Файл: Управление конфликтами в организации (Понятие и сущность конфликта, его причины).pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
Применение таких методов управления конфликтными ситуациями помогает достижению общих целей, мобилизует работников, сплачивает их в единую команду.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 537 с.
Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 144 с.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник для вузов./В.Р.Веснин. - М.: Проспект, 2017. - 306 с.
- Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Экономист, 2009. – 670с.
- Горленко, О. А. Управление персоналом : учебник для академического бакалавриата / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 249 с.
- Гребенюк Т. А., Бусоедов И. А. Конфликтные ситуации в организации // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 675-678. — URL https://moluch.ru/archive/114/30202/ (дата обращения: 09.07.2019).
- Дрогобыцкий А. И. Секреты эффективной коммуникативности. // Финансы и Бизнес. - 2015. - № 4. - с. 115-121.
- Емельянов, С. М. Управление конфликтами в организации : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 219 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07226-6.
- Драчёва Е.Л, Юликов Л.И. Менеджмент: Учебник для студ. Учреждений сред.проф. образования – 16-е изд., стер. – М: ИЦ «Академия», 2016. – 304с.
- Кашапов, М. М. Основы конфликтологии : учебное пособие для академического бакалавриата / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 116 с
- Конфликтология : учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 301 с.
- Леонов, Н. И. Конфликтология: общая и прикладная : учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с.
- Лопарев, А. В. Конфликтология : учебник для академического бакалавриата / А. В. Лопарев, Д. Ю. Знаменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 290 с.
- Менеджмент : учеб. пособие / Е.И. Мазилкина. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 197 с.
- Организационное поведение : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Барков [и др.] ; под редакцией С. А. Баркова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 453 с
- Организационное поведение : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Г. Р. Латфуллин [и др.] ; под редакцией Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой, А. В. Райченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 301 с.
- Охременко, И. В. Конфликтология : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. В. Охременко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 156 с.
- Прокофьева М.А., Имангулова Т.В. КОНФЛИКТОЛОГИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 74-75;
- Управление персоналом : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Литвинюк [и др.] ; под редакцией А. А. Литвинюка. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 498 с.
- Феденева, И. Н. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие для академического бакалавриата / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова ; ответственный редактор В. П. Нехорошков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 205 с.
- Фомин Г.П. Модели конфликтов. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - № 6, С. 11-19.
- Черкасская, Г. В. Управление конфликтами : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Черкасская, М. Л. Бадхен. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 236 с.
- Чернова, Г. Р. Конфликтология : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Г. Р. Чернова, М. В. Сергеева, А. А. Беляева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с
- Шайхутдинова А.Ф., Перевозова О.В. Управление конфликтными ситуациями и роль управленца в их профилактике // Инновационная наука. 2017. №4-2. – С.177
Таблица 1 – Классификация конфликтов
№ п/п |
Основание классификации |
Виды конфликтов |
Общая характеристика |
1 |
Сферы проявления конфликта |
Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые |
В основе лежат экономические противоречия В основе лежат противоречия во взглядах В основе лежат противоречия социальной сферы В основе лежат противоречия семейных отношений |
2 |
Степень длительности и напряженности конфликта |
Общие и локальные Бурные быстро-текущие конфликты Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие Слабовыраженные и быстротекущие |
Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих Возникают при наличии глубоких противоречий Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер |
3 |
Субъекты конфликтного воздействия |
Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность – группа» Межгрупповые конфликты |
Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности Субъекты конфликта: с одной стороны – личность, а с другой – группа (микрогруппа) Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы |
4 |
Предмет конфликта |
Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (безпредметные) конфликты |
Имеют четкий предмет Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта |
5 |
По источникам и причинам возникновения |
- объективные и субъективные; - организационные; - эмоциональные; - социально-трудовые. |
происходят в пределах определенной социальной системы возникают на основе реакции на поведение и действия других людей на основе несовпадения интересов, целей отдельных лиц или групп лиц |
6 |
По коммуникативной направленности |
- горизонтальные; -вертикальные; - смешанные |
участники не находятся в подчинении друг у друга участники связаны какими-либо видами подчинения |
7 |
По формам и степени столкновения |
- открытые и скрытые; - спонтанные, инициативные и спровоцированные; - неизбежные, вынужденные, нецелесообразные |
|
8 |
По способам и масштабам урегулирования |
- антагонистические и компромиссные; - полностью или частично разрешаемые - приводящие к согласию и сотрудничеству |
|
9 |
Социальные последствия |
Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты |
В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы |
Приложение 2
Методика А. Я. Анцупова
Опросный лист
Уважаемые коллеги! C целью изучения взаимоотношений в коллективе просим вас оценить членов вашего коллектива. Оценка дается по шкале от +5 до −5.
При оценке можно использовать любой балл, например +4, +1, 0, −1, −3 и др.
1. Оцените ваше отношение к каждому члену вашего коллектива по шкале от + 5 до −5, где:
+ 5 — отношусь в высшей степени положительно;
0 — отношусь нейтрально;
−5 — отношусь в высшей степени отрицательно;
т. о. — трудно оценить.
2. Оцените, как к вам, на ваш взгляд, относится конкретный член вашего коллектива, по шкале от + 5 до −5, где:
+ 5 — отношусь в высшей степени положительно;
0 — отношусь нейтрально;
−5 — отношусь в высшей степени отрицательно;
т. о. — трудно оценить.
