Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (История создания Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Валютно-финансовые организации играют огромную роль в современной системе международных экономических отношений. Благодаря этим организациям создаются условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его эффективно и целенаправленно.

Одной из валютно-финансовых организаций является Международный валютный фонд (далее – МВФ). Поскольку Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом, то крайне важно изучить его структуру, деятельность и особенности работы. Определение значимости МВФ в мировой экономике необходимо для того, чтобы воссоздать полную картину функционирования международных экономических отношений. Именно этим обусловлена актуальность темы настоящей работы.

Цель настоящей работы – раскрыть основные цели и функции Международного валютного фонда, изучить особенности его деятельности.

Объектом настоящего исследования является деятельность Международного валютного фонда, а предметом – его цели, функции и особенности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать структуру МВФ, его цели и функции.

2. Изучить и проанализировать механизмы кредитные механизмы Международного валютного фонда.

3. Изучить роль Международного валютного фонда в регулировании международных валютно-кредитных отношений.

Данная тема хорошо изучена и широко освещена в различных источниках. При подготовке настоящей работы использованы учебные пособия, периодические издания, электронные ресурсы. Наиболее глубоко раскрыты вопросы деятельность Мирового валютного фонда, а так же вопросы значимости МВФ в мировой экономике, в работах таких авторов как В.Е Рыбалкин, Л.Н. Красавина, Е.Ф Авдокушин, Н.Д. Эриашвили, Э.Хансен.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.

Глава 1. Международный валютный фонд: история создания, структура, цели и функции


1.1. История создания Международного валютного фонда

Первая половина XX века для многих стран ознаменована Первой мировой войной, Великой депрессией 30-х годов и Второй мировой войной.

После окончания Первой мировой войны остро встал вопрос о необходимости регулирования мировой экономической ситуации. В связи с этим в 1921 году созвана Брюссельская, а в 1922 году Генуэзская конференции. К сожалению, их деятельность не принесла ожидаемых результатов.

После наступил глобальный кризис 1930-х годов, так называемая Великая депрессия[1]. Экономическая активность стан в этот период резко упала. Вместо того, чтобы поднимать собственную экономику, страны пытались ограничивать импорт, вводить ограничения на валюту, тем самым пытаясь подорвать и ослабить экономику других стран. Конечно, это делалось для того, чтобы обезопасить себя, но методы по борьбе с рецессией были крайне непродуктивными. В результате таких мер, объем мировой торговли сократился почти в три раза, а цены на товары в среднем по всему миру снизились вдвое. В такой экономической ситуации началась Вторая мировая война, которая естественно усилила и без того сложную обстановку в мире[2].

Почти вся Европа и СССР были втянуты в борьбу с фашизмом. Соединенные Штаты Америки в этот период взяли на себя роль мирового лидера, поскольку имели самую сильную на тот момент армию и быстро развивающуюся экономику.

В США было создано большое количество комитетов, которые занимались разработкой различных вариантов урегулирования международной системы экономических отношений. Г. Уайт (США) разработал план международного стабилизационного фонда, Дж.М. Кейнса (Великобритания) - план международного клирингового союза. Это были лучшие разработки на тот момент.

Г. Уайт в своем проекте предполагал укрепление валют стран союзников и создание валютной системы, основанной на «международной валюте». Благодаря стабильности курсов риски внешней торговли должны были значительно снизиться, с сокращением издержек капитал мог перетекать из страны в страну на очень выгодных условиях, а следовательно, обладать большей доходностью. Проект Дж.М. Кейнса был неразрывно связан с желанием восстановить былое величие Великобритании. Рассматривалось создание международного клирингового союза, который был бы призван выполнять функции мирового центрального банка, то есть проводить денежную эмиссию, причем в виде безналичного платёжного средства – банкора, к которой должны были иметь доступ все страны союзники. По своей сути это была безналичная система расчетов с использованием овердрафта. Оплата другому государству за какое-либо благо подразумевала списание со счета клиента средств свыше остатка на нём, в результате чего образовывалось дебетовое сальдо.[3]


В результате в период с 1 по 29 июля 1944 года состоялась международная конференция в Бреттон-Вудсе. Именно там было принято решение о создании Международного валютного фонда (МВФ). МВФ нес в себе идеи и Дж.М. Кейнса, и Г.Д. Уайта. Но официальной датой создания МВФ стала дата 27 декабря 1945 года, когда окончательный вариант соглашения был подписан 29 странами[4].

Таким образом, Международный валютный фонд представляет собой специальный финансовый институт, который входит в состав Организации Объединённых Наций, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США[5].

