Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии (ФГУП «Почта России»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, кадровая политика направлена на формирование системы работы с персоналом, которая будет сосредоточена на получении не только экономического, но и социального эффекта.

При осуществлении кадровой политики возможны альтернативы. Она может основываться на формальном подходе, приоритете производственных интересов или же, наоборот, основана на учете того, как её реализация повлияет на рабочую силу, какие социальные издержки она может принести[7].

Содержание кадровой политики не ограничивается наймом, а касается основных позиций предприятия в отношении обучения, развития персонала, обеспечения взаимодействия между работником и организацией. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных для дальнейшей перспективы, текущая работа персонала сосредоточена на оперативном решении кадровых вопросов. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.

Кадровая политика носит и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируется на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).

Отдельное структурное подразделение (как бы оно ни называлось – дирекция, департамент, отдел, служба), занимающееся менеджментов человеческих ресурсов для компании крайне необходимо.

Структура, задачи и функции кадровой службы тесно связаны с характером развития экономики, пониманием руководством предприятия (организации) роли персонала в выполнении целей и задач, стоящих перед производством (организацией).[8]

Выбор организационной формы кадровой службы определяется размером предприятия и численностью работников, порядком подбора кадров и объемом обрабатываемой информации. Если предприятие небольшое, то кадровая служба не создается, а назначается специальный работник (инспектор по кадрам, менеджер), который отвечает за всю кадровую работу.

Существуют следующие организационные формы кадровой службы:

- управление кадров;

- департамент;

- отдел кадров;

- служба персонала;

- кадровый центр и т.д.

В структуру современной кадровой службы может включаться или не включаться отдел кадров. Должность руководителя службы персонала в различных организациях имеет разные наименования: «директор по работе с персоналом», «менеджер по персоналу», «заместитель директора по развитию человеческих ресурсов» или по–другому. По мере роста организации растет и количество специалистов по работе с персоналом, одновременно углубляется разделение труда внутри службы.[9]


Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.

1.2 Специфика кадрового обеспечения в федеральных государственных унитарных предприятиях

Для государственных предприятий содержание кадровой политики имеет свои особенности, которые обусловлены жесткой системой государственного регулирования назначения и выплаты заработной платы, контролем соотношения заработной платы между отдельными категориями персонала[10]. Унитарные предприятия представляют собой хозяйствующие субъекты, которые наделены особыми организационно-экономическими и правовыми механизмами взаимодействия внутри предприятия и с внешней контролирующей и регулирующей средой. Правовая суть хозяйственных операций унитарных предприятий является предметом пристального внимания со стороны собственников, органов местного и федерального управления. Финансово-хозяйственная деятельность федеральных государственных унитарных предприятий генерирует прибыль, так же как и деятельность предпринимательских структур[11]. Поэтому доходы и расходы федеральных государственных унитарных предприятий, порядок их распределения и формирования по элементам представляют собой объект анализа, контроля и учета на предмет их соответствия нормам действующего законодательства, эффективного и оптимального потребления и перераспределения, выстраивания политики материального стимулирования сотрудников на достижение максимального экономического эффекта и экономию ресурсов[12]. С позиций регионального развития федеральные государственные унитарные предприятия представляют собой субъект управления государственным имуществом, чья деятельность должна быть направлена на получение максимальной прибыли с целью пополнения доходной части бюджета. Они решают государственные задачи социально-экономического управления регионом и муниципалитетом на коммерческой основе.


Вопросы подбора эффективных механизмов кадрового обеспечения, поиска оптимальных рычагов воздействия на персонал, в том числе посредством компенсирования и стимулирования затрат труда, формирования благоприятного социального климата в коллективе всегда находились в перспективе создания стратегии менеджмента коллективного предметного обсуждения при изменении правовых условий и федерального государственного унитарного предприятия. Усилия государственных органов всегда были направлены на обеспечение и сохранение рентабельных и устойчивых позиций деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, так как во все времена они выполняли значимые социальные задачи, обеспечивали работой трудоспособное население, распоряжались государственной собственностью для реализации важных региональных и федеральных программ развития[13].

