Файл: Рынок ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- величина добавленной стоимости, полученной при реализации продукции и определяемой как разность между выручкой от продаж продукции, произведенной предприятием, и его затратами на закупку материалов, полуфабрикатов, услуг;

- расчетный фонд заработной платы, который может быть направлен на оплату труда, который определяется как произведение удельных фактических затрат заработной платы на 1 руб. добавленной стоимости, созданной в сфере производства, на величину добавленной стоимости, полученной в результате реализации продукции;

- сравнение фактического фонда заработной платы за отчетный период с расчетным фондом заработной платы за этот же период и выявление отклонений.

Превышение величиной расчетного фонда заработной платы его фактического размера означает, что предприятие полностью обеспечивает оплату труда работников в отчетном периоде. Сумма превышения может быть направлена в резерв. Превышение фактическим фондом заработной платы его расчетной величины означает, что предприятие не имеет необходимого количества средств на оплату труда и должно иммобилизовать их за счет других направлений расходов.

Превышение или недостаток расчетного фонда заработной платы по сравнению с фактическим фондом характеризует эффективность деятельности предприятия на рынках сбыта своей продукции и является основанием для анализа и рационализации.

Нормативный метод анализа фонда заработной платы предусматривает ряд этапов.

Первый этап. Установление норматива заработной платы на 1 руб. добавленной стоимости, созданной в процессе производства на предприятии, которое включает:

- формирование динамического ряда по фактическим данным предприятия об уровне удельных расходов заработной платы на 1 руб. добавленной стоимости, созданной в производстве, за несколько периодов времени (не менее пяти);

- выявление характера изменений уровней динамического ряда и общей тенденции этих изменений (тренда);

- обработка динамического ряда с помощью метода аналитического выравнивания, позволяющего представить количественную модель, выражающую основную тенденцию изменения уровней ряда динамики во времени, в виде уравнения;

- установление норматива заработной платы на

1 руб. добавленной стоимости, созданной в производстве, на отчетный период исходя из

возможности использования полученного уравнения для прогнозирования величины уровней ряда на последующие периоды времени. Второй этап. Расчет нормативного фонда заработной платы на отчетный период как произведение установленного норматива заработной платы на 1 руб. добавленной стоимости, созданной в производстве, на величину добавленной стоимости, полученной в процессе реализации продукции в отчетном периоде.


Третий этап. Сравнение нормативного и фактического фондов заработной платы за отчетный период. Это позволит не только выявить отклонение фактического фонда заработной платы от нормативного, но и охарактеризовать надежность и объективность установленного норматива и достаточность средств для оплаты труда в отчетном периоде.

Превышение фактическим фондом заработной платы его нормативной величины требует уточнения или корректировки норматива и анализа объемов реализации продукции. Превышение нормативным фондом заработной платы величины фактического фонда свидетельствует о росте объемов реализации продукции в отчетном периоде и обеспечении предприятия необходимыми средствами на оплату труда.

Обоснованность выводов требует анализа данных за предыдущие периоды времени и выявления направления изменений анализируемых показателей.

Последовательность выполнения анализа фонда заработной платы на предприятии на основе предлагаемого методического подхода представлена на рисунке.

Источники информации для анализа оплаты труда по предлагаемой методике имеются на предприятии, поэтому не потребуется дополнительного поиска и сбора данных.

Далее, как предусмотрено традиционной методикой анализа оплаты труда, можно выполнить анализ структуры фонда заработной платы, расходов на оплату труда в себестоимости продукции и т.д.

Применение на практике предлагаемого методического подхода к анализу фонда заработной платы позволит:

- получать оперативную и достаточно объективную информацию о возможности и величине возмещения фактического фонда заработной платы в отчетном периоде;

- принимать рациональные управленческие решения по формированию средств возмещения расходов на оплату труда;

- анализировать, контролировать и регулировать уровень заработной платы работников предприятия для обеспечения его роста;

- сделать анализ заработной платы более содержательным, соответствующим современным условиям функционирования производственных предприятий.

