Файл: Организация безналичных расчётов в банках (на примере ПАО Сбербанк).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.1. Рекомендации по совершенствованию безналичных расчетов для юридических лиц

На современном этапе развития экономики, после тяжелого экономического глобального кризиса, имеющихся рисков нестабильной политической и экономической ситуации в банковской системе, предъявляются повышенные требования относительно безопасности, стабильности и устойчивого развития платежных систем. Несмотря на успешность функционирования внутригосударственных платежных систем, возникает более сложная задача - улучшение и постоянная модификация используемых систем. Не стоит останавливаться и на использовании исключительно зарубежных платежных систем, поскольку это может привести к дополнительной зависимости от той или иной финансовой структуры.

С целью дальнейшего развития международных платежных систем в России необходимо осуществить ряд мер для расширения безналичных форм расчетов и обеспечения дальнейшего развития национальной платежной системы:

- обеспечить деятельность и развитие организационной структуры платежной системы;

- ввести комплексные меры, которые будут указывать на единое платежное пространство;

- улучшить взаимодействие национальной и международной платежных систем;

- минимизировать процент наличной формы расчета;

- обеспечить функциональный и технологический уровень развития национальной платежной системы;

- расширить возможность использования безналичной формы расчета с применением платежных карточек;

- построить более эффективную и надежную систему внутригосударственных расчетов, за счет урегулирования имеющегося рынка платежных систем;

- усовершенствовать систему мониторинга;

- обеспечить безопасность национальных и международных платежных систем;

- расширить сферы применения технологий и составляющих электронных платежных систем;

- повысить возможность контроля осуществления платежей;

- обеспечить ускорение выполнения расчетов и обращения средств;

- гармонизировать платежный рынок.

Одними из главных факторов, сдерживающих развития безналичных расчетов являются высокие тарифы на платежные операции, в т. ч. внутригосударственные, а также требования к банкам предоставлять гарантии в виде валютных депозитов на счетах иностранных банков. Недостаточный уровень развития безналичных розничных платежей является одной из причин высокой стоимости платежных услуг и высокого уровня финансовых рисков, что требует увеличения объемов выпуска наличных денег и расходов на организацию их обращения. Увеличение сумм денежных средств, перечисляемых с помощью современных механизмов, использование все более сложных технологий перевода средств, роста популярности расчетов электронными деньгами и операций с ними приводит сегодня к усилению роли оверсайта (надзора) - деятельность центральных банков по функционирования платежных систем.


Среди предложений по совершенствованию безналичных расчетов для юридических лиц в ПАО «Сбербанк», можно выделить следующие:

1.Разработка платформы «Кредитная фабрика» — это новая автоматизированная система выдачи кредитов. С помощью этой системы процесс выдачи кредитов клиенту ускоряется или осуществляется с существенно более высокой производительностью, чем это делалось ранее. «Кредитная фабрика» — это бренд, принадлежащий ПАО «Сбербанк». При использовании возможностей Сбербанка, построена «Кредитная фабрика», сильно отличающаяся от конкурентов.

Положительный момент — заключается в возможности обращаться к большому числу внешних источников и беспрецедентно большой клиентской базе, что позволяет добиться существенного улучшения качества выдаваемых по новой технологии кредитов. Отрицательный — в единый интегрированный комплекс приходится объединять большое количество различных автоматизированных систем, обеспечивать одновременную работу огромного количества пользователей по всей стране. Получившееся решение гораздо сложнее, чем при переходе на стандартную автоматизированную систему [20].

Кредитная фабрика это единый процесс предкредитной обработки — от момента, когда клиент впервые приходит в банк и его начинают консультировать, принимать от него документы, фотографировать и т. д., — до одобрения кредита, его выдачи, совершения платежей по погашению, сбора просроченной задолженности и составления отчетности - и производственный цикл, и цикл управления, и цикл измерения. Это решение полностью меняет модель взаимоотношений Сбербанка с клиентом.

Техническое оснащение этой платформы связано с созданием единой автоматизированной системы предкредитной обработки — «ядро» или «движок» всего процесса. В качестве такой системы следует выбрать Transact SM компании Experian, а также сервисную разработку компании «Неофлекс» и автоматизированную систему «Запрос» от компании КРОК. В общей сложности в единый комплекс нужно связать около 12 внутренних IT-систем и 4 внешних, взаимодействующих друг с другом в режиме online.

Показатели целесообразности применения «Кредитной фабрики» установлены опытным путем и имеются следующие данные: за год использования этой платформы выдано 26 тысяч кредитов. Кредитный портфель — 5,2 млрд рублей. На просрочке свыше 30 дней — всего около 10 кредитов. Существенно выросла средняя сумма кредитов — с 45 до 189 тысяч рублей. Снижены затраты на персонал, так как для обслуживания этой системы достаточно 1 сотрудника на одно отделение банка, многие решения и функции автоматизированы, но этот сотрудник должен пройти специальное обучение в рамках данного проекта [23].


Перспективы развития данной платформы заключаются в ее по оптимизации. Следует сделать систему более «дружелюбной», но при этом не пропускала ошибки, проверяла все сразу при вводе информации. Усовершенствовать процедуры внутри самого процесса, в частности уменьшить долю операций, обрабатываемых вручную.

Усовершенствовать методику одобрения, чтобы уметь принимать адекватные решения с учетом специфики как клиента большого города, так и клиента, живущего в совсем маленьком населенном пункте и имеющего специфический доход. То есть максимально индивидуально подойти к этим клиентским слоям, объясняя машине, как их одобрять. Это усложнит систему, но позволит улучшить качество отсева и сделать уровень одобрения более высоким.

Результат усовершенствования процесса выдачи кредитов в росте кредитного портфеля банка и увеличения доли ПАО «Сбербанк» на рынке.

