ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 501
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
рроекты зарубежные благотворительные фонды. Между тем имен! но в условиях современной России проблема заключенных явля§ ется одной их самых острых (с учетом того, что заключенных нас слишком много). На первый план в этой стратегии выход помощь в обретении смысла даже в самых непривлекательных даже унизительных выборах.
Активизирующая стратегия. В ее основе лежит реальное взаи| модействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта пс строения своей жизни. Важным условием такой стратегии являе! ся активная, творческая позиция самого профконсультанта, пс скольку клиент и консультант фактически образуют единую сие тему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать един! субъектом решения профконсультационной проблемы.
Нежелательные стратегии.
Стратегия «обмана» В консультационной практике неред* возникает проблема: кого «обманывать» — клиента или нача
176
ника-заказчика (который «обязывает» психолога работать определенным образом и строго наказывает за иные варианты работы)? Если не удается «переубедить» (или «просветить») заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах «рапортовать», что работа выполнена «как положено». Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Опыт также показывает, что начальство иногда догадывается о «хитрости» психолога, но не наказывает его, поскольку тот соблюдает «правила игры» и не стремится публично доказывать, что начальство ведет себя неправильно и некомпетентно.
Стратегия самообмана. Здесь психолог оказывает неполноценную помощь или просто «манипулирует» клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе. Часто оправданием служит «полное удовлетворение» клиентов. Можно выделить следующие варианты стратегии «самообмана»:
а) директивное консультирование. Наиболее коварна его фор
ма, когда психолог ласково улыбается клиенту, но про себя дума
ет: «Все равно ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе
скажу». Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, со
здает атмосферу безоговорочного доверия и буквально «вьет из
него веревки», клиент же при этом пребывает в заблуждении, что
работает со «знающим» и «приятным» специалистом;
б) игра в «терапию». Пример: подростка в центре профориен
тации сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после
группы подросток заявляет: «Вообще-то было интересно, но я
как пришел со своей профориентационной проблемой, так и.ушел
с ней». Но в целом подросток доволен, и консультанта сложно
упрекнуть в непрофессионализме (его позиция: «Спросите у де
тей, они вам скажут, понравилась им моя помощь или нет»);
в) деструктивно-рекомендательная. Выражается в стремлении
«круто менять судьбы людей» и часто самоутверждаться таким
образом самому (типично для начинающих профконсультантов);
г) адаптивно-манипулятивная. Главная проблема здесь: как проф-
консультанту не позволять манипулировать собой. Например, в слу
чаях, когда клиент или мама клиента уже решили для себя сделать
какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его пси
хологу (сам приход к психологу — это, скорее, подтверждение своей
правоты и одновременно перенесение ответственности на самого
психолога-консультанта, если он «согласится» с клиентом).
Отдельно можно выделить формальную и неформальную стратегии профориентационной помощи. При формальной профориентации клиентов подталкивают к тем выборам, которые поощряются данным правительством или местными органами власти (например, всех ориентируют на «фермерство», или на «малый бизнес», или на «челночничество»). При формальной профориен-
177
тации на первый план выходит проблема отчетности перед ^ личными проверяющими структурами и инспекторами/ Реаль1 ная профориентация больше исходит из потребностей клиентов! Но при этом сами такие потребности могут быть не всегда npoco-j циальны (например, клиент стремится строить свое благополучие за счет других людей или за счет общественных интересов). ^ реальной профориентации возникает проблема соотнесения р^ личных «реальностей»: сегодняшней и предполагаемого будущей го, поскольку ориентация лишь на интересы сегодняшнего др далеко не всегда создает основу для личностного развития в пер-| спективе. А для самого психолога-профконсультанта ориентащ лишь на сегодняшние проблемы клиента также порождает onacj ность «идти на поводу» у своих клиентов, особенно когда ощ хорошо оплачивают такие услуги (а платят часто не столько реальные советы, сколько за моральную поддержку примитивн! или даже антисоциальных ориентации).
