поведение и поступки, а зачастую также формируют и образ мыслей, что свидетельствует о значимости данной категории.
В общем смысле, мотивация представляет собой структуру, обуславливающую деятельность, поведение и активность личности, которая выступает в качестве побудительной силы личности. Ценности человека – это система его установок относительно определенных субъективно значимых для него явлений.
Социальные ценности имеют ряд специфических особенностей формирования и развития. Понимание социальных ценностей личности может быть использовано в системе управления персоналом в контексте повышения мотивации к труду.
Ценностно-мотивационные компоненты личности во многом опосредуют деятельность индивида. В период подросткового возраста данная сфера начинает активное формирование и становление, исходя из чего, значимым является исследование ее специфики.
Ценностно-мотивационная сфера человека представлена совокупностью мотивационной и ценностных психических областей. В общем смысле, мотивация представляет собой структуру, обуславливающую деятельность, поведение и активность личности, которая выступает в качестве побудительной силы личности.
Ценностно-мотивационная сфера подростков имеет определенную специфику. Так, в ходе проведения эмпирического исследования было выявлено, что большая часть подростков в системе мотивации и ценностей, как побудительных паттернов, использует ориентацию на труд, в то время, как наименьшей побуждающей силой выступает ориентация на деньги, т.е. приобретение определенной выгоды и монетизации собственной деятельности.
Данные показатели можно объяснить тем фактом, что в период подросткового детства особую значимость приобретает успешная учебная деятельность, которая во многом сигнализирует об успехах индивида, в то время как лишь небольшая часть подростков стремится зарабатывать, а преимущественно использует ресурсы семьи и родителей.
Для развития грамотных ценностных установок детей подросткового возраста представляется уместным использовать средства групповой тренинговой работы.
Таким образом, цель работы выполнена, задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 2008. С. 19-45.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 2017. 299 с.
- Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 2004. Т. 5. № 5. С. 63-70.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). М., 2017. 464 с.
- Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 2001. № 6. С. 6-10.
- Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 2009. № 5. С. 38-44.
- Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. 2003. Т. 14. № 5. С. 99-105.
- Власова Т. В. Особенности ценностных ориентации лиц, проживающих в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (возрастной аспект): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 16 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2006. 536 с.
- Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 161-165.
- Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2008. С. 256-269.
- Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 2009. С. 102-109.
- Десфонтейнес Л. Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 27 с.
- Круглов Б. С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 2008. С. 4-11.
- Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философ. 2006. № 5. С. 15-26.
- Леонтьев Д. А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психол. журн. 2003. Т. 14. № 1. С. 150-155.
- Малисова И. Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентации личности // Психол. журн. 2004. Т. 14. № 4. С. 94-102.
- Морогин В. Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности (теория и практика): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2016. 45 с.
- Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 2017. С. 35-38.
- Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси, 2007. 361 с.
- Наумова И. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 2017. 199 с.