Файл: Организация безналичных расчётов в банках (на примере ПАО Сбербанк).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Платежные карты характеризуются достаточно широкой распространенностью среди населения, но их использование в качестве средства платежа в Интернете носит ограниченный характер, потому что безналичные платежи уменьшают возможности предприятий для уклонения от налогообложения. Соответственно, несмотря на очевидные преимущества платежных карт над расчетами наличными, часть предприятий продает свои товары по разной цене в зависимости от способа оплаты.

Развитие систем электронных денег в России сдерживается законодательными ограничениями, согласно которым эмиссию электронных денег могут осуществлять только банковские учреждения. По нашему мнению, снятие указанных ограничений позволит создать условия для свободной конкуренции, что должно привести к снижению стоимости улучшения качества их услуг и способствовать распространению электронных платежей.

Кроме того, снижение ограничений на сумму оплат за товары субъектами хозяйствования приведет к стимулированию электронной торговли между субъектами хозяйствования. В свою очередь, введение государственного регулирования СМС-платежей является важным звеном на пути создания условий для равноправной конкуренции на рынке электронных платежей и защиты прав потребителей в сфере электронной коммерции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретических основ безналичных расчетов свидетельствует, что на сегодняшний день нет однозначного толкование термина «расчеты». Исследование расчетных отношений в историческом аспекте и с взгляда позиций различных авторов позволяет максимально приблизиться к их экономической сущности и выделить конкретные предложения по выбору оптимальных форм и методов расчетов с деловыми партнерами, совершенствование их учета. Платеж является частью системы расчетов, а не наоборот. Платеж, то есть непосредственно перевод средств - одна операция, обеспечивающий функционирование системы, однако и даже ее значимость не дает права проводить аналогию между этими понятиями. Поскольку большинство крупных предприятий сотрудничают с иностранными деловыми партнерами, считаем нужным подробнее остановиться на сущности этого понятия.

Анализ систем безналичных расчетов в Сбербанк свидетельствует, что в условиях конкуренции и финансово-экономического кризиса, спрос на платежные услуги со стороны клиентов, конечно, начал уменьшаться, и банки начинают привлекать клиентов с использованием остатка на карточном счете как депозитных средств на которые начисляется процент, от 1 до 2% как раньше, а ставки достигают 18 %.


Если сравнивать держателей платежных карт и количество активных платежных карт, можно сделать вывод о том, что снова прослеживается тенденция к выпуску карт, которые не нужны клиентам, или они не умеют ими пользоваться в соответствии с их функциональным назначением. Если сравнивать количество эмитированных банком платежных карт, по которым была осуществлена хотя бы одна расходная операция за последние три месяца по количеству эмитированных банком платежных карт, срок действия которых не истек, можно сделать вывод о том, что активными являются только 55% карт, что свидетельствует о неиспользовании карт даже для снятия наличных, не говоря даже об использовании дополнительных функциональных возможностей.

Банки как участники платежных систем осуществляют подготовку интегрированной отчетности по следующим разделам:

1. Соответствие отраженным в бухгалтерском учете операциям по заключенным договорам, составленным первичным документам действующему законодательству.

2. Информация о сумме эмитированных и погашенных обязательств за отчетный период. В этом блоке целесообразно, по нашему мнению, также подавать сведения о соотношении сумм по операциям с безналичными деньгами с суммами операций с наличными. Показатели такого соотношения будут характеризовать работу сотрудников банка, задействованных в расчетно-кассовом обслуживании клиентов: их условия труда, затрат времени на одного клиента и тому подобное.

3. Информация о количестве участников каждой платежной системы: продавцах и поставщиках товаров, работ и услуг, которые принимают в оплату электронные деньги, эмитированные данным банком. Такие данные позволят сделать выводы о готовности бизнеса к инновациям и к использованию передовых технологий.

4. Соотношение количества клиентов - пользователей электронных денег (количество зарегистрированных электронных кошельков) к общему количеству клиентов банка, который является их эмитентом. Такой показатель и его характеристика отражает готовность общества к инновациям, к использованию передовых технологий в повседневной жизни и приверженность к тем системам электронных денег, участником которых является данный банк.