Так или иначе осознание доминирующей стратегии, которой консультант придерживается в каждом конкретном случае, поме гает психологу-профконсультанту лучше рефлексировать свой труп а также лучше рефлексировать свое развитие (или деградацию) своей нелегкой работе.
6.2. Общее представление
о практической профконсультационной методике. Прогнозная модель оценки эффективности методики
Сущность любой методики — расширение возможностей сам( го психолога-практика. Если психолог обладает природным оба нием, высокими импровизационными возможностями, жизне* ным и профессиональным опытом и т.п., то ему могут и не пона добиться многие эффективно работающие методики. Однако есл такой психолог все-таки утомится к концу рабочего дня, то удач но выбранная методика может «подстраховать» его, так как посте янно работать в активном, творческом режиме довольно сложне
Обычно при рассмотрении практической методики выделяк 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержат методики, и 2) психотехническую модель, где отражены проце; методики, условия ее использования, а в хорошо описанных мс тодиках также и возможные трудности проведения. В имитацио* ной и психотехнической моделях методика представлена как «вне! нее средство», описанное в различных книгах и методических пс собиях. Для того чтобы методика работала, необходим подгото! ленный для ее использования специалист, разбирающийся в см< делированных в методике проблемах (владеющий имитационно моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий пс»
178
хотехнйческой моделью). В этом смысле говорят о методике как о «внутреннем средстве» работы психолога.
Как Отмечает Е. А. Климов, методика — это совокупность внешних и внутренних средств профессиональной деятельности психолога. Иногда бывает так, что психолог хорошо разбирается в проблематике, но не умеет работать с конкретными процедурами (технологиями). И тогда использование методики будет менее эффективным.
При прогнозировании эффективности методики важно еще учесть, насколько учащиеся (клиенты) готовы воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данных процедурах. Также важно учитывать приемлемость рассмотрения этих проблем в данном учреждении (например, нет ли противодействия со стороны администрации и коллег), а также приемлемость использования конкретной процедуры методики. В каждом конкретном случае психолог как специалист берет на себя сам ответственность за то,
как и с помощью каких методов он работает.
Перечисленные выше соображения позволили разработать модель практической психолого-педагогической методики, представленную на рисунке 4 (пояснения — в табл. 5).
Методика является профконсультационной (направленной на решение проблем профессионального самоопределения) в той степени, в которой она соотносится с общей содержательно-процессуальной моделью профессионального самоопределения, в частности со схемой построения личных профессиональных перспектив (ЛПП) и ее компонентами. В этом смысле можно выделить различные группы методик, используемых профконсультан-тами, которые в разной степени соответствуют выделенному выше
критерию:
- собственно профориентационные методики, которые соот
носятся со всей схемой построения ЛПП или с основными ее
компонентами;
179
- методики, совершенно не вписывающиеся в общую /лог профконсультационной помощи подростку, а часто уводящие й| психолога, и клиента в сторону от решения профориентацион-| ных проблем.
методики по выделенным в модели компонентам (по целям, по процедурам, по своему пониманию проблем методики, по своей готовности провести методику практически и т.д.). Все это можно обозначать на модели «плюсами», «минусами» или знаками вопроса (можно все это оценивать и баллами — кому как удобнее). После этого можно посмотреть, какая из методик набирает больше «плюсов» (или баллов). Фактически все эти действия и так проделывает любой психолог-практик, только при работе с моделью это получается намного проще и нагляднее.
При этом важно помнить, что компоненты могут взаимно дополнять и компенсировать друг друга. Например, в случае, когда психолог пока еще не обладает достаточным опытом практической работы (плохо владеет психотехнической моделью) и если процедурная модель сама по себе великолепно отработана (легка и проста в использовании), такая модель как бы компенсирует недостатки самого психолога или в случае, когда процедурная модель методики несовершенна, но психолог достаточно опытен, чтобы компенсировать своим мастерством недостатки методики.
Активизирующая стратегия. В ее основе лежит реальное взаи| модействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта пс строения своей жизни. Важным условием такой стратегии являе! ся активная, творческая позиция самого профконсультанта, пс скольку клиент и консультант фактически образуют единую сие тему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать един! субъектом решения профконсультационной проблемы.