Представленный в 2015 году на суд общественности «Проект стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года» [18] вновь актуализировал вопросы регионального развития и планирования, причем развитие фондового рынка в этом отношении является одним из ключевых элементов. Соответствующий программному документу анализ и дискуссия являются неотъемлемыми частями формирования научного информационного поля, в котором должно выкристаллизовываться представление о будущем, а потому анализу «Проекта» и направлениям развития регионального фондового рынка посвящена эта статья.


«Проект» является комплексным документом, охватывающим многие аспекты финансово-экономической специфики региона. В числе прочих присутствуют положения касательно фондового рынка и рынка ценных бумаг. Факт того, что развитие этого сегмента признано достаточно важным для изучения и внесения в программу - безусловно позитивный, однако представляется, что дискуссию о развитии фондового рынка в регионе заканчивать еще рано.

В первую очередь необходимо отметить, что развитие фондового рынка региона не выделено в отдельном разделе. Раскрытие темы мы находим в пункте 2.8.3. «Финансово-банковский сектор», причем единым текстом в этом разделе, без табуляции, обсуждается еще и страховой рынок. Такое объединение представляется сомнительным, поскольку специфика развития всех трех направлений настолько велика по структурным, регуляционным, функциональным и многим другим показателям, что выделение каждого из сегментов - банковского, страхового, рынка ценных бумаг - представляется оправданным. Из наличествующих в исследуемом материале данных можно выделить два раздела: статистический и целеполагательный.

Так, в первом из них, обзорно показана структура рынка в институциональном и количественном разрезах. Представлены данные по количеству участников рынка, наиболее ликвидных бумагах (без разделения по классам), дано определение деятельности ПАРТАД и НАУФОР в регионе, отмечены принципы работы бирж.

Основным трендом данного раздела можно считать игнорирование федерального аспекта развития региона так, как если бы он не был представлен на рынке. Данная парадигма обсуждения развития представляется спорной. В первую очередь по причине высокого влияния процессов и участников федерального уровня на процессы и участников в регионе. Существует мнение, что вся система развития регионального фондового рынка должна носить характер встраивания в федеральную систему, поскольку на настоящем этапе развития процессы централизации объективны и доминантны. Однако без обсуждения соответствующих срезов сформулировать такую программу развития невозможно.

Те же проблемы можно отметить и по другим элементами описательной части. Особенное недоумение вызывает фраза о том что «В Курганской области зарегистрировано 11 паевых инвестиционных фондов». Совершенно очевидно, что при развитии коллективного инвестирования надо ориентироваться не на фонды, которые зарегистрированы в регионе, а те из них, которые пользуются наибольшим спросом. Вообще паевых фондов в регионе представлены сотни, причем необходимо принципиально различать фонды ритейлового типа для населения и фонды хранители активов, которые обеспечивают оптимизацию работы корпоративных структур, оба вида находят своё применение в регионе в принципиально разных сегментах рынка. В этом отношении необходимо было бы отметить наиболее активные в регионе управляющие компании, структуру их предложения, меры по привлечению большего количества УК федерального уровня, а так же развитию и созданию местных.


Аналогичные проблемы обсуждаемой программы можно обнаружить в разделах посвященных другим профессиональным участникам: биржам, депозитариям, брокерам и прочим. Подробное обсуждение недоработок программы можно оставить за скобками в силу их единообразности и подобия сегменту коллективных инвестиций. Кроме того обойдены вниманием такие важные разделы как обеспечение финансовой грамотности населения и противодействие мошенничеству на финансовых рынках.

Раздел целеполагания тоже выверен не до конца. Так, стратегической целью развития определено: «Развитие фондового рынка в направлении наращивания корпоративного потенциала, создание финансовых механизмов институциональной модернизации воспроизводственных отношений в экономике области». Какое отношение эта цель имеет к фондовому рынку, каково содержание этой цели в её практическом преломлении - остается не ясным.