Ситуация относительно развития показателей рынка платежных карт в России стремительно меняется и вызовы времени побуждают к необходимости более глубокого взгляда практических сторон организации, позиционирования и развития карточного дела в банках. Финансовый кризис стал причиной уменьшения темпов эмиссии карт. В условиях финансового кризиса банкиры практически перестали развивать это направление, сосредоточив усилия на других видов услуг.


Увеличение сумм денежных средств, перечисляемых с помощью современных механизмов, использование все более сложных технологий перевода средств, роста популярности расчетов электронными деньгами и операций с ними приводит сегодня к усилению роли оверсайта (надзора) - деятельность центральных банков по функционирования платежных систем.

Анализ перспектив развития безналичных расчетов свидетельствует, что развитие международных платежных систем существенно тормозится из-за ряда проблем, в первую очередь – из-за несовершенства законодательных норм. Первым встает вопрос легализации деятельности операторов, принимающих платежи за услуги связи от физических лиц. По мнению экспертов, чтобы привлекать много клиентов, нужно развивать сам бизнес платежей. Чтобы бизнес электронных платежей развивался, нужно расширять спектр услуг и сервисов, так как платежные системы очень отличаются бизнес-моделями.

Сбербанк предоставляет альтернативные методы оплаты физическим и юридическим лицам, в отдельных случаях стоимость товара для конечного потребителя может быть на 20 % выше при оплате товара безналичным путем в сравнении со стоимостью товара при условии оплаты наличными. Тем не менее, использование платежных карт в электронной коммерции связано с рядом существенных преимуществ для торгово-сервисных предприятий:

- увеличивается потребление за счет кредитных карт;

- повышается качество сервиса и конкурентоспособность, ведь некоторые покупатели отдают предпочтение оплате с помощью платежных карт;

- увеличивается скорость получения денег предприятием в случае продажи товара с доставкой почтой или курьерской службой.

