Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (История создания Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящей части работы рассмотрим, какие же кредитные механизмы использует Мировой валютный фонд на протяжении своей многолетней деятельности. На 01.03.2016 г. размер уставного капитала МВФ был около 467,2 млрд. SDR. Капитал формируется путем взносов в валютный фонд стран-членов, выплачивающих, как правило, 25% квоты в SDR (либо одной из мировых валют) и остальные 75% — в собственной национальной валюте. Квоты постоянно пересматриваются — с начала деятельности фонда было уже 15 пересмотров. В 2015 году произошло очередное изменение с делегированием около 6% от развитых стран в сторону развивающихся[23]. От квоты государства-члена прямо зависит размер его финансового обязательства перед МВФ, а также его доступ к финансированию от МВФ. Голоса государств-членов в органах управления МВФ распределяются именно в зависимости от выплачиваемых квот. Об этом речь шла в предыдущей главе настоящей работы.

Первоначально уставный капитал МВФ был установлен в размере 8799 млн. долларов. Эта сумма складывалась из сумм квот тех стран-членов, которые принимали участие в конференции в Бреттон-Вудсе. Фактически она была продиктована США в качестве ориентира для определения квот других участников. Впрочем, Соединенные Штаты Америки настояли на том, чтобы размер их квоты был не ниже совокупной квоты Великобритании и зависимых от нее стран. США это было сделано для того, чтобы обеспечить себе господствующее положение в Фонде, каковым оно и остается по настоящее время. В результате для Великобритании была установлена квота в 1300 млн., а для СССР - 1200 млн. долл. За ними следовали квоты Китая - 550, Франции - 450, Индии - 400, Канады - 300, Нидерландов - 275 млн. и т.д[24]. Размер квот периодически пересматривается. Это связано с изменениями в мировой экономике, а так же с увеличением потребности в кредитах Международного валютного фонда.

Помимо выплачиваемых странами-участницами квот, источниками финансовых ресурсов валютного фонда являются:

- золотые авуары, по официальным данным составляющие около 90,5 млн унций и оценивающиеся в 3,2 млрд SDR. Организация принимает золото от стран-участниц в основном в качестве оплаты процентов по кредитам, после чего вправе направлять на финансирование новых кредитных траншей;

- займы у «материально обеспеченных» государств-членов;

- средства донорских трастовых фондов и кредитных линий, которые открывают фонду страны G7 и G20.

В Уставе Фонда для определения его кредитной деятельности используются два понятия[25]:


1. сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов:

2) операция (operation) - оказание в роли посредника финансовых и технических услуг за счет заемных средств.

Нужно отметить, что МВФ проводит кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами[26].

Международный валютный фонд предоставляет кредиты в иностранной валюте государствам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицита платежного баланса, т. е. фактически для пополнения официальных валютных резервов; во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки  экономики, а значит — для кредитования бюджетных расходов правительств.

Однако на практике в МВФ обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. В связи с этим, МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют.

При получении кредита МВФ страна-заемщица должна заплатить разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку за предоставляемый кредит. Процентная ставка при этом базируется на рыночных ставках. По истечении установленного периода времени страна-член должна произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у МВФ, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке как депозитарии. При этом МВФ, как было отмечено, предоставляет кредиты в основном в долларах США.

До 1966 года, т.е. в течение двух десятилетий с момента создания, Международный валютный фонд выдавал кредиты преимущественно развитым странам. На них приходилось 56,4% суммы кредитов, при том, что колоссальную сумму получала Великобритания – 41,5 % из обозначенных 56,4% кредитов[27]. С 1970-х годов деятельность Международного валютного фонда переориентирована на кредитование развивающихся стран.[28].

Интересно отметить временную границу (конец 1970-х гг.), после которой активно начала формироваться мировая неоколониальная система, пришедшая на смену развалившейся колониальной. Основными механизмами кредитования за счет ресурсов МВФ являются следующие[29].


1. Резервная доля.  Первая «порция» иностранной валюты, которую государство-член может приобрести в МВФ в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», а с 1978 г. — резервной долей (reserve tranche).

2. Кредитные доли. Государства-члены так же могут приобрести средства в иностранной валюте сверх резервной доли. Эти средства делятся на четыре кредитные доли или транша (credit tranches). Каждая кредитная доля составляет 25% квоты. Однако кредитные ресурсы МВФ для стран-заемщиц в рамках кредитных долей ограничены. Сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Страна-заемщица может использовать резервную и кредитную доли при этом получить 125% ее квоты. Это предельная сумма кредита.

3. Резервные кредиты стенд-бай (stand-by arrangements). Этот механизм применяется с 1952 г. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. С 1950-х гг. и до середины 1970-х гг. соглашения о кредитах стендбай имели срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев, позднее — до 3 лет, в связи с увеличением дефицитов платежных балансов[30].