Специфика кадрового обеспечения в федеральных государственных унитарных предприятиях в качестве организации вопросов оплаты труда сотрудников и обоснованность актуальности методического и практического методического рассмотрения особенностей применения и разработки применения в системе управления вопросов выплаты и назначения стимулирующих доплат и заработной платы заключается в следующем[14].

1. Кадровое обеспечение федерального государственного унитарного предприятия непосредственно зависит от органов исполнительной власти в регионах, так как обладателями прав и собственниками имущества на распоряжение прибыли унитарного предприятия являются муниципальное образование, субъект Российской Федерации или Российская Федерация.

2. Содержательная часть кадрового обеспечения федерального государственного унитарного предприятия требует разделения порядка выплаты и формирования заработной платы руководителя этого предприятия и других сотрудников и отслеживания оптимальности соотношения между размерами заработной платы.

3. Оплата труда сотрудников государственных органов представляет собой приоритетное национальное направление создания достойного кадрового резерва служащих, повышения имиджа и статуса управленческих кадров в системе органов государственной власти, аргументированного обоснования мотивационной заинтересованности сотрудников в результатах своего труда с ориентацией на достижение максимальной производственной отдачи от использования государственной собственности.


4. Порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, оплаты труда и соблюдения кадровой дисциплины претерпевает за последние годы постоянные изменения и нововведения по причине принятия новых нормативных документов и внесения изменений в действующие нормативные документы в части начисления и выплаты заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат, соблюдения предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководителей и работников учреждения.

Порядок оплаты труда в унитарных предприятиях регулируется следующими нормативными документами:

­ Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019)[15];

­ Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[16];

­ Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 г. №2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»[17];

­ Приказом Минэкономразвития России от 11.07.2016 № 452 «Об утверждении примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия»[18].

Таким образом, законодательством жестко регулируются правовые нормы и условия назначения заработка руководителю унитарного предприятия, его заместителям и главному бухгалтеру. В отношении сотрудников хозяйствующего субъекта предприятия самостоятельно устанавливают системы оплаты труда, а также определяют, на основании каких показателей рассчитывать зарплату[19]. Главное, чтобы соблюдалось соотношение среднемесячной заработной платы руководителей и прочего персонала. В соответствии со ст.145 ТК РФ размеры оплаты труда руководителей унитарных предприятий определяются по соглашению сторон трудового договора3 . Поэтому заработная плата руководителей муниципальных унитарных предприятий будет назначаться на основании Положений муниципальных органов исполнительной власти.

Помимо рассмотрения вопросов оплаты труда в части раскрытия кадровой политики детальный обзор всех особенностей начисления и выплаты заработной платы, формирования фонда оплаты труда, представления доплат, материальных гарантий, компенсаций должен быть представлен в локальных актах унитарного предприятия[20]. Рекомендуется разработать применительно к эффективной реализации кадровой политики следующие нормативные документы: Коллективный договор, Положения «Об оплате труда», «О премировании и материальном стимулировании».


Нововведения касаются необходимости проработки следующих положений внутренних локальных документов федерального государственного унитарного предприятия.

1. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников должен определяться государственным органом, органом местного самоуправления или организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений и не должен противоречить тем размерам заработка, которые установлены в нормативных правовых актах органа соответствующего уровня регулирования. При несоблюдении установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы в соответствии со ст. 145 ТК РФ трудовой договор с руководителем учреждения будет расторгнут. Такое дополнительное основание для расторжения трудового договора теперь предусмотрено ч. 2 ст. 278 ТК РФ.

2. Порядок определения оптимального соотношения заработной платы, оговоренный во внутренних положениях, должен предусматривать, что расчет среднемесячной заработной платы руководства унитарного предприятия осуществляется по итогам календарного года, в списочном составе сотрудников заработная плата руководства не учитывается; заработная плата руководства предприятия учитывается в целом как по основной работе, так и при совмещении профессий; в расчет среднемесячной заработной платы работников унитарного предприятия включаются начисленная заработная плата за отработанное время, выплаты, предусмотренные районным регулированием оплаты труда, а также другие выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных трудовым законодательством[21].

3. Состав и структура заработной платы работников унитарных предприятий должна включать в себя: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы[22]; компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера); стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).