Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии (ФГУП «Почта России»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Алгоритм расчета предельного уровня соотношения заработной платы руководства унитарного предприятия и сотрудников, который обязательно должен соблюдаться при реализации кадровой политики унитарного предприятия, включает определение следующих показателей: фактически начисленная заработная плата работников списочного состава унитарного предприятия и руководства, списочный состав унитарного предприятия, среднемесячная заработная плата сотрудников и руководства, соотношение между среднемесячной заработной платой руководства и работников. Оплата труда руководителей предприятий включает должностной оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Путем сравнения размера среднемесячной заработной платы руководителя и сотрудника определяют соотношение между показателями и отклонение от оптимального для данного унитарного предприятия соотношения. В проекте изменений законодательства с 2017 года – корректировка Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». На данный период в нем установлено, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.). К этому списку предлагается добавить выплаты к юбилейным датам и к профессиональным праздничным дням, что существенно повлияет на исчисление размера среднемесячной заработной платы руководства унитарного предприятия.

Таким образом, заработная плата работников государственных органов напрямую увязывается с результатами их деятельности и эффективностью развития организации, которая зависит от выполнения производственных, финансовых и управленческих показателей и предусматривает повышение ответственности руководящих работников за реализацию государственной политики и повышение личной заинтересованности персонала в достижении результатов труда и выполнении стратегических задач.

Итак, подводя итоги первой главы необходимо отметить, что формирование и развитие кадрового обеспечения федеральных государственных унитарных предприятий - процесс систематический. Каждая программа развития человеческих ресурсов должна быть ориентирована на измеримое улучшение конкретных показателей деятельности унитарного предприятия. Важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления российской государственности выступает совершенствование системы управления персоналом.


Механизм кадрового обеспечения унитарного предприятия включает систему нормативных документально признанных принципов, форм, методов, средств, а также порядок осуществления кадровой деятельности.

Эти меры и порядок предполагают взаимодействие специальных подразделений и людей в сфере организации управления, образовательной, нормативно-правовой, финансовой, нравственно-психологической. Лишь системность всех элементов кадрового компонента обеспечивает эффект функционирования всей системы управления персоналом.

В принципах кадрового обеспечения выражаются основные положения и правила, регламентирующие кадровую политику. Они имеют объективную основу, опираются на природу и закономерности кадровой деятельности, отражают ее развитие.

Под средствами реализации кадровой политики унитарного предприятия понимаются регламентированные формы и методы работы с кадрами, имеющие соответствующее методическое обеспечение. К ним относятся:

  • планирование  оценка будущих потребностей в персонале различных специальностей и квалификации;
  • прогнозирование  это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в обществе;
  • стимулирование  совокупность методов, позволяющих создать наиболее благоприятные условия для эффективного труда работника;
  • социальная защита  комплекс мероприятий по охране здоровья, пенсионному обеспечению, решению жилищных и бытовых проблем;
  • квотирование рабочих мест  количественное ограничение рабочих мест;
  • переподготовка кадров  образовательный процесс, направленный на приобретение профессиональных знаний, умений, навыков, профессий, специальностей в учреждениях образования по переподготовке кадров, обусловленный научно-техническим и социально-экономическим развитием, структурными изменениями производства и социальной сферы, индивидуальными потребностями граждан, с выдачей документов установленного образца;
  • профессиональное образование  образование, ориентированное на профессиональную деятельность, включающее подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров;
  • профессиональное развитие  непрерывный процесс приобретения, необходимых знаний, умений, навыков, повышение уровня инновативности и эффективности деятельности;
  • оценка личностных качеств  анализирует профессионально-деловые и морально-психологические характеристики работников, их психофизиологическое состояние, анализ документальной информации о работнике и результатах его трудовой деятельности, собеседование и т. п.

Таким образом, кадровое обеспечение лежит в основе формирования, профессионального развития и рационального использования кадрового корпуса, соответствующего задачам социально-экономического развития страны. Оно выступает в качестве координирующего и стабилизирующего факторов государственного управления, придает работе с кадрами системность, демократизм.

Глава 2. Анализ кадрового обеспечения в федеральных государственных унитарных предприятиях на примере ФГУП «Почта России»

2.1 Краткая характеристика ФГУП «Почта России»

Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП «Почта России» создано распоряжением Правительства от 5 сентября 2002 года. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят Устав.

ФГУП «Почта России» – это одновременно национальный оператор почтовой связи и универсальный провайдер широкого спектра финансовых и коммерческих услуг, перечень которых постоянно расширяется. Ежегодно Почта России принимает около 2,5 млрд писем и счетов (из них 1 млрд – от государственных органов) и обрабатывает более 365 млн посылок. Предприятие обслуживает около 20 млн подписчиков в России, которым доставляется около 1 млн экземпляров печатных изданий в год. Ежегодный объем транзакций, которые проходят через Почту России, составляет около 3,2 трлн рублей (пенсии, платежи и переводы).