3. Оцените выполнение должностных обязанностей каждым членом вашего коллектива по шкале от + 5 до −5, где:
+ 5 — отлично знающий дело, умеющий организовать свою работу и работу подчиненных, очень работоспособный;
0 — качество выполнения должностных обязанностей среднее;
−5 — совершенно не знающий дела, не умеющий его организовать, не работоспособный;
т. о. — трудно оценить.
4. Сравните важность для каждого члена вашего коллектива интересов вашей организации и его личных интересов по шкале от + 5 до −5, где:
+ 5 — если его личные интересы сталкиваются с интересами вашей организации, он всегда пожертвует личными интересами в пользу организации;
0 — его личные интересы и интересы вашей организации имеют для него одинаковую важность;
−5 — если его личные интересы сталкиваются с интересам вашей организации, он всегда пожертвует интересами организации в пользу своих личных интересов;
т. о. — трудно оценить.
5. Оцените нравственные качества каждого члена вашего коллектива по шкале от + 5 до −5, где:
+ 5 — человек исключительно порядочный, честный;
0 — нравственные качества не выражены ни в положительную, ни в отрицательную сторону;
−5 — человек исключительно непорядочный, нечестный;
т. о. — трудно оценить.
6. Оцените профессиональные знания каждого члена вашего коллектива по шкале от + 5 до −5, где:
+ 5 — обладает отличными профессиональными знаниями;
0 — уровень профессиональных знаний средний;
−5 — не обладает практически никакими профессиональными знаниями;
т. о. — трудно оценить.
Благодарим вас за помощь!
Приложение 3
Методика А.Я. Анцупова
Бланк оценки взаимоотношений
Выделите выбранный вами вариант работы с бланком:
А) работаю по предложенному списку, моя фамилия в списке под № ;
Б) работаю по списку, но не подписываюсь;
В) список не соблюдаю, фамилию не указываю.
При этом выбранная вами последовательность оценок членов группы должна быть одной и той же при ответе на все шесть вопросов.
Себе ставьте оценки, близкие к нейтральным.
1. Мое отношение к:
Благодарим вас за помощь!
-
Емельянов, С. М. Управление конфликтами в организации : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.22. ↑
-
Конфликтология : учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — С34. ↑
-
Шайхутдинова А.Ф., Перевозова О.В. Управление конфликтными ситуациями и роль управленца в их профилактике // Инновационная наука. 2017. №4-2. – С.177 ↑
-
Феденева, И. Н. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие для академического бакалавриата / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова ; ответственный редактор В. П. Нехорошков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.177-179 ↑
-
Емельянов, С. М. Управление конфликтами в организации : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.23. ↑
-
Кашапов, М. М. Основы конфликтологии : учебное пособие для академического бакалавриата / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.14-16 ↑
-
Гребенюк Т. А., Бусоедов И. А. Конфликтные ситуации в организации // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 675-678 ↑
-
Чернова, Г. Р. Конфликтология : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Г. Р. Чернова, М. В. Сергеева, А. А. Беляева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.19 ↑
-
Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – 6-е изд., перераб. и доп - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – С.491
-
Драчёва Е.Л, Юликов Л.И. Менеджмент: Учебник для студ. Учреждений сред.проф. образования – 16-е изд., стер. – М: ИЦ «Академия», 2016. – С.261. ↑
-
Горленко, О. А. Управление персоналом : учебник для академического бакалавриата / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.197. ↑
-
Менеджмент : учеб. пособие / Е.И. Мазилкина. — М. : ИНФРА-М, 2019. — С.115-116. ↑
-
Леонов, Н. И. Конфликтология: общая и прикладная : учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.96-99. ↑
-
Горленко, О. А. Управление персоналом : учебник для академического бакалавриата / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. —С.198. ↑
-
Управление персоналом : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Литвинюк [и др.] ; под редакцией А. А. Литвинюка. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. —С.427-428. ↑
-
Дрогобыцкий А. И. Секреты эффективной коммуникативности. // Финансы и Бизнес. - 2015. - № 4. - С. 115. ↑
-
Прокофьева М.А., Имангулова Т.В. КОНФЛИКТОЛОГИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 74-75 ↑
-
Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.36 ↑
-
Охременко, И. В. Конфликтология : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. В. Охременко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.37 ↑
-
Лопарев, А. В. Конфликтология : учебник для академического бакалавриата / А. В. Лопарев, Д. Ю. Знаменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.38 ↑
-
Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник для вузов/ В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2017. – С. 254. ↑
-
Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.21 ↑
-
Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.56 ↑
-
Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.59 ↑
-
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов/А.Я.Анцупов, А.И. Шипилов – М.: ЮНИТИ, 2000. – С.537 ↑
-
там же – С.171 ↑
-
Фомин Г.П. Модели конфликтов. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - № 6.- С. 15. ↑
-
Бунтовская, Л. Л.Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. —С.64 ↑
-
Чернова, Г. Р. Конфликтология : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Г. Р. Чернова, М. В. Сергеева, А. А. Беляева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С. 20 ↑
-
Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.70 ↑
-
Кашапов, М. М. Основы конфликтологии : учебное пособие для академического бакалавриата / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.97. ↑
-
Организационное поведение : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Барков [и др.] ; под редакцией С. А. Баркова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.295 ↑
-
Организационное поведение : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Г. Р. Латфуллин [и др.] ; под редакцией Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой, А. В. Райченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.172. ↑
-
Организационное поведение : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Г. Р. Латфуллин [и др.] ; под редакцией Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой, А. В. Райченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.174. ↑
-
Организационное поведение : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Г. Р. Латфуллин [и др.] ; под редакцией Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой, А. В. Райченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.176. ↑