Файл: Понятие и виды трудового стажа (Юридическое понятие трудового стажа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В современном обществе важную роль играют нормы социального обеспечения, так как все граждане государства имеют право на комфортный уровень жизни при достижении старости, а так же при полной или частичной потере трудоспособности, потере кормильца или в случае серьезной болезни.

В европейских странах социальное обеспечение выражено в трех системах, это социальное страхование, государственная поддержка и система «универсального» обеспечения. Самая распространённая система – это социальное страхование, которая подразумевает собой обязательное удержание страховых взносов с юридических лиц из оплаты труда наемных работников и предоставление права на пенсию или пособия гражданам с любым социальным статусом, при наличии необходимого страхового стажа, возраста и других необходимых условий.

Российская Федерация позиционирует себя, как правовое государство и по это причине ставит перед собой задачи по повышению уровня жизни своих граждан за счет реформ совершающихся в настоящее время в пенсионной системе.

В современной России наличие стажа, как трудового, так и страхового играют важнейшую роль в финансовом обеспечении гражданина, как в период его активной трудовой деятельности, так и в годы его нахождения на пенсии.

Именно поэтому в современных условиях выбранная тема курсовой работы: «Понятие и виды трудового стажа» является весьма актуальной.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении понятий и видов трудового стажа. Данная цель определила постановку следующих задач:

  • изучить юридическое понятие трудового стажа;
  • рассмотреть виды и классификация трудового стажа;
  • проанализировать способы доказательства и порядок исчисления трудового стажа;
  • и в итоге сделать обобщающие выводы, исходя из изученного материала.

Объект исследования – это пенсионные правоотношения, из-за которых возникает понятие трудового стажа.

Предмет исследования – это законы, регулирующие способы исчисления и подтверждения трудового стажа, а так же правила оформления документов для подтверждения данного стажа.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы анализа и обобщения нормативно-правовых и эмпирических материалов. При решении поставленных задач в интересах достижения целей исследования использовались современные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой и апробированные на практике.


При написании работы использовались труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, таких как Э.Г. Тучкова, Е. Е. Мачульская, Д.В. Уткин, Е.А. Овсянникова, Э.Г. Тучкова, В.П. Галаганов и других, так же аналитическая информация сети интернет и информационно-правовые порталы «Гарант.ру» ( http://www.garant.ru) и «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru) , а так же официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации (http://www.pfrf.ru/)

1. Понятие трудового стажа

1.1 Юридическое понятие трудового стажа

Право на большинство видов социального обеспечения в большинстве случаев зависит от участия гражданина в трудовой или любой другой общественно-полезной деятельности. Эта зависимость обрела юридическое утверждение через институт трудового стажа. Кроме данной деятельности к трудовому стажу присоединяются другие периоды, которые расценены законодательством как уважительные, в том случае если гражданин не мог работать (срочная военная служба, уход за ребенком и т.д.)

Важнейшим юридическим фактом, с которым связывается появление большей части правовых отношений  в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Существование трудового стажа оказывает значительное влияние на количество прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Институт трудового стажа расположен в Особенной части системы отрасли права, он аккумулирует нормы, закрепляющие понятие отдельных видов трудового стажа, порядок его исчисления, доказательства и правовые последствия, связанные с каждым из его видов.

Трудовой стаж как юридический факт - это общее собирательное понятие, охватывающее несколько его разновидностей. Он представляет собой суммарную продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других, указанных в законе периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия.[1]

Воспользуемся формулировкой трудового стажа, дающейся в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции от 21.12.2006 N 239-ФЗ, с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 N 187-О): «Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»[2].


Право на социальное обеспечение раскрывается в целом ряде статей Конституции РФ. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; ст. 37 закрепляет право на защиту от безработицы; ст. 38 устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства; ст. 40 провозглашает право каждого на жилище и особую заботу о малоимущих, которым оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.[3]

Если перевести понятие «трудовой стаж» с иностранных языков, то оно будет означать: длительность трудовой и иной общественно полезной деятельности гражданина. Таким образом, можно дать понятие Трудовому стажу – как продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в общеустановленном порядке и влекущая за собой конкретные правовые следствия: право на пенсию, на пособие, льготы и тому подобное. Впрочем, приведенные ранее понятия в большей степени характерны для трудового права. В праве же социального обеспечения допускается следующее понятие трудового стажа – это юридический факт (время работы и иной деятельности), с которым законодатель связывает наступление правовых последствий в виде трудовой пенсии, пенсии по выслуге лет, пособию по нетрудоспособности и т.д.

Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт трудового стажа. Помимо указанной деятельности в трудовой стаж включаются также периоды, когда гражданин не мог работать по объективным причинам, признанным государством уважительными. Трудовой стаж является самостоятельным правовым институтом отрасли права социального обеспечения, который тесно связан с институтом пенсионного обеспечения и институтом пособий. Трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности и других, указанных в законе периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия.[4]

Так же трудовой стаж, как характерный способ измерения объема трудовой деятельности, имеет и количественную, и качественную характеристики.

На сегодняшний день трудовой стаж как институт социального обеспечения регламентируется совокупностью нормативных актов, которую мы можем показать в виде организованной иерархии законодательных актов:


В первую очередь это Международно-правовые акты. Допустим, в случае, когда Российской Федерацией установлены другие требования исчисления и подтверждения, в частности, страхового стажа для формирования трудовой пенсии, используются принципы международного договора Российской Федерацией. Из данных актов выделим, допустим - Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках СНГ. [5]

Далее можно выделить такие Законодательные акты как:

  • Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (далее по тексту – ТК РФ). Впрочем, в ТК РФ не регламентирован способ исчисления трудового стажа и не дано четкого определения. Так статья посвященная предмету трудового стажа, говорит о том, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом. [6] Следовательно, ТК РФ направляет к другим нормативным актам, на пример к Закону РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года. [7]
  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. [8]
  • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ [9] и прочие акты.

Так же упомянем Подзаконные нормативные акты:

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» от 24 июля 2002 года № 555; [10]
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 11 июля 2002 года № 516 [11] и прочие акты.

Из оставшегося не маленького объема остальных актов министерств и ведомств упомянем такой акт, как -

Постановление Правления ПФ РФ от 21.10.2002 N 122п (с изм. От 14.10.2003) "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного

страхования и инструкции по их заполнению" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.12.2002 N 4051)[12].


Таким образом, из сказанного выше можно сделать следующий вывод: для правовой регламентации трудового стажа, как системы социального обеспечения выделен большой комплекс имеющих разные уровни нормативных актов. Впрочем, данный момент является в большей степени недостатком, нежели достоинством данной системы.

Главный недостаток, прежде всего, выражается в противоречивости данных актов, так как она напрямую связана с их количеством. Большое количество действующих, но устаревших правовых документов так же негативно сказывается на институте трудового стажа.

Далее необходимо упомянуть о том, что при применении на практике данных нормативных документов работники судов сталкиваются с проблемами, которые негативно сказываются на гражданах Российской федерации и во многом работают не в интересах обычных граждан.

Так же рядовое население в малой степени имеет понимание что такое «страховой стаж» и порядок его исчисления, а вместе с тем эти знания прямо связаны с правами граждан в социальном обеспечении.

Разнообразность, замысловатость и непоследовательность нормативных документов, регламентирующих трудовой стаж, доставляет затруднения в судебной правоприме­нительной практике. В виду этого Пленум Верховного суда РФ 20 декабря 2005 года принял Постановление «О некоторых во­просах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных реализацией гражданами права на трудовые пенсии» № 25 [13], где обширное внимание уделено именно вопросам исчисления и обоснования стажа.

1.2. Право человека на социальное обеспечение

Содержание международных актов о правах человека, Конституции РФ и отраслевого законодательства дает возможность сформулировать определение права на социальное обеспечение. Право на социальное обеспечение - это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для достойной жизни, в тех случаях, когда в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств он утратил доход от трудовой деятельности или внутрисемейное содержание.[14]

Социальное развитие общества напрямую зависит от гарантий предоставленных государством населению, одной из таких гарантий является пенсионное обеспечение, потому что напрямую касается интересов нетрудоспособных граждан, по данным статистики количество данных граждан составляет более 30 % населения каждого государства.