Рынок платежей занимает значительное место в рыночной экономике, обслуживая перемещение денег между субъектами экономики. Более того, мировая практика демонстрирует, что альтернативные платежные инструменты, в зависимости от конкретных видов, могут стимулировать появление новых рынков, рост национальной экономики, повышение ее конкурентоспособности, уменьшение безработицы, улучшение уровня жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие в России. Москва: Финансы и статистика. – 2014. - 288 с.
  2. Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России. Анализ практики. Москва: Консалтбанкир. – 2013. - 244 с.
  3. Березина М.П. Система расчетов и Центральный банк // Банковское дело. – 2014. – №1. – С. 15-19.
  4. Бланк И. А. Финансовый менеджмент / И. А. Бланк. - К .: Эльга, Ника-Центр, 2010. - 656 с.
  5. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М .: Книжный мир, 2010 - 895 с.
  6. Бухгалтерский учет : учеб. / А. С. Бакаев, П. С. Безруких, Н. Д. Врублевский и др.; под ред. П. С. Безруких. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Бухгалтерский учет, 2012. – 736 с.
  7. Викулов В. С. Концептуальный подход к разработке инновационной стратегий коммерческого банка // Финансовый менеджмент. ― 2009. ― № 5. ― С. 106.
  8. Деятельность коммерческих банков: Учеб.пособие / Под. ред. А.В. Калтырина. 2-е изд., перераб. и доп. ― Ростов н/Д: Феникс, 2010. - С. 311.
  9. Завадский И.С., Осовская Г.В., Юшкевич А.А. Словарь экономических терминов: Менеджмент. маркетинг, предпринимательство. учеб. - Метод. пособие – М.: Финансы, 2011. - 444 с.
  10. Загородний А.Г. Финансы предприятий: Учеб. пособие. - 2-е изд., Перераб. и доп. - М .:, 2012 - 379 с.
  11. Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике: Полымя, 2010 - 571 с.
  12. Коробова Г.Г. Банковское дело. Москва: ЭКОНОМИСТЪ. – 2013. 751 с.
  13. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. Москва: КноРус. – 2013. - 558 с.
  14. Мищенко С.В. Проблемы устойчивости денежного обращения / С.В. Мищенко. [Текст] : [монография]. – М.: Новое знание, 2014. – 399 с.
  15. Парусимова Н.И. Трансформация банковских продуктов в разных типах экономических систем: монография. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. – 2014. 389 с.
  16. Платёжные и расчётные системы. Международный опыт. Вып. 27. – М.: Центральный банк Российской Федерации, 2011. – 76 с.
  17. Платёжные и расчётные системы. Статистика платёжной системы России 2007-2015 // Центральный банк Российской Федерации, 2015.
  18. Поморина М.А. Управление рисками как часть процесса управления активами и пассивами банка // Банковское дело. 2014. № 3. С. 8-15.
  19. Прохорова Т.В. Оценка эффективности кредитных операций коммерческого банка // Вестник Банка России. - № 8. - 2013. - С. 37-45.
  20. Развитие банковского рынка в 2014-2015 годах. - Режим доступа: http://raexpert.ru 31/03/2016.
  21. Райзберг Б.А., Лозовской Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. Москва: ИНФРАМ. – 2013. 495 с.
  22. Рейнхарт К. На этот раз все будет иначе. Восемь столетий финансового безрассудства / К. Рейнхарт, К. Рогофф.– М.: ООО «Карьера Пресс», 2011. – 528с.
  23. Трачук А.В. Перспективы распространения безналичных розничных платежей / А.В. Трачук, Д.Ю. Голембиовский // Деньги и кредит. – 2012. – №7. – С.24–32.
  24. Тютюнник А.В., Турбанов А.В. Банковское дело. Москва: Финансы и статистика. – 2013. 608 с.
  25. Финансы предприятий: учеб. пособие. / Н. Б. Ярошевич. - М .: 2012. - 341 с.
  26. Щетинин А.И. Деньги и кредит: Учебник: Вид. 2-е, перераб. и доп. – К.: Центр учебной литературы, 2011 - 432 с.
  27. Улюкаев А.В. Современная денежно-кредитная политика: проблемы и перспективы / А.В. Улюкаев. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. – 208 с.
  28. Улюкаев А.В. Перспективы макроэкономического развития и среднесрочные задачи Банка России / А.В. Улюкаев // Деньги и кредит. – 2012. – № 1. – С.6–8.
  29. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. – URL: http://www.cbr.ru.
  30. Федеральная служба государственной статистики РФ. - Режим доступа: http://www.gks.ru 01/04/2016.
  31. Kokkola T. The payment system. Payments, securities and derivatives, and the role of the Eurosystem / T. Kokkola. – European Central Bank, 2010. – 369 p. – URL: http://www.ecb.int/pub/pdf/other/paymentsystem 201009en.pdf.
  32. Payment, Сlearing and Settlement Systems in the CPSS Countries. Volume 2. Committee on Payment and Settlement Systems Payment, November 2012. – URL: http://www.bis.org/publ/cpss105.pdf.
  33. Relative importance of payment instruments: 2013. – European Central Bank. – URL: http://www.ecb.europa.eu/stats/payments/paym/html/ payments_p_2013.en.html.
  34. Retail Financial Services Report. European Commission. – March 2012. – URL: http://ec.europa.eu/internal_market/finservices-retail/docs/policy/eb_special_373-report_en.pdf.
  35. The Implementation of Monetary Policy in the Euro Area. General Documentation on Eurosystem Monetary Policy Instruments and Procedures. European Central Bank. November, 2008. – 103 p. – URL: http://www.ecb.int/pub/pdf/other/gendoc2008en.pdf
  36. Zandi M. The Impact of Electronic Payments on Economic Growth / M. Zandi, V. Singh // Economic Analysis from Moody’s Economy, March 2010. – URL: http://corporate.visa.com/_media/moodys-economy-white-paper.pdf.

Приложения

Приложение 1

Преимущества и недостатки основных форм расчетов

Виды расчетов

Преимущества

Недостатки

Платежное поручение

1. Универсальность.

2. Можно сблизить дату отгрузки с датой оплаты.

3. Простота оформления и прохождения через банк.

1. Нет должной гарантии платежа.

2. Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.

Платежное требование-поручение

1. Упрощение документооборота и сокращение издержек.

2. Повышение ответственности за расчеты поставщика и плательщика.

1. Нет должной гарантии платежа и возникновение взаимной задолженности.

Инкассо

1. Система инкассо обеспечивает четкий порядок адресации доставки требований и контроль за расчетами со стороны покупателя и поставщика.

2. Может осуществляться отгрузка без предварительной оплаты.

Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.

Чек

1. Гарантия платежа.

1. Усложнение документооборота, так как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика (чекодателя)