Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (История создания Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мировой финансовый кризис 1990-х гг., главной сферой которого было международное движение капитала, побудил МВФ расширить свое участие в регулировании международных кредитных отношений. Это выразилось, в частности, в создании в Фонде Департамента мировых рынков капитала в 2001 г[53].

Стратегия противодействия финансовым кризисам разрабатывается по двум основным направлениям[54]. Во-первых, МВФ добивается включения в контракты, относящиеся к операциям по выпуску суверенных (государственных) долговых обязательств, «условий о коллективных действиях» (Collective action claausses, CACs). Они дают возможность эмитенту облигаций и «квалифицированному большинству» их держателей принимать в случае реструктуризации долга решения, обязательные для всех держателей данных облигаций. Цель введения этих условий состоит в недопущении несогласованных действий отдельных держателей облигаций, в том числе в судебных инстанциях, которые препятствовали бы упорядоченному реструктурированию долга, обеспечивающего равные условия для всех кредиторов.

Вторым направлением были попытки сформировать комплексный механизм реструктурирования суверенного долга (Sovereign debt restructuring mechanism, SDRM), который предполагал бы образование официальных законодательных рамок для регулирования этого процесса. Однако Международный валютный и финансовый комитет Фонда в апреле 2003 г. высказался против данной идеи[55]. В то же время он поддерживает совместную выработку и соблюдение заемщиками и их частными кредиторами добровольных «кодексов поведения», которыми они могли бы руководствоваться в своих взаимоотношениях.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, а также состоянием мировой экономики. Для этого используются регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов по поводу их политики в области валютных курсов. При этом страны-члены обязаны консультироваться с Фондом и по вопросам макроэкономической, а также структурной политики с целью выявления потенциальных опасностей для экономики. Наблюдение за состоянием мирового хозяйства осуществляется посредством обсуждения Исполнительным советом (обычно дважды в год) «Обзоров мировой экономики» и ежеквартального «Доклада о глобальной финансовой стабильности» (до 2002 г. - доклад «Мировые рынки капитала»), которые готовятся персоналом Фонда[56].


В дополнение к традиционным целевым установкам надзора (устранение макроэкономических неравновесий, снижение темпа инфляции, осуществление рыночных реформ) МВФ стал уделять больше внимания структурным и институциональным преобразованиям в странах-членах, ставя перед собой задачи увеличения прозрачности государственных бюджетов, содействия реформе законодательства, совершенствования хозяйственного управления.

В условиях глобализации финансовых рынков надзор со стороны МВФ все больше распространяется на операции с капиталом, проблемы повышения эффективности банковского и финансового секторов, совершенствования корпоративного управления. В 1999 г. Фонд приступил совместно со Всемирным банком к реализации Программы оценки финансового сектора[57]. В настоящее время она является ключевым инструментом мониторинга финансовых систем стран-членов.

Таким образом, за время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

В заключение несколько слов о взаимоотношениях России и МВФ.

В первые годы существования России как независимого государства ее экономические интересы вышли на передний план и приобрели особую значимость. Это было обусловлено тем, что страна остро нуждалась в несвязанных финансовых ресурсах для покрытия бюджетного дефицита и платежного баланса. На тот момент Мировой валютный фонд и Мировой банк были для России важнейшими источниками внешних кредитов.

Вообще, нужно сказать о том, что переговоры о присоединении России к МВФ были начаты еще Советским Союзом. Для страны они стали составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему, деидеологизации международных экономических и валютно-финансовых отношений. Однако, вступление в Международный валютный фонд именно на полноправной основе стало возможным только для России постсоветского периода. Россия присоединилась к МВФ в июне 1992 года.


Сразу после присоединения к МВФ Россия получила кредит. За период с августа 1992 по начало августа 1998 года Россия заняла у Международного валютного фонда более 32 млрд. долларов. Не смотря на довольно крупные займы, Россия не смогла добиться ни проектного снижения инфляции, ни предотвратить августовский дефолт 1998[58]. Кредит Россия возвращала с 2000 по 2005 годы, воспользовавшись ростом цен на нефть, и с 2005 года стала кредитором фонда.