Нежелательные стратегии.
Стратегия «обмана» В консультационной практике неред* возникает проблема: кого «обманывать» — клиента или нача
176
ника-заказчика (который «обязывает» психолога работать определенным образом и строго наказывает за иные варианты работы)? Если не удается «переубедить» (или «просветить») заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах «рапортовать», что работа выполнена «как положено». Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Опыт также показывает, что начальство иногда догадывается о «хитрости» психолога, но не наказывает его, поскольку тот соблюдает «правила игры» и не стремится публично доказывать, что начальство ведет себя неправильно и некомпетентно.
Стратегия самообмана. Здесь психолог оказывает неполноценную помощь или просто «манипулирует» клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе. Часто оправданием служит «полное удовлетворение» клиентов. Можно выделить следующие варианты стратегии «самообмана»:
а) директивное консультирование. Наиболее коварна его фор
ма, когда психолог ласково улыбается клиенту, но про себя дума
ет: «Все равно ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе
скажу». Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, со
здает атмосферу безоговорочного доверия и буквально «вьет из
него веревки», клиент же при этом пребывает в заблуждении, что
работает со «знающим» и «приятным» специалистом;
б) игра в «терапию». Пример: подростка в центре профориен
тации сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после
группы подросток заявляет: «Вообще-то было интересно, но я
как пришел со своей профориентационной проблемой, так и.ушел
с ней». Но в целом подросток доволен, и консультанта сложно
упрекнуть в непрофессионализме (его позиция: «Спросите у де
тей, они вам скажут, понравилась им моя помощь или нет»);
в) деструктивно-рекомендательная. Выражается в стремлении
«круто менять судьбы людей» и часто самоутверждаться таким
образом самому (типично для начинающих профконсультантов);
г) адаптивно-манипулятивная. Главная проблема здесь: как проф-
консультанту не позволять манипулировать собой. Например, в слу
чаях, когда клиент или мама клиента уже решили для себя сделать
какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его пси
хологу (сам приход к психологу — это, скорее, подтверждение своей
правоты и одновременно перенесение ответственности на самого
психолога-консультанта, если он «согласится» с клиентом).
Отдельно можно выделить формальную и неформальную стратегии профориентационной помощи. При формальной профориентации клиентов подталкивают к тем выборам, которые поощряются данным правительством или местными органами власти (например, всех ориентируют на «фермерство», или на «малый бизнес», или на «челночничество»). При формальной профориен-
177
тации на первый план выходит проблема отчетности перед ^ личными проверяющими структурами и инспекторами/ Реаль1 ная профориентация больше исходит из потребностей клиентов! Но при этом сами такие потребности могут быть не всегда npoco-j циальны (например, клиент стремится строить свое благополучие за счет других людей или за счет общественных интересов). ^ реальной профориентации возникает проблема соотнесения р^ личных «реальностей»: сегодняшней и предполагаемого будущей го, поскольку ориентация лишь на интересы сегодняшнего др далеко не всегда создает основу для личностного развития в пер-| спективе. А для самого психолога-профконсультанта ориентащ лишь на сегодняшние проблемы клиента также порождает onacj ность «идти на поводу» у своих клиентов, особенно когда ощ хорошо оплачивают такие услуги (а платят часто не столько реальные советы, сколько за моральную поддержку примитивн! или даже антисоциальных ориентации).
Так или иначе осознание доминирующей стратегии, которой консультант придерживается в каждом конкретном случае, поме гает психологу-профконсультанту лучше рефлексировать свой труп а также лучше рефлексировать свое развитие (или деградацию) своей нелегкой работе.
