Файл: Понятие и виды трудового стажа (Юридическое понятие трудового стажа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) зависит от суммы годовых пенсионных коэффициентов (баллов) за период до и после 01.01.2015, а также от повышающего коэффициента к страховой пенсии. В 2018 году максимальная сумма годовых пенсионных баллов составляет - 8,70.

ИПК определяется по формуле:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) * КвСП,

  • где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;
  • ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01.01.2015. (Величина ИПКс состоит из суммы, полученной при делении размера ежемесячной выплаты гражданину страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 без учета фиксированного базового размера и накопительной части пенсии на стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) (СПКк), а также суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных периодов, имевших место до 01.01.2015 (НПi), деленной на коэффициенты, для исчисления размера страховой пенсии по старости равных 1);
  • ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 01.01.2015, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. (Величина ИПКн состоит из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов и суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов (НПi), деленной на коэффициенты, для исчисления размера страховой пенсии по старости равных 1)
  • КвСП - коэффициент повышения ИПК, применяется при отсрочке обращения за назначением страховой пенсии. [36]

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, причем отдельно за периоды страхового стажа, имевшие место до 1 января 2015г., и, начиная с 1 января 2015 г.. Данная величина определяется с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР путем деления суммы страховых взносов, уплаченных за соответствующий календарный год за застрахованное лицо в соответствии с индивидуальным тарифом, на нормативный размер страховых взносов за соответствующий календарный год. Нормативный размер страховых взносов – величина производная, которая определяется путем умножения максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов, на предельную величину базы для начисления страховых взносов в ПФР за соответствующий календарный год. Закон предусматривает также величину коэффициента за полный календарный год иного периода, включаемого в страховой стаж. Так, например, за период службы по призыву, ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им полутора лет – 1,8; за вторым ребенком до достижения того же возраста – 3,6; за третьим и четвертым соответственно – 5,4. Максимальный индивидуальный пенсионный коэффициент, начиная с 2021 г. и в последующие годы, не может быть свыше 10 для застрахованных лиц, у которых не формируются пенсионные накопления, и не свыше 6,25 – для тех, у кого накопления формируются (п.19 ст. 15 Закона о страховых пенсиях). Что касается его максимальной величины в период с 2015 г. до 2021 г., то она указана в Приложении № 4 к Закону о страховых пенсиях.[37]


Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых пенсионных баллов. При формировании только страховой пенсии максимальное количество годовых пенсионных баллов - 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования одновременно и страховой, и накопительной пенсии максимальное количество годовых пенсионных баллов - 6,25, так как 27,5% страховых взносов направляются на формирование пенсионных накоплений. Граждане 1967 года рождения и моложе, сделавшие до 31 декабря 2015 года выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии в системе ОПС, могут в любой момент отказаться от формирования накопительной пенсии и направить 6% страховых взносов на формирование только страховой пенсии. Также, гражданам 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, представляется возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную) в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года. При выборе варианта пенсионного обеспечения следует учитывать, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином НПФ или УК. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, то есть может быть и убыток от их инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов. Пенсионные накопления не индексируются. У всех граждан 1966 года рождения и старше вариант пенсионного обеспечения – формирование только страховой пенсии.[38]

Получение права на страховую пенсию зависит от года назначения страховой пенсии, данная взаимосвязь отражена на рисунке 2.

Рисунок 2. Количество индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Подсчет ИПК производится следующим образом:

  1. по данным персонифицированного (индивидуального) учета страховых взносов (данные имеются в органах Пенсионного фонда РФ) определяется сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов (установлен законом) на финансирование страховой пенсии по старости, которые были начислены и уплачены в календарном году за конкретного гражданина;
  2. определяется нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, который рассчитывается как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы (установлена законом) для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующий календарный год.[39]

Также сумму пенсионных баллов (ИПК) существенно увеличивает обращение за назначением страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если Вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а сумма Ваших индивидуальных пенсионных коэффициентов – на 45%; а если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, а сумма Ваших индивидуальных пенсионных коэффициентов в 2,32 раза.[40]

Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за ее назначением представлены на рисунке 3.

Рисунок 2. Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за ее назначением.