Преимуществом кредитов МВФ, доступных для России в первой половине 90-х годов, была, во-первых, их низкая стоимость по сравнению с рыночными ресурсами. Во-вторых, участие России в МВФ позволило ей также присоединиться к системе специальных прав заимствования. В-третьих, участие в Фонде способствовало стабилизации денежного обращения России и перестройке её экономики. В-четвертых, вступление в МВФ способствовало ускорению интеграции России в мировую экономику и мировую валютную систему. В-пятых, положительным фактором участия России в МВФ несомненно можно считать решение проблемы реструктуризации внешней задолженности. В- шестых, членство в МВФ позволило России участвовать в решении проблемы упрочения ямайского валютного порядка, создания новой «мировой финансовой архитектуры». При вступлении в Фонд Россия получила возможность иметь своего представителя в Директорате МВФ и в таких важных структурах как Международный валютно-финансовый комитет МВФ и Комитет развития МВФ-МБРР. В рамках этих институтов вырабатываются соглашения, касающиеся основ функционирования мировой валютно - финансовой системы, системы официальной и частной помощи развитию, а также принимаются меры по стабилизации международных финансовых рынков и предотвращению мировых валютно-финансовых кризисов[59]

Заключение

На основании изложенного в работе материала, можно подвести итоги и сделать выводы.

Итак, МВФ – результат июльской международной конференции в Бреттон-Вудсе1944 года. Однако, только после подписания окончательного варианта соглашения 29 странами провозглашена официальная дата создания МВФ. Этой датой стало 27 декабря 1945 года. В настоящее время Международный валютный фонд представляет собой специальный финансовый институт, который входит в состав Организации Объединённых Наций, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Его филиалы работают по всему миру.


Основным высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих (англ. Board of Governors). В Совет управляющих входит по два уполномоченных лица от каждой страны-участницы МВФ. Совет управляющих решает основные вопросы, касающиеся деятельности всего Фонда. В том числе, в его полномочия входит внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Для решения вопросов управляющие, как правило, один раз в год собираются на сессии. Однако, если вопрос требует безотлагательного решения и не терпит ожидания, то члены Совета могут провести заседания вне графика, а в случае вопросов, требующих безотлагательного решения, могут проголосовать в любое время по почте.

Международный валютный и финансовый комитет МВФК (англ. International Monetary and Financial Committee, IMFC) также входят в структуру Международного валютного фонда. Состоит этот комитет из 24 управляющих. МВФК является совещательным органом Совета управляющих. У него отсутствуют полномочия для принятия директивных решений.

Кроме того, в структуру МВФ входит Комитет по развитию – Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF -- World Bank Development Committee).

Уставом Фонда для определения его кредитной деятельности используются два понятия: сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов; операция (operation) - оказание в роли посредника финансовых и технических услуг за счет заемных средств. Следует отметить, что МВФ проводит кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.

Существует две цели, для которых Международный валютный фонд предоставляет кредиты в иностранной валюте своим государствам-членам. К таковым целям относятся для покрытие дефицита платежного баланса; поддержка макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики.

Основными механизмами кредитования за счет ресурсов МВФ являются следующие: резервная доля; кредитные доли; резервные кредиты стенд-бай (stand-by arrangements); механизм расширенного кредитования (extended fund facility); механизм компенсационного кредитования. Помимо этих, стандартных механизмов, в МВФ существуют специальные кредитные механизмы. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредитов.

Тем странам, у которых ВВП на душу населения ниже установленного порогового значения, т.е. тем странам, которым сложно или невозможно платить проценты по обычным кредитам, Международный валютный фонд выдает льготные займы. Необходимо отметить, что таких льготных займов чрезвычайно мало, если сравнивать доли с общим объемом кредитов, выдаваемых МВФ.


Таким образом, Международный валютный фонд широко осуществляет выдачу кредитов на разные цели и с разными условиями. Это свидетельствует о том, что фонд предлагает странам-заемщикам свои инструменты практически в любой ситуации.

Однако следует отметить, если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями фонда», не выполняет выдвинутых требований, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять страной-заемщицей.

Таким образом, за весь период своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

Россия присоединилась к МВФ в июне 1992 года. Сразу после присоединения к МВФ Россия получила кредит. За период с августа 1992 по начало августа 1998 года Россия заняла у Международного валютного фонда более 32 млрд. долларов. Не смотря на довольно крупные займы, Россия не смогла добиться ни проектного снижения инфляции, ни предотвратить августовский дефолт 1998[60]. Кредит Россия возвращала с 2000 по 2005 годы, воспользовавшись ростом цен на нефть, и с 2005 года стала кредитором фонда.

Подводя итог настоящей работы, можно сказать, что задачи, поставленные автором во введении, выполнены. Соответственно, цель работы достигнута.

Список литературы

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник.- М.: Экономистъ, 2007.- 366 с.
  2. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика - Анисимов А.А. - Учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА 2011, 598 с.
  3. Валютный рынок и валютное регулирование: Учебное пособие / Под ред. И. Н. Платоновой - М.: БЕК, 1996. 302-306 c.
  4. Джеффри Сакс, Укротить МВФ И Всемирный банк // Независимая газета -№7. 2005. С. 4-7.