6.2. Общее представление
о практической профконсультационной методике. Прогнозная модель оценки эффективности методики
Сущность любой методики — расширение возможностей сам( го психолога-практика. Если психолог обладает природным оба нием, высокими импровизационными возможностями, жизне* ным и профессиональным опытом и т.п., то ему могут и не пона добиться многие эффективно работающие методики. Однако есл такой психолог все-таки утомится к концу рабочего дня, то удач но выбранная методика может «подстраховать» его, так как посте янно работать в активном, творческом режиме довольно сложне
Обычно при рассмотрении практической методики выделяк 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержат методики, и 2) психотехническую модель, где отражены проце; методики, условия ее использования, а в хорошо описанных мс тодиках также и возможные трудности проведения. В имитацио* ной и психотехнической моделях методика представлена как «вне! нее средство», описанное в различных книгах и методических пс собиях. Для того чтобы методика работала, необходим подгото! ленный для ее использования специалист, разбирающийся в см< делированных в методике проблемах (владеющий имитационно моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий пс»
178
хотехнйческой моделью). В этом смысле говорят о методике как о «внутреннем средстве» работы психолога.
Как Отмечает Е. А. Климов, методика — это совокупность внешних и внутренних средств профессиональной деятельности психолога. Иногда бывает так, что психолог хорошо разбирается в проблематике, но не умеет работать с конкретными процедурами (технологиями). И тогда использование методики будет менее эффективным.
При прогнозировании эффективности методики важно еще учесть, насколько учащиеся (клиенты) готовы воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данных процедурах. Также важно учитывать приемлемость рассмотрения этих проблем в данном учреждении (например, нет ли противодействия со стороны администрации и коллег), а также приемлемость использования конкретной процедуры методики. В каждом конкретном случае психолог как специалист берет на себя сам ответственность за то,
как и с помощью каких методов он работает.
Перечисленные выше соображения позволили разработать модель практической психолого-педагогической методики, представленную на рисунке 4 (пояснения — в табл. 5).
Методика является профконсультационной (направленной на решение проблем профессионального самоопределения) в той степени, в которой она соотносится с общей содержательно-процессуальной моделью профессионального самоопределения, в частности со схемой построения личных профессиональных перспектив (ЛПП) и ее компонентами. В этом смысле можно выделить различные группы методик, используемых профконсультан-тами, которые в разной степени соответствуют выделенному выше
критерию:
- собственно профориентационные методики, которые соот
носятся со всей схемой построения ЛПП или с основными ее
компонентами;
-
частично профориентационные методики, которые позволя
ют смоделировать лишь отдельные элементы схемы и лишь час
тично решить проблемы профессионального и личностного само
определения; -
сопутствующие, вспомогательные методики, которые не яв
ляются профориентационными в строгом смысле (не соотносятся
напрямую ни с одним из основных компонентов схемы построе
ния ЛПП), но могут быть использованы профконсультантом как
вспомогательные методики (например, для создания более благо
приятной атмосферы работы с учащимися, для отдыха и размин
ки, для установления доверительного контакта с консультируе
мыми, для частичного решения непрофориентационных проблем,
которые в то же время могут быть препятствием на пути достиже
ния собственно профориентационных целей, и т.п.);
179
- методики, совершенно не вписывающиеся в общую /лог профконсультационной помощи подростку, а часто уводящие й| психолога, и клиента в сторону от решения профориентацион-| ных проблем.
методики по выделенным в модели компонентам (по целям, по процедурам, по своему пониманию проблем методики, по своей готовности провести методику практически и т.д.). Все это можно обозначать на модели «плюсами», «минусами» или знаками вопроса (можно все это оценивать и баллами — кому как удобнее). После этого можно посмотреть, какая из методик набирает больше «плюсов» (или баллов). Фактически все эти действия и так проделывает любой психолог-практик, только при работе с моделью это получается намного проще и нагляднее.
При этом важно помнить, что компоненты могут взаимно дополнять и компенсировать друг друга. Например, в случае, когда психолог пока еще не обладает достаточным опытом практической работы (плохо владеет психотехнической моделью) и если процедурная модель сама по себе великолепно отработана (легка и проста в использовании), такая модель как бы компенсирует недостатки самого психолога или в случае, когда процедурная модель методики несовершенна, но психолог достаточно опытен, чтобы компенсировать своим мастерством недостатки методики.