Почта России является вторым по численности персонала работодателем в Российской Федерации. Численность по штатному расписанию предусматривает 350 тыс. штатных единиц. В структуре персонала высок удельный вес женщин (85% работников предприятия), порядка 30% сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста. Ежегодная текучесть персонала составляет 30%, в 2018 г. она достигла уровня 38% при норме в 3–5%. Преимущественно это производственный персонал (почтальоны, операторы связи).

Почта России – одно из самых сложных и интересных российских предприятий. Это традиционный представитель отрасли, системообразующее предприятие, посредством которого государство реализует свою политику в области обеспечения информационного и экономического единства страны.


Данное предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

К настоящему времени в состав ФГУП «Почта России» вошли региональные государственные учреждения почтовой связи, ставшие филиалами ФГУП «Почта России».

Московский почтамт является структурным подразделением Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Московской области - филиала Федерального Государственного Унитарного Предприятия «Почта России». Образовался в результате реструктуризации в области почтовой связи «01» апреля 2004 года.

Основная задача ОПС Московского почтамта – оказание услуг почтовой связи и осуществление других видов деятельности, предусмотренных Положением об отделении связи почтамта Управления Федеральной Почтовой Связи Московской области – филиала ФГУП «Почта России» и лицензией ФГУП «Почта России».

Главная цель ФГУП Почта России:

  1. Удовлетворение потребностей пользователей в услугах почтовой связи на всей территории области.
  2. Расширение спектра и повышение качества всех услуг почтовой связи.
  3. Создание современной почтовой инфраструктуры.

Под этот стандарт работают все подразделения предприятия. Почта России активно развивает традиционные и новые услуги.

Отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом, Федеральным законом «О связи»[23], другими федеральными законами и правовыми актами РФ, законами и правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий, а также международными договорами РФ.

Основная деятельность Московского почтамта заключается в предоставлении услуг почтовой связи физическим и юридическим лицам посредством отделений почтовой связи (ОПС).

Основные задачи ОПС Московского почтамта:

  1. Обеспечение четкой и бесперебойной работы, удовлетворение потребностей населения, учреждений, предприятий и организаций в услугах почтовой связи, повышение культуры и качества обслуживания.
  2. Постоянное совершенствование и развитие почтовой связи на базе передовых технологий и опыта работы предприятий почтовой связи других регионов.
  3. Повышение эффективности обслуживания клиентуры, повышение производительности труда, рентабельности.

Миссия ФГУП «Почта России» – обеспечение граждан и организаций качественными и доступными почтовыми, финансовыми и подписными услугами на всей территории РФ. Выполнение миссии обеспечивается прежде всего за счет развития национального информационного пространства и его интеграции с международной информационной инфраструктурой.


2.2 Анализ кадровой службы и кадрового состава ФГУП «Почта России»

Кадровая политика ФГУП «Почта России» - направлена на формирование организационно-штатной структуры и кадрового состава, обеспечивающих предеприятие максимально возможную прибыль при минимальных объективно необходимых затратах с учетом потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон.

Кадровая политика ФГУП «Почта России» строится на следующих принципах:

- Главным объектом кадровой политики ФГУП «Почта России» является - персонал (кадры). Приоритетом кадровой политики Предприятия является сохранение и преумножение человеческого капитала, обеспечение высокого уровня профессионализма работников, соответствующего современным стандартам, на основе преемственности и развития профессиональных, личностных и управленческих знаний, умений и навыков.

- ФГУП «Почта России» предъявляет персоналу следующие требования: Профессионализм - обеспечивающий решение комплексных задач, планомерную и динамичную работу, освоение новых технологий. Обязательность - предполагающая высокую ответственность за качество исполнения работ и сохранность имущества Предприятия, а также дисциплинированность в соблюдении норм, правил и сроков исполнения.

- Порядочность и лояльность - отражающие единство целей Предприятия и работника, обеспечивающие принятие решений, способствующих стабильному развитию ФГУП «Почта России».

- Задачи Кадровой политики, обеспечивающие достижение основных целей, обозначаются в годовом анализе работы Управления по работе с персоналом за текущий год и ежегодно корректируются в соответствии с изменениями.

Во внешней среде: в области конкуренции, требований трудового законодательства и ведомственных нормативных актов, ситуации на рынке труда, влиятельности профсоюзов.

Во внутренней среде: требования хозяйственной деятельности, стратегия развития и актуальные финансовые возможности Предприятия, определяемый им допустимый уровень издержек на управление персоналом; количественные и качественные характеристики имеющегося персонала, необходимая их направленность, их изменения в перспективе.

- Работники, соответствующие предъявляемым требованиям, включаются в сферу приоритетного направления работы Управления по работе с персоналом по повышению профессионального, личностного управленческого уровня и достойного материального благосостояния.