Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегия занятости. Она состоит из мероприятий, направленных на поддержание и рационализацию занятости, предотвращение массовых увольнений. Основными направлениями такой стратегии являются:

  1. прекращение найма, когда на высвобождающееся место не принимаются новые сотрудники. При необходимости на него может быть перемещен после переобучения штатный работник.
  2. сокращение рабочего времени путем снижения для всех продолжительности рабочего дня и рабочей недели, отмены или уменьшения масштабов внутреннего совместительства, сверхурочных работ и т. п.;
  3. работа неполный день или неполную неделю. Она покрывает лишь «пиковые» потребности в рабочей силе или связанные с неожиданными производственными сбоями;
  4. разделение должностей между двумя и более работниками. Его положительной стороной для компании является возможность интенсификации труда исполнителей. Но увеличение их числа ведет к росту управленческих расходов;
  5. прекращение выдачи заказов на сторону;
  6. направление на учебу с отрывом от основной работы;
  7. предоставление неоплачиваемых отпусков;
  8. использование внутренних венчуров (англ. venturе - рискованное предприятие). Это - группы энтузиастов, занимающихся при поддержке фирмы разработкой и реализацией собственных проектов;
  9. стимулирование ухода по собственному желанию, например, в обмен на обещание повторного приема, денежные компенсации;
  10. досрочный выход на пенсию. Часто число желающих воспользоваться этой возможностью оказывается в несколько раз большим, чем нужно, и тогда процесс увольнения растягивается на многие годы;
  11. аутплейсмент. Его суть состоит в совокупности методов, с помощью которых кадровые службы оказывают заинтересованным лицам из числа увольняемых помощь в трудоустройстве за счет фирмы в оптимальные сроки и при наиболее благоприятных условиях;
  12. увольнение за различные нарушения так называемого балласта, который обычно составляет 1-2% персонала. Но это может ухудшить атмосферу в коллективе;
  13. рационализация персонала. В 1975 г. фирмой «Дженерал Электрик» был разработан метод планирования рационализации персонала introspect (загляни в себя), применимый для любых компаний.

Глава 2. Кадровая стратегия торговых организаций


2.1. Особенности трудового процесса в торговых организациях

Работа торговых менеджеров является неотъемлемой частью совокупной социальной работы. Торговые характеристики определяют специфические характеристики рабочей силы в торговле. Первая особенность это двойственный характер работы. Рабочие процессы продавцов делятся на два типа: 

  1. связанные со сменой формы стоимости товара; 
  2. связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. 

Затраты на оплату труда первого типа обеспечивают изменение формы стоимости товара с товарного на денежный. Это непроизводительные расходы, они не изменяют стоимость, но они социально необходимы и являются неотъемлемой частью общественного труда. Такие затраты на оплату труда включают продажу товаров, рекламу, изучение спроса и т. д. Затраты на оплату труда второго типа включают ряд операций, дополняющих производственный процесс.[19] Эти затраты носят продуктивный характер, увеличивают стоимость товаров, и, следовательно, торговля участвует в создании национального дохода. Такие трудовые затраты включают транспортировку, упаковку, подготовку к продаже и т. д. Большинство затрат на рабочую силу в современной торговле являются издержками производства. По мнению экспертов, в будущем эта доля трудозатрат должна уменьшиться.[20] 

Вторая особенность это сильное нервное напряжение в творчестве торговых работников. Продавцы должны вступать в контакт со многими людьми, которые отличаются интеллектом, образованием и психологией. В процессе работы продавец не только должен дружелюбно отвечать на вопросы клиента, но и быстро и точно выполнять различные рабочие операции для обслуживания покупателя: выбор товара, нарезка, взвешивание, упаковка и т. д. 

Третья характеристика - большой физический стресс. Работа продавцов, кассиров, кассиров-контролеров связана с длинной, однообразной и фиксированной позицией тела: продавцы - стоя, кассиры и контролеры - сидят.

Работа стоя более утомительна, требует большого расхода энергии, неблагоприятна с точки зрения нарушения кровообращения. При работе сидя затрудняется работа органов кровообращения и дыхания, возможны нарушения опорно-двигательного аппарата.[21]

Четвертая особенность - значительное влияние на работу трейдеров вероятностных факторов. Рабочая нагрузка продавцов значительно варьируется в зависимости от времени суток и дня недели. Организация труда затрудняется аритмией рабочего процесса: в некоторых случаях простои возникают из-за отсутствия покупателей, в других - перегрузок в часы пик и повышенной интенсивности труда.


Пятая характеристика - конечным результатом работы в коммерции является услуга. Согласно определению современного экономического словаря, услуги понимаются как действия, в которых они не создают ранее несуществующий материальный продукт, а изменяют качество созданного и существующего продукта; это преимущества, предоставляемые в форме деятельности. И, как и у всех услуг, у них есть некоторые недостатки, а именно несоответствие качества. Содержание работ определяется существующим технологическим процессом на предприятии, а любые изменения в содержании труда обусловлены изменениями материальных факторов производства и тесно связаны с условиями и организацией труда.

2.2. Принципы организации и оплаты труда в торговле

Торгово-технологический процесс является основой для организации труда. Производственный процесс в торговле включает две стороны: технологическую и трудовую. Технологическая сторона связана с изменением размеров, формы продукта, его перемещением в пространстве. И это выражается в коммерческом и технологическом процессе, который включает в себя транспортировку, получение, хранение, подготовку к продаже, упаковку, демонстрацию товара, операции по поддержке работы и другие.

