ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 495
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рис. 4. Модель практической методики в профессиональном консулы»!
ровании: А — имитационная (содержательная часть); Б — психотехни-*
ческая (процедурная часть)
Таблица Содержательная часть модели практической методики
А — имитационная (содержательная) часть методики | Б — психотехническая (процедурная) часть |
1 — имитационная модель методики | 2 — психотехническая модель методики |
3 — владение психологом имитационной моделью | 4 — готовность психолога использовать данную процедуру |
5 — готовность клиента (оптанта) рассматривать смоделированные в методике проблемы | 6 — готовность клиентов участвовать в данной процедуре |
7 — допустимость рассмотрения в данной школе смоделированных проблем | 8 — правомерность использования процедуры в данной школе (понимание коллег и администрации) |
Для оценки эффективности методики данную модель моа использовать следующим образом. Например, пpoфкoнcyльтa^ должен решить для себя вопрос, какую методику лучше прове в данном классе. В этом случае он начинает оценивать качеств
ISO
6.3. Основные группы профориентационных методов
Можно условно выделить (перечислить) группы методов в соответствии с уже выделенными ранее основными задачами профориентации: информационно-справочными, диагностическими (направленными на самопознание клиента), методами морально-эмоциональной поддержки клиента и методами принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента. Знание и владение этими методами не только во многом обеспечивают эффективность профессионального самоопределения консультируемого человека, но и способствуют лучшему пониманию смысла выполняемой работы самого профконсультан-та, т.е. способствуют и его собственному самоопределению.
Информационно-справочные, просветительские методы:
-
профессиограммы — краткие описания профессий (пробле
ма в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспри
нимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более
компактные и понятные формы описания профессий); -
справочная литература (при условии достоверности такой
справочной информации); -
информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимиза
ции поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «руч
ные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде
картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации
в ЭВМ). Наиболее перспективны, конечно же, электронные ИПС,
но для их эффективной работы нужны не только подготовленные
181
программисты, но и ирреальные контакты профконсультацион-; ных центров с заинтересованными организациями и учреждения-'; ми. К сожалению, такая заинтересованность встречается пока не { часто;
-
профессиональная реклама и агитация (при условии досто- .
верности, оперативности и привлекательности для тех, кому та
кая реклама предназначена); -
экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведе-1
ния (при условии заблаговременного подбора и подготовки
лифицированных ведущих и экскурсоводов); -
встречи школьников со специалистами по различным про-1
фессиям (при условии специального отбора и психолого-педаго-1
гической подготовки таких специалистов по профессии); -
познавательные и просветительские лекции о путях решения
проблем самоопределения; -
профориентационные уроки со школьниками как система
занятий (а не как отдельные «мероприятия»); -
учебные фильмы и видеофильмы; -
использование средств массовой информации (СМИ) может
быть достаточно эффективным, но при обязательном учете и>
специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией^
требующего не только динамичного изложения существа вопро
са, но и умения произвести впечатление на самую разную аудито
рию, а также неизбежность сокращения объема профессиографи-
ческой информации и спокойного отношения к разного рода ре
дакторским правкам и цензуре); -
различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже uoi
казавшие свою эффективность в профориентационной помощи
не только безработным, но и выпускникам школ. На этих «ярмар
ках» безработные и незанятые люди встречаются с представите^
лями различных фирм и учреждений и нередко делают важные
выборы (иногда до 40 % клиентов решают на «ярмарках профес^
сий» свои проблемы). Такая форма работы позволяет эконом*
много времени (не нужно каждый раз куда-то идти, договари-j
ваться и т.п., нужно просто переходить от одного стола к другое
и завязывать контакты с представителями организаций).
Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощ\ в самопознании):
-
беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенные
вопросам); -
открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого от-j
влечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профкон^
сультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информа^
ции больше, чем традиционное тестирование); -
опросники профессиональной мотивации (специалисты счи|
тают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.<
182
пригодные для большинства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
-
опросники профессиональных способностей. Их нужно при
менять очень избирательно; для их использования и интерпрета
ции результатов требуется особая подготовка профконсультанта;
эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с
особыми условиями труда; для большинства же профессий проф
пригодность формируется в самой трудовой деятельности; -
«личностные» опросники. Требуется особая подготовка проф-
консультантов при их использовании — понимание смысла и
ограничений применения такого типа опросников в профкон-
сультации (по-настоящему личность нельзя «просчитать»); на
стоящий личностный тест — это поступок человека в ответствен
ные моменты жизни (например, на «референдумах» и при «го
лосованиях», когда испытывается способность противостоять
изощренной пропаганде) и в обычных житейских ситуациях. Та
ким образом, тест на «личностность» — это, с одной стороны,
поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это про
явление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни, т. е. очень
сложно оценить личность в обыденном, «усредненном» режиме
жизни; -
проективные личностные тесты (требуется особая подготов
ка и особая стажировка профконсультанта для их использования); -
методы наблюдения — это один из основных научно-практи
ческих методов работы психолога (при условии владения этим
методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюде
ния, способов наблюдения и фиксации результатов, способов
интерпретации результатов и др.); -
сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от ро
дителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при
условии тактичности и этической корректности такого опроса,
когда получение косвенной информации не ставит знакомых и
друзей интересующего профконсультанта человека в положение
доносчиков);
-
психофизиологические обследования (в широкой практике
они имеют смысл для профессий, связанных с особыми условия
ми труда, а в специальных исследованиях могут быть использова
ны для самых разных видов трудовой деятельности); -
«профессиональные пробы» в специально организованном
учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фуку-
ямы (см.: Укке, 1990). Они обычно требуют очень больших матери
альных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересован
ности» фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень
подходят к условиям современной РФ; -
использование различных игровых и тренинговых ситуаций,
где моделируются различные аспекты профессиональной деятель-
183
ности (например, особенности общения или нравственного вы-1 бора). Это позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
-
исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в]
трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека бе-|
рут на работу с испытательным сроком); -
использование для исследования работника различных тре-|
нажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изу-|
чается и прогнозируется сама готовность осваивать новые про-|
фессиональные действия.
Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
-
группы общения (в профориентации чаще используются для!
создания благоприятной атмосферы взаимодействия). Своеобраз-|
ной формой развития подобных групп применительно к проф-
ориентационной проблематике стали «клубы ищущих работу»
их всевозможные модификации, где в благоприятной психологи
ческой атмосфере удается более эффективно рассматривать и соб
ственно профориентационные вопросы; -
тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить не-|
которые коммуникативные навыки поведения при приеме на ра
боту, на экзаменах и при различных деловых контактах); -
сложные методы индивидуальной и групповой психотерапи»
(НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.). Иногда они помогают
клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности ил*
смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, свя
занных с самоопределением; эти методы требуют особой подго
товки профконсультанта; -
пламенные публичные выступления. Несмотря на некоторс
ироничное к ним отношение, такие выступления при умелол
использовании могут сформировать серьезную мотивационнук
основу самоопределения у ряда клиентов. Правда, они мог
стать и сильным средством манипуляции по отношению к кли
ентам; -
профориентационные и профконсультационные активизи-|
рующйе методы (игры) с элементами психотренинга; -
личное обаяние профконсультанта (то, что от природы,
то, что можно самостоятельно в себе развивать); -
различные положительные (успешные) примеры самоопре
деления, на которые может ссылаться профконсультант для по-|
вышения уверенности клиента в принципиальной возможнс
разрешения своих проблем; -
«праздники труда», повышающие престиж конкретных про
фессий (естественно, при умелой организации и учете специфи-*
ки той аудитории, для которой такой праздник организуется,
чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не тор-ч
жественно-заорганизованное мероприятие).