2. Еще одним новым решением может является кредитование инноваций. Данная сфера нуждается в финансовых ресурсах, но ограничена в их привлечении в виду высокой рискованности.

3. Развитию безналичных расчетов юридических лиц будет способствовать развитие услуги Бизнес Онл@йн. Функциональные возможности Интернет-банкинга «Сбербанк Бизнес Онл@йн» заключаются в получении и обработке документов в интернете, в просматривании счетов и информации об остатках в определенные моменты времени, в возможности передавать электронные документы приложенными файлами, в возможности общаться внутри системы с вашими партнерами и клиентами. Подключаться к системе могут организации и предприниматели, независимо от наличия расчетного счета в ПАО «Сбербанк».

Данная система создана для облегчения работы и быстрого доступа клиентов к необходимой информации, а в итоге имеется много жалоб на ее функционирование. Много жалоб, связано с некомпетентностью службы поддержки.

Для улучшения позиций банка на рынке не стоит пренебрегать таким проблемами, следует осуществить такие мероприятия по улучшению: повысить компетентность сотрудников этой службы путем постоянного обучения (ведь банк постоянно совершенствует свои сервисы значит и обучение должно быть постоянным), периодической аттестации; следует учитывать оценки клиентов за обслуживание, снизить время ожидания ответа операторы службы поддержки; рассмотреть введение в штат большего числа сотрудников по оказанию технической помощи клиентам непосредственно на их рабочем месте; повысить надежность самой системы Сбербанк Онл@йн, улучшить ее функциональные свойства, чтобы они были не ниже аналогичных. Эти мероприятия довольно затратны, но необходимы, так как могут повлиять на постоянство клиентов [25, c.310].


Однако наиболее сложным, как представляется, является вопрос относительно определения составляющих механизма государственного регулирования, в том числе и в сфере функционирования безналичных расчетов. Исследуя механизм государственного регулирования рынка платежных услуг, приходим к выводу, что он представляет собой систему форм, методов, инструментов воздействия с целью обеспечения единства и благоприятных условий для развития и функционирования рынка финансовых услуг.

Внимание банков к вопросам, связанным с системами платежей и расчетов, объясняется тем, что одной из главных функций центрального банка является поддержание доверия общества к деньгам, которое в значительной степени зависит от способности субъектов экономики своевременно и безопасно переводить деньги и использовать финансовые инструменты в платежных системах и системах расчетов.

Именно поэтому Сбербанк принимает меры для того, чтобы системы платежей и расчетов были эффективными, стабильно функционирующими и надежными, способными работать даже, если рынки вокруг них страдают от кризисов.

3.2. Рекомендации по совершенствованию безналичных расчетов для физических лиц

Рынок платежей занимает значительное место в рыночной экономике, обслуживая перемещение денег между субъектами экономики. Более того, мировая практика демонстрирует, что альтернативные платежные инструменты, в зависимости от конкретных видов, могут стимулировать появление новых рынков, рост национальной экономики, повышение ее конкурентоспособности, уменьшение безработицы, улучшение уровня жизни.

Платежные карты - наиболее распространенный электронный платежный инструмент для физических лиц, который характеризуется универсальностью и удобством использования.

Дальнейшее распространение расчетов с использованием платежных карт сдерживает следующие факторы:

- использование платежных карт связаны с затратами для торгово-сервисных предприятий в виде выплаты комиссионного вознаграждения эквайру, которая может составлять от 1 % до 3,5 % ;

- использование платежных карт ограничивает денежный поток, доступный для теневого оборота и ограничивает уклонение от налогов.


Эквайринг - это деятельность, которая включает в себя проведение расчетов с предприятиями торговли или услуг по операциям, совершенным держателями банковских карточек и выполнение операций по выдаче им наличных денег.

Тем не менее, использование платежных карт в электронной коммерции связано с рядом существенных преимуществ для торгово-сервисных предприятий:

- увеличивается потребление за счет кредитных карт;

- повышается качество сервиса и конкурентоспособность, ведь некоторые покупатели отдают предпочтение оплате с помощью платежных карт;

- увеличивается скорость получения денег предприятием в случае продажи товара с доставкой почтой или курьерской службой.

Электронные деньги выступают в роли альтернативы привычным банковским картам и могут распространяться в виртуальной форме или храниться на платежных картах, мобильных телефонах, картах памяти или других компактных носителях информации. Использование электронных денег имеет следующие преимущества по сравнению с безналичным операциям, осуществляемыми с помощью платежных карт:

- увеличение скорости зачисления средств на счет продавца;

- меньшей себестоимостью операции;

- большей гибкостью в предоставлении услуг [14, c. 201].

Первые два преимущества связаны с технологией осуществление операций с помощью электронных денег. В таких операциях фактическое перемещение денег происходит только при вводе денег в систему (покупке электронных денег) и выведении денег из системы продажи электронных денег).

Причина не равной конкуренции заключается в законодательном ограничены на осуществление эмиссии электронных денег небанковскими учреждениями, ограничениями на использование электронных денег субъектами хозяйствования, наличие юридических коллизий, которые позволяют легализовать эмиссию электронных денег в обход платежного законодательства, отсутствием регулирования СМС-платежей.

Отсутствие регулировки СМС-платежей негативно влияет на конкурентную среду на рынке платежей в России. Кроме того, вызывает беспокойство отсутствие механизмов защиты прав потребителей и активное использование СМС-платежей для нелегальной продажи интеллектуальной собственности [15, c. 300]. Распространение использования платежных систем является необходимым условием для успешного развития электронной коммерции. Платежные карты и электронные деньги лучше всего отвечают потребностям электронной коммерции в платежных инструментах.