Трудовая сторона включает в себя набор действий торговых работниковдля реализации процесса. В процессе работы работник воздействует на работу, превращая ее в продукт работы. В этом случае происходит сочетание физической и умственной работы сотрудника. Рабочий процесс, с экономической точки зрения, представляет собой процесс потребления рабочей силы для создания ценности для потребителя. Вы можете классифицировать рабочие процессы по различным критериям: 

  1. в зависимости от формы организации: индивидуальные и коллективные; 
  2. в зависимости от выполняемых функций: основные, вспомогательные, управленческие; 
  3. в зависимости от характера предмета и продукта труда: вещественные и информационные; 
  4. в зависимости от степени участия человека в воздействии на предмет труда: ручные, машинно-ручные, машинные и автоматизированные. 

Трудовой процесс в торговле основан на коммерческом и технологическом процессе. Бизнес и технологический процесс представляют собой комбинацию последовательно взаимосвязанных бизнес и технологических процессов, направленных на доставку товаров потребителям с наименьшими затратами труда и времени.[22] 


Трудовой процесс обеспечивает изменение формы стоимости и включает в себя доставку товаров покупателям, тестирование спроса, создание ассортимента, рекламу товаров. Предметом работы являются как товары, так и покупатели. На структуру торгового процесса влияют степень экономической независимости магазина, используемые формы продаж, тип магазина и другие факторы. Технологический процесс включает в себя преобразование товарных потоков в торговой точке и включает приемку товаров по количеству и качеству, оборот товаров, хранение, упаковку, размещение торгового оборудования.[23]

Технологические карты созданы для рациональной организации торгово-технологического процесса. Маршрутизация это документ, в котором процедура выполнения конкретного процесса описана пошагово, с указанием технических средств, времени и трудозатрат, необходимых для его реализации. Процесс управления обычно делится на три части: 

  1. операции с товарами до предложения их покупателям (разгрузка транспортных средств; доставка в зону приёмки; приёмка по количеству и качеству; доставка в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал; хранение товаров; подготовка товаров к продаже; перемещение товаров в торговый зал; выкладка товаров на торговом оборудовании); 
  2. операции непосредственного обслуживания покупателей (встреча покупателей; предложение товаров; отбор товаров покупателями; расчёт за отобранные товары); 
  3. операции по дополнительному обслуживанию (приём предварительных заказов; комплектование подарочных наборов; раскрой тканей; доставка товаров на дом и другие). 

Выделяют технологические, организационные и психофизиологические основы организации трудового процесса. Торгово-технологический процесс определяет технологические основы, а именно состав и технологическую последовательность выполнения трудовых операций.[24] Организационные основы предусматривают вопросы равномерности загрузки работника в течение рабочего дня или смены, разнообразие выполняемых работником трудовых операций, совмещения профессий или должностей, возможность творческого подхода к выполнению своей работы и другие. 

Психофизиологические основы предусматривают чередование нагрузок (мышечных и нервных) на организм человека. Утомляемость человека при нетяжелой, но однообразной работе выше, чем при большой, но разнообразной нагрузке. Поэтому рекомендуется чередовать трудовые операции, выполняемые работниками.[25]


Изучение рабочих процессов в торговле необходимо для правильной организации рабочего процесса на любом конкретном предприятии предприятия. Основное внимание уделяется созданию рациональной последовательности рабочих операций, взаимосвязей между ними и рабочей программой. Необходимо установить оптимальный состав рабочих операций, содержание рабочих действий, оптимальный режим работы и остальных работников. Основным элементом коммерческого и технологического процесса является производственная операция, которая является частью технически и технологически однородного процесса, выполняемого сотрудником или группой сотрудников на рабочем месте с использованием соответствующих методов и методов. Коммерческий и технологический процесс, типы используемого оборудования, формы организации труда, размер и специализация коммерческой компании определяют различное количество производственных операций.[26] В соответствии с этим делением, задачи организованы, объем работы распределяется между исполнителями, сроки выполнения работы устанавливаются, работа выполняется, а показатели, характеризующие результаты работы, организуются.

Условия труда представляют собой совокупность факторов, влияющих на работоспособность и здоровье человека в процессе труда. Создание благоприятных условий труда в магазине способствует как экономическому, так и социальному эффекту. Экономический эффект заключается в сокращении потерь рабочего времени, увеличении производительности труда, снижении издержек обращения и увеличении доходности магазина. Социальный эффект - снижение текучести кадров, заболеваемости, улучшение настроения и работоспособности.

Факторы, определяющие условия труда в магазине, принято разделять на 4 группы. К санитарно-гигиеническим факторам относятся микроклимат, состояние воздушной среды, освещения, санитарно-бытовых помещений и шума. 

К социально-психологическим факторам относится климат в коллективе магазина (взаимоотношения между сотрудниками и покупателями, интенсивность труда, продвижение по службе и т. д.). Под социально-психологическим климатом понимают относительно устойчивый общий эмоциональный настрой, который возникает в коллективе в процессе совместной трудовой или иной групповой деятельности. 

Психофизиологические факторы включают нервно-психический стресс, скелетно-мышечную нагрузку, темп и ритм работы, работы и отдыха. Адекватные условия труда обеспечиваются с помощью ряда мер, а именно: установления физиологически обоснованных периодов труда и отдыха, рационального рабочего времени, соблюдения норм гигиены труда и техники безопасности, гигиенических и эстетических условий труда, механизации трудоемкой работы и т. д.