Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оплата труда в торговле имеет свои особенности. Заработная плата это денежное вознаграждение, пропорциональное времени или рабочему заданию, выплачиваемое работнику, связанному с работодателем договором о найме. Функции заработной платы: 

  1. воспроизводственная, заключающаяся в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы; 
  2. стимулирующая (мотивационная), направленная на повышение заинтересованности в развитии производства; 
  3. социальная, способствующая реализации принципа социальной справедливости; 
  4. учётно-производственная, характеризующая меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства. 

Характерной чертой отношений вознаграждения в рыночной экономике является значительное расширение корпоративных прав в области вознаграждения. Все условия вознаграждения должны быть установлены в коллективном договоре компании, в других локальных актах или трудовых договорах с работниками.

Законодательство устанавливает регулирование коллективных многоуровневых переговоров о заработной плате, при котором система тарифных ставок и заработной платы является предметом переговоров между профсоюзами работодателей и профессиональными союзами на различных уровнях на национальном, региональном и отраслевом уровнях. В систему государственных гарантий по заработной плате включены:

  1. определение минимального размера оплаты труда в РФ;
  2. меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. [27]

Заработная плата работника состоит из двух частей: основной и дополнительной. Основная часть заработной платы является относительно постоянной и состоит из тарифных ставок и окладов работников различных должностей, профессий и квалификаций. Дополнительная часть заработной платы является относительно переменной и состоит из надбавок и доплат, сдельного приработка, премий и других поощрений. 

Доплаты повсеместно стали инструментом реагирования на уровень развития личных качеств работника (опыт, способности, отношение к труду, активность, инициатива). Премия это денежные выплаты в зависимости от индивидуальных и (или) коллективных результатов труда работника (коллектива). Премия представляет собой поощрение за достигнутые успехи в работе.[28] 

Организация оплаты труда на предприятии представляет собой систему организационных мер по созданию и установлению системы оплаты труда на предприятии в соответствии с основными принципами организации оплаты труда на основе соотношения количества и качества работника к размеру их вознаграждения и нормирования. В системе оплаты труда мы имеем в виду определенный набор взаимозависимых показателей, характеризующих (стандартную) меру труда и размер ее оплаты в соответствии с трудовыми нормами и выше, гарантируя, что работник получает заработную плату, соответствующую фактические результаты работы (относительно стандартов) и цена ее труда, согласованные между работником и работодателем.


2.2 Основные принципы организации оплаты труда:

1. Оплата труда персонала предприятия должна быть увязана с конечными результатами деятельности всего предприятия. Отсутствие увязки оплаты труда с результатами торговой деятельности приведёт, с одной стороны, к выплате работникам незаработанных денег, к инфляции, к обесцениванию заработной платы и, в конечном счете, к снижению реальной заработной платы, а с другой стороны, к выплате заработной платы, не соответствующей эффективности трудового вклада.

2. Темпы роста производительности труда на предприятии должны опережать темпы роста заработной платы. Рост производительности труда является экономической базой повышения заработной платы. Соблюдение данного принципа обеспечивает непрерывность торгового процесса, процесса расширенного производства и развития предприятия. 

3. Заработная плата работников предприятия должна быть дифференцирована в зависимости от трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия, квалификации работника, сложности выполняемых работ, условий труда, места расположения предприятия. Принцип основан на необходимости усиления материальной заинтересованности работников в обеспечении качества труда, повышении квалификации. Правильно организованные мероприятия по материальному стимулированию побуждают работников совершенствовать формы и методы труда, активно участвовать в улучшении организации производства, эффективно использовать технику, способствуют повышению производительности труда.

4. Системы оплаты труда, применяемые на предприятии, должны быть логичны, просты и доступны для понимания работниками предприятия. Именно на этом основана стимулирующая функция заработной платы. 

Все системы оплаты труда можно разделить на две большие группы, называемые формами оплаты труда. Формой заработной платы называется класс систем оплаты труда, сгруппированных по признаку основного показателя учёта труда при оценке выполненной работы с целью её оплаты. Если в качестве основного измерителя результатов труда используется количество произведённой продукции, оказанных услуг, выполненный объём работ, то говорят о сдельных формах, если в качестве такого измерителя используется количество отработанного времени – то это повременные формы. При повременной форме оплаты труда, заработок работника ставится в зависимость, от количества проработанного времени и установленной работнику тарифной ставки.[29]


Простая повременная система оплаты труда чаще применяется для оплаты труда младшего обслуживающего персонала, т.е. работники, которые не оказывают значительного влияния на результаты деятельности предприятия.

Основным недостатком повременной системы оплаты труда является то, что она недостаточно заинтересовывает работников в повышении продуктивности труда. Повременно-премиальная система оплаты труда характеризуется тем, что работнику дополнительно к заработку по повременной ставке выплачивается премия за определённые количественные и качественные показатели работы. Получила широкое распространение в торговле. Повременно-премиальная система оплаты труда рекомендуется для руководящих работников, специалистов и служащих, а также продавцов, которых не целесообразно переводить на сдельные системы оплаты труда.[30]

Заработная плата работника при этой системе состоит из трёх частей – прямой повременной части, доплаты за выполнение нормированного задания и премии за повышение производительности труда (или снижении трудоёмкости).[31] За отработанное время работник получает заработную плату по тарифной ставке, а за выполнение или перевыполнение нормированного задания получает поощрительную доплату. 