Что же касается механизма формирования страховых пенсионных прав застрахованных, закрепленного в Законе, то по своей правовой природе он характерен для гражданско-правового страхования, которое принципиально отличается от социального страхования, поскольку спецификой обязательного социального страхования и неотъемлемым его атрибутом является участие в нем самого государства, несущего субсидиарную ответственность в случае недостаточности средств на выплату страховых пенсий. Идеология данного Закона заключается в переходе от формирования обязательств государства, выраженных в абсолютных суммах пенсий, гарантированных каждому, к обязательствам пенсионных выплат, обеспеченных только страховыми взносами. Реализация данной идеологии практически исключает субсидиарную ответственность государства как одного из субъектов системы обязательного социального страхования и обрекает ее на девальвацию. Ни один человек до дня своего выхода на пенсию не будет располагать информацией об абсолютном размере полагающейся ему пенсии. Индивидуальный пенсионный коэффициент, о котором выше шла речь, позволит тем, кто сможет разобраться в Законе, в лучшем случае лишь подсчитать конечное количество баллов, которое «само по себе» без денежного его выражения в форме размера полагающейся пенсии не обладает стимулирующим эффектом. Миллионы людей, из числа застрахованных, потеряют интерес к системе, которая так организована, что за их многолетний труд на благо общества не гарантирует достойного уровня жизни при наступлении старости, в случае инвалидности и утраты кормильца. Это спровоцирует поиск решения данной проблемы вне правового поля и приведет к резкому росту расходов государства на выплату социальных пенсий, право на которые имеет каждый как член общества вне всякой связи с трудовой деятельностью человека.[41]


Заключение

В последние годы в России проводиться очень активно пенсионная реформа. С ней связано большое количество изменений в законодательстве, так с 2015 по 2017 принят ряд законов, согласно которым увеличиваются требования к минимальному трудовому стажу и требуемому количеству пенсионных баллов для получения пенсионных выплат.

Государство целенаправленно меняет действующее законодательство, внося изменения в правила по пенсионному обеспечению. Данные изменения нацелены исключительно на гарантированное обеспечение должного уровня жизни Российских граждан находящихся на пенсии, так же направлено обеспечение равновесия и долговременной финансовой устойчивости пенсионной системы. Стоит упомянуть про приемлемый уровень социальной страховой нагрузки на граждан Российской Федерации, так как в связи с данной реформой государство практически полностью возложила обязанность по финансированию пенсионной системы на субъекты экономической деятельности, развивая трехуровневую пенсионную систему в качестве трудовой, корпоративной и частной пенсии, таким образом повышая эффективность её накопительной составляющей.

Но, к сожалению, не смотря на все старания правительства Российской Федерации, существующая система пенсионного обеспечения имеет большое количество серьезных недостатков и не обеспечивает исполнение обязательств государства перед людьми пенсионного возраста. Размер пенсий на сегодняшний момент в системе государственного пенсионного обеспечения и страхования очень низкий и практически в большинстве своем не достигают даже уровня прожиточного минимума граждан.

По моему мнению сложившаяся на сегодняшний момент ситуация с пенсионным обеспечением крайне негативна. И одной из важнейших проблем это неудовлетворительное приток денежных средств в пенсионную систему. Предлагаемые решения государства существенно не затрагивают источники финансирования пенсий, а выражаются только в изменении формул и механизмов распределения денежных средств, между гражданами нуждающихся в пенсионом обеспечении.

В настоящий момент финансирование пенсионной системы осуществляется за счет отчислений с заработной платы, таких как единый социальный налог, но всем прекрасно известно, что размер заработной платы в Российской федерации находится сейчас на крайне низком уровне. Так же многие работодатели в России применяют так называемую «черную либо серую» оплату труда, таким образом, уходя от налогообложения и тем самым существенно уменьшая объем получаемых средств в пенсионный бюджет.


В связи с выше сказанным, по моему мнению, первоочередной задачей, которую нужно решить в дальнейших реформах пенсионного обеспечения, это задача повышения притока денежных средств в пенсионную систему.

Так же в начале реформы серьезные преобразования коснулись именно способа подсчёта трудового стажа, и стали основываться на страховых взносах и конвертации пенсионных прав.

Одной из главных проблем пенсионной реформы можно так же назвать, применение на практике нормативных актов, так как работники судов сталкиваются с проблемами, которые негативно сказываются на гражданах Российской федерации.

Так же рядовое население в малой степени имеет понимание что такое «страховой стаж» и порядок его исчисления, а вместе с тем эти знания прямо связаны с правами граждан в социальном обеспечении. Разнообразность, замысловатость и непоследовательность нормативных документов, регламентирующих трудовой стаж, доставляет затруднения в судебной правоприменительной практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

1. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру»: http://www.garant.ru

2. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года № 340-1 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру»: http://www.garant.ru

3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) Статьи 38, 39, 40 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру»: http://www.garant.ru

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» от 24 июля 2002 года № 555 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру»: http://www.garant.ru

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 11 июля 2002 года № 516 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру»: http://www.garant.ru

6. Постановление Правления ПФ РФ от 21.10.2002 N 122п (с изм. От 14.10.2003) "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.12.2002 N 4051) // Информационно-правовой портал «Гарант.ру»: http://www.garant.ru