Касательно задач, решаемых для достижения означенной цели необходимо пояснить, что в программе представлено три блока задач: «Основные задачи развития финансово-банковского сектора Курганской области на период до 2020 года»; «Основные задачи развития страхового рынка»; «Основные направления дальнейшего развития банковского сектора». Как видно из рубрикатора фондовый рынок, в отличие от страхового и банковского, не получил собственного блока - данный факт характеризует программу негативно.

В числе задач представленных в других разделах можно выделить три, касающиеся фондового рынка.

- привлечение инвестиций посредством коллективных форм инвестирования, в частности, инвестиционно-страховых продуктов;

- стимулирование частной инвестиционной активности на фондовом рынке Курганской области;

- совершенствование механизма функционирования фондового рынка.

Разбирать подробно каждый из них смысла не имеет, поскольку сама форма и «проектная мощность» данных предложений точность и конкретику не предполагает. Тем не менее, следует сакцентировать внимание на смешение инвестиционных и страховых продуктов коллективного инвестирования как локомотиве развития отрасли, в то время как сама доля страхоинвестиционных продуктов в сегменте коллективных инвестиций ничтожна в том числе и на федеральном уровне.

В общем итоге приходится констатировать, что «проект развития» скорее представляет собой краткий отчет о работе местного отдела ФСФР, причем о работе последнего в отчете ничего не написано. Описательная часть страдает от узости картины, целеполагательная от скудости целей и задач, а программной части проекта - предложений и направлений реализации целей и задач не представлено. Кроме того не описаны тренды развития фондового рынка региона, не дана оценка существующему положению, не определены параметры негативного, базового и позитивного сценариев развития.


Таким образом, учитывая исполнение соответствующего раздела программного документа до 2020 года, ожидать позитивных сдвигов в развитии регионального фондового рынка по линии централизованного направленного развития не приходится, а основным резервом роста и адаптации остается стихийная самоорганизация участников фондового рынка до тех пор, пока не будет внятного представления о действительных точках роста регионального фондового рынка.

Первым сегментом фондового рынка, о котором стоит говорить как о перспективном на региональном уровне, является рынок корпоративного и субфедерального (муниципального) долга: они являются региональными из субъективной своей природы, поскольку продуцируются на региональном уровне.

Говоря о муниципальном долге можно констатировать важнейшую роль региональной администрации в формировании как спроса, так и предложения на такие кредитные ресурсы. При этом необходимо отличать долги городов и их мэрий от займов областей и регионов. С помощью муниципальных облигаций каждый регион и даже город может проводить свою финансовую политику, а верное понимание процессов и управление финансовыми потоками на региональном рынке ценных бумаг (в том числе управление андеррайтингом эмиссии и распределением доходов от неё) может сбалансировать бюджет и оказать существенную поддержку в реализации инвестиционной политики.

При этом соответствующая программа развития субфедерального облигационного рынка должна сопровождаться работой с местным отделением ФСФР и НЛУ, а размещение займов может проводиться через региональные банки (филиалы), страховые компании и фонды. Таким образом, говоря о развитии регионального рынка облигаций можно говорить о создании финансовой и информационной инфраструктуры этого сегмента. В конечном итоге, при эффективной системе выпуска и размещения облигаций, что предполагает одновременное развитие сети региональных банков, инвестиционных, страховых и управляющих компаний, регион (город) может значительно повысить коэффициент своей автономности в рамках федерации и уменьшить зависимость от центра. Данная система тем более эффективна для муниципалитета, чем в большей интеграции с потенциальным инвестором он находится, а такие связи между региональными инвестиционными агентами и регионами-хостами традиционно сильнее, чем между регионами и инвесторами федерального уровня. Максимизация эффекта регионально-корпоративного партнерства может достигаться при привлечении в состав инвесторов региональных займов компаний-нерезидентов (глобальных корпораций), которые заинтересованы в развитии своего бизнеса в регионе.