При сдельной системе оплаты труда заработок работника напрямую зависит от количества произведённой или реализованной продукции, объёма выполненных работ или оказанных услуг. Рекомендуется применять сдельные системы, когда у работников имеется реальная возможность увеличить объём выполняемых работ (или оказываемых услуг) и при этом не произойдёт ухудшение качества и нарушение технологии. 

Условиями применения сдельной системы оплаты труда являются: 

  1. наличие научно обоснованных норм затрат труда и правильная тарификация работ; 
  2. товарооборот (валовой доход) должен быть решающим показателем работы сдельщика, а его уровень должен непосредственно зависеть от работника; 
  3. отсутствие помех производительному труду работников (своевременное пополнение товарных запасов); 
  4. надлежащий учёт результатов работы. 

Простая сдельная система оплаты труда используется в основном для работников мелкой розницы, развозной и разносной торговли, продавцов-разносчиков товаров на дом покупателю. Сдельная система оплаты труда может быть индивидуальной и коллективной. Сдельные расценки оплаты труда в большинстве своем устанавливаются за 100 руб. оборота торговли, а отдельными предприятиями – за 1 000 руб. Порядок начисления заработной платы при тех и других расценках одинаков. [32]


Труд работников торговых предприятий имеет свои характерные особенности. Трудовой процесс в торговле основан на торгово-технологическом процессе, цель которого – максимально быстро продать товар покупателю, затратив при этом как можно меньше усилий. Для достижения этой цели используются научные методы организации труда. Улучшаются технические и социальные условия труда торговых работников. Уделяется особое внимание мотивации персонала посредством справедливой системы оплаты труда.

Глава 3. Кадровая стратегия реального торгового предприятия на примере собственной организации.

3.1 Характеристика ООО «UPS»

Компания работает на рынке с 1997 года, занимается оптовой и розничной продажей продуктов питания и сопутствующих товаров. Целевым рынком организации являются страны бывшего СССР и некоторые страны Евросоюза. Организация поставляет продукты в розничные магазины, павильоны и палатки, а также в большие региональные торговые сети и в бюджетные учреждения различных стран. Клиентская база хорошо развита, так как деятельность ведется в течение длительного времени, и все целевые области охватываются. Большинство клиентов работают с этой компанией на протяжении многих лет, они хорошо знают свой ассортимент, они удовлетворены условиями отсрочки платежа и оплаты, ценами и в целом довольно лояльны. Заказы забирают торговые представители и доставленный товар. Офис компании осуществляет оптовые и розничные продажи клиентам, которые приходят сами.

Покупки осуществляются группой поставщиков, расположенных в Китае и Европе. Некоторые поставщики сами доставляют товары в компанию, другие должны путешествовать за товарами на собственном транспорте.

У компании есть собственный склад для хранения товаров, собственный офис, расположенный в том же здании, собственные автомобили для торговых представителей и доставки товаров. Она также пользуется услугами транспортных компаний, арендуя автомобили с водителями для покупки товаров и доставки в те дни, когда ее собственных автомобилей не хватает или они стоят на ремонте.


В компании работает около 20 человек, включая директора. Управление ориентируется на долгосрочную, бесперебойную, долгосрочную деятельность организации. В условиях общего спада в отрасли из-за роста федеральных сетей компании удается оставаться на плаву и получать стабильную прибыль благодаря очень разнообразному выбору продуктов. Особый акцент делается на такой ассортимент товаров, который не представлен или очень слабо представлен в федеральных сетях, но спрос на который у населения постоянен. Например, товары-аналоги других производителей, более дешевые или более качественные, чем те, что есть на полках сетевых магазинов.

К сильным сторонам компании относятся низкий уровень внешнего долга, отсутствие арендной платы за помещения (все помещения принадлежат самой компании), низкий уровень расходов на заработную плату и налоги, минимальный персонал, низкая текучесть кадров, Операции и логистика оптимизированы для многолетней деятельности и постоянной лояльности клиентов благодаря высокому качеству обслуживания.

К слабым сторонам относятся низкий доход, медленное развитие, отсутствие компетентных систем маркетинга и стимулирования сбыта, размытые долгосрочные цели, трудности в поиске новых клиентов и расширение рынка сбыта.

3.2 Особенности текущей кадровой деятельности

В организации имеются следующие должности: директор, оператор, завсклада и кладовщики, торговый представитель, менеджер по логистике, юрист, водитель-экспедитор по доставке. За много лет выработаны четкие схемы работы для каждой должности. При приеме на работу нового сотрудника он получает должностные инструкции и проходит обучение в течение одного-двух месяцев. Поскольку организация по штату относительно не велика, с разделение труда все понятно. Экспедитор занимается только доставкой товаров, владельцы магазинов - только сборкой, погрузкой и разгрузкой. Менеджер склада выполняет обязанности продавца и дополнительно проверяет полученные товары, следит за чистотой и порядком на складе и дает инструкции владельцам магазина. Однако оператор должен иметь возможность получать товары, выставлять счета, размещать заказы у поставщиков, обрабатывать жалобы клиентов и инвентаризацию на складе, а также заменять временно отсутствующего продавца. Директор должен иметь возможность делать все, включая бухгалтерию, и может заменить любого работника, если он или она болен.