В данный момент количество стран-членов МВФ насчитывает 189 государств с общим объёмом квот в 237,9 млрд SDR ( по статистике на 2015 год, 1 SDR равен 1,4 долларов США), а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.[6]

Международный Валютный Фонд содействует международной финансовой стабильности и сотрудничеству в валютно-финансовой сфере. Он также стремится способствовать международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всем мире. МВФ управляется 189 государствами-членами организации и подотчетен им[7].

СССР также принял участие в Бреттонвудской конференции. Но, в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом, не ратифицировал Статьи Соглашения о МВФ. Вначале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в МВФ. Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г.

Исходя из изложенного, следует сделать вывод, что Итак, МВФ – результат июльской международной конференции в Бреттон-Вудсе1944 года. Однако, только после подписания окончательного варианта соглашения 29 странами провозглашена официальная дата создания МВФ. Этой датой стало 27 декабря 1945 года. В настоящее время Международный валютный фонд представляет собой специальный финансовый институт, который входит в состав Организации Объединённых Наций, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Его филиалы работают по всему миру.

1.2. Структура Международного валютного фонда

Совет управляющих (англ. Board of Governors) является высшим руководящим органом Международного валютного фонда. В него входят по два уполномоченных лица от каждой страны-члена МВФ, это управляющий и его заместитель. Чаще всего это министры финансов или руководители центральных банков.


В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США).[8] Уставный капитал формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % - в своей национальной валюте. В руководящих органах МВФ голоса между странами-членами распределяются исходя из размеров квот. Квота — ключевое звено во взаимоотношениях страны-члена с Фондом. Она определяет возможности использования страной ресурсов Фонда, размеры получаемых кредитов и непосредственно влияет на количество голосов, которыми страна располагает в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. При этом принимаются в расчет следующие показатели: ВВП, объем операций по текущим статьям платежного баланса, изменчивость (вариативность) величины текущих внешних поступлений, официальные золотовалютные резервы.[9] 

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США - 17,8 %; Германия - 5,99 %; Япония - 6,13 %; Великобритания - 4,95 %; Франция - 4,95 %; Саудовская Аравия - 3,22 %; Италия - 4,18 %; Россия - 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС - 30,3 %, 29 промышленно развитых государств (страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %[10].

Таким образом, несмотря на некоторое сокращение в 1970-е и 1980-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства голосов (85%). Все это означает, что США вместе с ведущими западными государствами практически располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Пересмотр квот проводится не реже одного раза в пять лет.

В апреле 2008 г. был произведен очередной пересмотр квот[11]. В результате несколько сократилось количество голосов, которыми располагают развитые страны, и увеличилось количество голосов у развивающихся стран (развитые державы поступаются в общей сложности 2,7% своих голосов в пользу развивающихся стран). У крупнейшего акционера МВФ — Соединенных Штатов пакет голосов уменьшается на 0,29%, но при этом остается блокирующим — 16,73%. В наибольшем выигрыше остаются Китай, Южная Корея, Индия, Бразилия и Мексика. Они получают прибавку в голосах от 88% (у КНР) до 0,27% (у Мексики). В «первую десятку» тех, кто остается в выигрыше, входят также Испания, Сингапур, Турция, Ирландия и Япония (в пределах от 0,12 до 0,22%)[12].


В сумме США и страны западного альянса имеют более 50% голосов против нескольких процентов Китая, Индии, России, латиноамериканских или исламских стран. Из чего очевидно, что первые обладают монополией на принятие решений, т. е. МВФ, как и ФРС, контролируется этими странами. Когда затрагиваются важнейшие стратегические вопросы, в том числе и вопросы реформы самого МВФ, только США имеют право вето[13].

Россия считается в МВФ так называемой «перепредставленной» страной. Это означает, что ее доля голосов выше, чем удельный вес российской экономики в глобальном масштабе.

Как показывает практика, существенный недостаток деятельности МВФ заключается в том, что увеличение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокупного мирового ВВП и в еще большей мере — от динамики объема международных платежей по текущим операциям. Это уменьшает возможности Фонда по влиянию на международные валютно-финансовые отношения. 

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, ее число голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам[14].

Итак, решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов)[15].

Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Исходя из этого, напрашивается вывод, что Соединенные Штаты Америки вместе с ведущими европейскими государствами имеют возможность контролировать процесс принятия решений в Международном валютном фонде, и, следовательно, направлять деятельность МВФ, исходя из своих интересов. Развивающиеся страны теоретически тоже имеют возможность не допустить принятия МВФ решений, которые их не устраивают. Но для этого необходимы скоординированные действия. Однако, учитывая разнородность развивающихся стран и их количество, достичь согласованности на практике им довольно сложно.