4. Механизм расширенного кредитования (extended fund facility) применяется c 1974 г[31]. В рамках этого механизма предоставляются кредиты на еще более длительные сроки (на 3–4 года) в бóльших размерах. Использование кредитов стенд-бай и расширенных кредитов — самых распространенных до мирового финансово-экономического кризиса кредитных механизмов — сопряжено с выполнением государством-заемщиком некоторых условий, предусматривающих проведение им определенных финансово-экономических (а зачастую и политических) мероприятий. При этом степень жесткости условий нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены еще до получения кредита.

Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями фонда», не выполняет выдвинутых требований, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять страной-заемщицей.

По истечении установленного срока государство-заемщик обязано погасить задолженность («выкупить» национальную валюту у Фонда), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах[32]. Возврат кредитов стенд-бай производится в течение 3 лет и 3 месяцев — 5 лет со дня получения каждого транша, при расширенном кредитовании — 4,5–10 лет. В целях ускорения оборота своего капитала МВФ «поощряет» более быстрый возврат должниками полученных кредитов.


Помимо этих, стандартных механизмов, в МВФ существуют специальные кредитные механизмы. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредитов. Специальные кредитные механизмы включают следующие[33].

1. Механизм компенсационного кредитования, МКК (com pen sato ry i nancing facility, CFF), предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами.

2. Механизм кредитования дополнительных резервов, МКДР (supplemental reserve facility, SRF), введен в декабре 1997 г. для предоставления средств государствам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в расширенном краткосрочном кредитовании вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает бегство капитала из страны и резкое сокращение ее золотовалютных резервов. Предполагается, что этот кредит должен предоставляться в тех случаях, когда бегство капитала может создать потенциальную угрозу для всей мировой валютной системы.

3. Экстренная помощь (emergency assistance). С 1962 года такая помощь выплачивается в целях содействия по преодолению платежного баланса, причиной которого стали непредсказуемые стихийные бедствия. В 1995 году добавлены причины для оказания экстренной помощи странам, а именно, преодоление платежного баланса должно быть связано с кризисными ситуациями в результате гражданских беспорядков или военно-политических конфликтов.

4. Механизм экстренного финансирования, МЭФ (emergency financing mechanism, EFM) (с 1995 г.) — комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ[34].

5. Механизм поддержки торговой интеграции, МПТИ (trade integration mechanism, TIM), создан в апреле 2004 г. в связи с возможными временными негативными последствиями для ряда развивающихся стран результатов переговоров о дальнейшем расширении либерализации международной торговли в рамках «Доха-раунда» Всемирной торговой организации. Этот механизм предназначен для оказания финансовой поддержки странам, у которых происходит ухудшение платежного баланса вследствие мер, осуществляемых в направлении либерализации торговой политики другими странами. Однако МПТИ представляет собой не самостоятельный кредитный механизм в прямом смысле слова, а определенную политическую установку.


Столь широкая представленность разноцелевых кредитов МВФ свидетельствует, что фонд предлагает странам-заемщикам свои инструменты практически в любой ситуации[35].

Тем странам, у которых ВВП на душу населения ниже установленного порогового значения, т.е. тем странам, которым сложно или невозможно платить проценты по обычным кредитам, Международный валютный фонд выдает льготные займы. Необходимо отметить, что таких льготных займов чрезвычайно мало, если сравнивать доли с общим объемом кредитов, выдаваемых МВФ.

Кроме того, негласная гарантия платежеспособности, предоставляемая МВФ в качестве «бонуса» вместе с кредитом, распространяется и на более экономически сильных игроков на международной арене[36]. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на мировой рынок ссудных капиталов, помогает получить кредиты у правительств развитых стран, центральных банков, группы Всемирного банка, Банка международных расчетов, а также у частных коммерческих банков. И наоборот, отказ МВФ в кредитной поддержке стране закрывает ей доступ к рынку ссудных капиталов. В таких условиях страны просто вынуждены обращаться в МВФ, даже если понимают, что условия, выдвигаемые МВФ, будут иметь для национальной экономики плачевные последствия[37].

Таким образом, подводя итог по данному параграфу можно выделить следующее. Уставом Фонда для определения его кредитной деятельности используются два понятия: сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов; операция (operation) - оказание в роли посредника финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ проводит кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.

Существует две цели, для которых Международный валютный фонд предоставляет кредиты в иностранной валюте своим государствам-членам. К таковым целям относятся для покрытие дефицита платежного баланса; поддержка макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики.

Основными механизмами кредитования за счет ресурсов МВФ являются следующие: резервная доля; кредитные доли; резервные кредиты стенд-бай (stand-by arrangements); механизм расширенного кредитования (extended fund facility); механизм компенсационного кредитования. Помимо этих, стандартных механизмов, в МВФ существуют специальные кредитные механизмы. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредитов.